Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2006

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

В.В. ЛЮТЫХ,
школа № 36,
г. Норильск


Факультативные занятия по подготовке к ЕГЭ

План-конспект

11-й класс

Цель проведения данного факультативного занятия по русскому языку в 11-м классе – подготовка учащихся к успешной сдаче Единого государственного экзамена по русскому языку, а также развитие интеллектуальных способностей детей, навыков коммуникативной культуры и поиска рациональных путей выполнения работы.
Представляется целесообразным проведение такого рода занятий в форме групповой работы. Сначала учитель предлагает справочный материал для повторения. Это могут быть опорные конспекты, схемы, таблицы и обязательно тренировочные упражнения по заданной теме. Затем начинается работа в группах. Одиннадцатиклассники выполняют задания типа А и В с совместным обсуждением ответов и обязательным комментированием в случае несовпадения ответов. В конце работы – проверочный тест. Учитель может затем показать ответы, чтобы ученики сверили их со своими. Таким образом развиваются и навыки самоконтроля. Тесты для подготовки к экзаменам были взяты из КИМов 2003, 2004, 2005 гг. под редакцией Г.С. Ковалевой, а также из других сборников для подготовки к экзаменам.

Тема: «Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку».
Правописание падежных окончаний прилагательных, причастий, существительных; правописание ь в грамматических формах; правописание гласных в корне слова.

Цель: разобрать задания тестов (А7, А8, А9); повторить указанные вопросы разделов языкознания, орфографические и пунктуационные навыки; совершенствовать навыки самоконтроля.

Формы и методы: групповая работа, индивидуальная, комментированное письмо, проверочная работа.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Постановка целей и задач.

II. Работа над темой факультативного занятия.

1. Слово учителя о видах заданий А7–А9 (по ЕГЭ-2004). Выполнение тренировочных упражнений.

Цель нашего сегодняшнего занятия – отработать следующий блок задания ЕГЭ, в который входят А7, А8, А9 (правописание безударных окончаний прилагательных, причастий, существительных; ь в грамматических формах; правописание безударной гласной корня).

А7. В задании на безударные окончания существительных, прилагательных, причастий действуем следующим образом.

Если это прилагательное или причастие, ставим к нему вопрос. Ударный гласный в окончании вопроса подсказывает нужную букву. (Варианты гласных в окончаниях: е – о, и – ы). Вне контекста невозможно правильно определить окончание, так как формы с безударными окончаниями являются омофонами (звучат одинаково): со знаменем (каким?) развевающимся – о знамени (каком?) развевающемся.

Что касается безударных окончаний существительных, можно использовать алгоритм:

  • Ставим существительное в начальную форму.

  • Определяем его склонение.

  • Находим любое слово этого склонения с ударным окончанием в той же форме (с тем же предлогом).

  • Подставляем это окончание в наше слово. Учтем, что о соответствует е (окном – полем), а и – ы (красный – синий). Например: в осыпающейся хво_ (хвоя, 1-е скл., земля – в земле; в хвое), к сирен_ (3-е скл., рожь – ко ржи, к сирени).

У существительных на -й, -ие, -ия (гербарий, знание, акция) в безударных окончаниях пишется и.

У некоторых существительных имеются два равноправных варианта окончаний, иногда различающихся стилистически: Марья и Мария, письмо Марье, но Марии.

Комментированное письмо

Деревья в инее, о беспримерном подвиге, о великом труженике, в голубоватом отблеске, в бескрайней степи, к насторожившемуся зверю, в причудливом сочетании, заботиться о своей земле, к распустившейся акации.

Вывод

А8. При выполнении этого задания нужно прежде всего определить часть речи. Если слово – сущ. ж.р., надо быть особенно внимательным, так как часто происходят ошибки при написании таких слов, как стая туч, пять задач (1-е скл., ж.р., мн. ч.). Ь ставится только на конце существительных 3-го склонения. В кратких прилагательных с основой на шипящую не пишется мягкий знак: горяч, пахуч. пригож.
В глагольных формах ь пишется в повелительном наклонении, в инфинитиве и во 2-м л. ед. ч.: намажь, режь, режьте, намажьте, встаньте, бросьте, рисуешь, пишешь, заниматься, но не спится (безличная форма глагола).
Мягкий знак пишется также в наречиях, кроме слов уж, замуж, невтерпеж.

Комментированное письмо

Невмочь, сплошь, несешь, возишь, бросишь, бросишься, речь, тишь, рожь, съешьте, назначь, отрежь, глушь, не плачь, детский плач, могуч, ваш, невтерпеж, развлечься, нет лыж, товарищ, много дач.

Вывод

А9. При выполнении этого задания необходимо помнить о трех орфограммах корня: правописание проверяемых гласных корня, правописание непроверяемых гласных корня, правописание чередующихся гласных корня. Напомним корни с чередующимися согласными:

Слова с чередующимися сочетаниями в корне: я – им (обнять – обнимать), я – ин (мять – сминать).

  • Корень -зар- – -зор-– в безударном положении а.

  • Корни -гар- – -гор-, -твар- – -твор, -клан- – -клон- (в безударном положении о).

  • Корень -раст- – -ращ- – -рос- (в зависимости от последнего согласного).

  • Корень -лаг- – -лож- (в зависимости от последнего согласного).

  • Корень -кас- – -кос- (суффикс ).

  • Корни -бер- – -бир-, -мер- – -мир-, -пер-
    -пир-
    , -дер- -дир-, -тер- -тир-, -стел-
    -стил-
    , -блест--блист-, -чет--чит-, -жег-
    -жиг-
    (суффикс ), -ровн--равн-, -мок-
    -мак-
    , -плов--плав- (в зависимости от значения).

  • Омофоны (звуковое совпадение в одной форме): развевающийся (флаг) – развивающийся (ребенок). Контекст обязателен.

Объяснительный диктант

Соблюдать чистоту, частота волн, прожевать хлеб, проживать по адресу, сплотить единомышленников, заплатить долг, примирять врагов, примерять костюм, разрядить ружье, разредить всходы, пластилин, капуста, смородина, вестибюль, эксплуатация, альпинист, загореть, заря, прикоснуться, касательная, полагаться, наклониться, прилагательное, выросший, творить.

Вывод

2. Работа по группам (три вида заданий). Совместное обсуждение заданий и обязательное комментирование ответов в случае несовпадения с правильным вариантом.

Первая группа

А7. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква е?

I.

1) К строящ_йся магистрал_, в светло-син_м костюм_;
2) на открывш_мся форум_, перед цветущ_й вишн_й;
3) под засохш_м топол_м, о дальнейш_м сотрудничеств_;
4) до следующ_й встреч_, на развевающ_мся вымпел_.

II.

1) В кипуч_й деятельност_;
2) о неослабевающ_м интерес_;
3) в тончайш_й ткан_;
4) об окружающ_й действительност_.

А8. В каком ряду пишется ь?

I.

1) Пусть помнит_ся только хорошее.
2) Многие любят людей, с которыми все легко общают_ся.
3) Если вам встретит_ся непонятное слово, посмотрите в словарь.
4) Не пряч_тесь от грозы под деревом.

II.

1) Дикие животные приручают_ся с трудом.
2) Чувствует_ся приближени_ лета.
3) Запятая ставит_ся.
4) Волков боят_ся – в лес не ходить.

А9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

I.

1) Опт_мизм, подн_мающийся, интелл_ктуальный;
2) ч_стоплотный, преодол_вающий, разб_рите;
3) неприк_сновенный, препод_ватель, г_рящий;
4) к_саться, упр_влять, р_сти.

II.

1) Пор_дниться, ф_нарь, те_тральный;
2) к_мментарий, об_ятельный, заг_рать;
3) к_вычки, пок_зался, отд_ленный;
4) ш_птать, обв_нение, дог_вор.

Вторая группа

А7. В каком ряду во всех словах пишется е?

I.

1) К распустивш_йся сирен_, об улыбающ_мся сынишк_;
2) на предыдущ_м конкурс_, в осыпающ_йся хво_;
3) на цветущ_й вишн_, о дальнейш_м намерени_;
4) последн_й встреч_й, с разв_вающ_мся знамен_м;

II.

2) Чарующ_м звучани_м;
2) в высш_й степен_;
3) о мчащ_йся лошад_;
4) в светло-син_м плать_.

А8. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ь?

I.

1) Бросить клич_, утеш_ся малым;
2) не реж_те мелко, серебряная брош_ка;
3) ударить наотмаш_, намаж_ масло на хлеб;
4) быстро пострич_ся, суп горяч_.

II.

1) Без пословицы реч_ не вымолвиш_.
2) Зимой рано смеркает_ся.
3) Добро хорошо (всегда) помнит_ся.
4) Птица в гнездо стремит_ся.

А9. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные в корне можно проверить ударением?

I.

1) Опт_мизм, г_рящий, разв_вающийся (флаг);
2) г_ристый (холм), ч_стоплотный, интелл_ктуальный;
3) неприк_сновенный, исс_кать, препод_ватель;
4) посв_тить (фонарем), преод_левающий, водор_сли.

II.

1) К_мпонент, расст_лать, сх_матичный;
2) обн_вленный, сост_вление, выж_гать;
3) сист_матизация, ф_рмулировка, обв_нение;
4) обог_щение, предл_жение, д_льнейшая.

Третья группа

А7. В каком ряду во всех словах пишется е?

I.

1) С иногородн_м жител_м, о запомнивш_мся имен_;
2) о бродяч_й трупп_, о стародавн_м оружи_;
3) в потусторон_м мир_, к разросш_йся акаци_;
4) о наступающ_й зим_, о присутствующ_м гост_.

II.

1) О потерпевш_м гражданин_;
2) о состоявш_йся акци_;
3) о малейш_й возможност_;
4) о просящ_й помощ_.

А8. В каком ряду во всех словах пишется ь?

I.

1) Спелый овощ_, пришлось напряч_ся;
2) мягкий калач_, намаж_те маслом хлеб;
3) леч_ спать, полная чуш_;
4) соревнуеш_ся с ними, играют туш_.

II.

1) Свежий борщ_, напрасно сдаеш_ся;
2) среж_те ветку, разлилась желч_;
3) быстро поправиш_ся, бракованный скотч_;
4) откровенная фальш_, решить пять задач_.

А9. В каком ряду пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?

I.

1) Ст_рательно, оз_ренный, кв_танция;
2) эп_демия, пласт_линовый, пре_бразовать;
3) пре_бладать, п_чать, тор_пясь;
4) осл_жненный, м_лькают, м_тодика.

II.

1) Пон_мание, пров_рять, уд_влетворительно;
2) мат_риалистический, выт_реть, упр_щение;
3) осм_леть, п_строватый, разл_нованный;
4) возн_кать, од_брительный, к_мпромисс.

3. Проверочная работа по материалам КИМов 2004 г. (под редакцией Г.С. Ковалевой) с заполнением бланка ответов (инд.).

(Фамилия учащегося): вариант № 4, стр. 184, задание А7, А8, А9.
( ): вариант № 5, стр. 192, задание А7, А8, А9.
( ): вариант № 6, стр. 200, задание А4, А6, А7.
( ): вариант № 7, стр. 207, задание А4, А6, А7.

Ответы к проверочному тексту.

Первая группа

А7. I – 2.
II – 2.
А8. I – 4.
II – 4.
А9. I – 4.
II – 3.

Вторая группа

А7. I – 2.
II – 4.
А8. I – 3.
II – 1.
А9. I – 2.
II – 3.

Третья группа

А7. I – 4.
II – 1.
А8. I – 3.
II – 2.
А9. I – 4.
II – 3.

III. Подведение итогов работы

Домашнее задание: анализ заданий, в которых были допущены ошибки (КИМы).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru