ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
Феликс НОДЕЛЬ,
кандидат педагогических наук,
преподаватель-методист
колледжа № 17 архитектуры и менеджмента в
строительстве
Возможности самодиктанта
Сам прием всем давно и хорошо знаком:
ученикам предлагается как бы продиктовать самим
себе выученное ими наизусть. «Выгода» вроде бы
двойная: ставишь оценку по литературе, да и по
русскому получается грамотнее, чем обычно.
«Авторские знаки» можно не учитывать. Все? Как
будто бы да.
Полвека я использовал самодиктант в
вышеуказанных целях и только недавно обнаружил,
какие еще возможности он в себе таит. Моих
учеников «забрали» на эксперимент по ЕГЭ, и,
вернувшись, они рассказали, что, кроме
теоретических вопросов, им предложили написать
своего рода эссе.
Так возникла идея личного комментария
к самодиктанту. Собственно, при чтении наизусть я
и раньше не только позволял своим ученикам по
собственному выбору определить автора и
произведение, но и поощрял обоснование этого
выбора. Теперь, готовя их к контрольному
самодиктанту, я продиктовал по одному
стихотворению А.Ахматовой («Сегодня мне письма
не принесли…») и М.Цветаевой («Вчера еще в глаза
глядел…»), но разрешил заменить любое из них
своим любимым. А для того, чтобы комментарий был
квалифицированным, для примера прочитал им
разбор ряда лирических произведений
В.Маяковского из книги З.Паперного «Поэтический
образ у Маяковского» («Хорошее отношение к
лошадям», «Скрипка и немножко нервно», «Облако в
штанах» и др.) и комментарий поэта Н.Коржавина к
стихотворению А.Ахматовой «Песня последней
встречи». Поскольку он был в свое время взят мною
из журнальной публикации, процитирую его ниже:
«Совершенно замечательно начало, особенно
первые две строки, отличающиеся чисто
ахматовской точностью в передаче
психологического состояния. Сюжет здесь
довольно прост: последнее запретное свидание,
завершение какого-то тайного, обреченного
романа. Детали передают не только напряженность,
но и характер волнения: грудь беспомощно
холодеет, а шаги легки – навстречу любви. И от
нетерпения (а может, и от страха) кажется, что
много ступенек, хотя наперед известно, что их
только три. В волнении же (настолько оно велико)
произошла знаменитая путаница с перчатками… При
всей тревожности создается ощущение какой-то
легкости, следовательно, высокости чувства… что
свойственно подлинной любви… Чувство высокой
тревожности нарастает, но мы еще не знаем, с чем
оно связано. Это должны разъяснить последующие
шесть строк…
Здесь… стихотворение застопоривается
и буксует… В сущности, мы ничего… больше не
узнаем про это чувство; диалог, из которого мы как
будто должны что-то понять, так и остается
неопределенно условным, театральным… Последние
опять конкретны и… объединяясь с началом…
достойно завершают стихотворение. Ощущение
обреченной любви…».
«От
себя» ребята писали немало интересного,
прочувствованного, личного. Нередко написанное
напоминало страничку из дневника: «Я выбрала
именно это стихотворение («А ты думал – я тоже
такая» А.Ахматовой), потому что, в отличие от
А.Ахматовой, я всегда всем все прощаю, и эта черта
моего характера меня саму раздражает. Люди
иногда делают непростительные вещи. Бывает, что
меня оскорбляют, унижают люди, которые мне близки
и которым я доверяю. За мою еще совсем короткую
жизнь мне сделали столько неприятных вещей,
сколько ни одна из моих подруг и ни один мой друг
не испытывали. В этом стихотворении А.Ахматова
показывает, насколько она злопамятна, в какой-то
мере жестока и что она никогда и ни перед кем не
унизится. Ведь, когда ты унижаешься перед другим
человеком, это задевает чувство личного
достоинства. А у меня не задевает. Я очень часто
унижаюсь перед теми, которые делают мне больно. Я
понимаю, что я не должна прощать некоторые вещи,
но прощаю. Некоторые даже смеются надо мной. Я
очень хотела бы быть похожей на А.Ахматову и
иметь такой же характер, как у нее…».
Кого-то выше процитированные строки
возмутят: «Девочка не имеет представления о том,
что поэт не всегда пишет лично о себе, что есть
такое понятие – “лирический герой”. И потом, где
здесь “восприятие, истолкование, оценка”, как
того требуют экзаменационные темы последней
педагогической “пятилетки”?».
По-моему, большинство не искушенных в
поэзии людей воспринимают ее «через себя»: когда
прочитанное перекликается с чем-то пережитым и
перечувствованным. Иное – дело
специалистов-литературоведов, мнение которых
можно впрок зазубрить к экзамену или даже
списать из специальных сборников, с тем чтобы на
следующий день после экзамена забыть и о
рецензируемом, и о поэте, и о поэзии вообще. А если
искать в поэзии «свое», она еще не раз поддержит,
заставит задуматься и какую-то существенную
проблему осознать, решить.
Так, автор комментария к стихотворению
Ахматовой, приведенного выше, и второе,
цветаевское, стихотворение «В пятнадцать лет»
воспринимает также «через себя», но уже не по
различию, а по сходству: «Стихотворение
М.Цветаевой “В пятнадцать лет” мне понравилось
тем, что так же, как и я, она попрощалась с
детством. Именно в этом возрасте я почувствовала
себя “взрослой”. Я начала краситься, ухаживать
за собой гораздо больше, чем раньше. “И каждый
крик шалунье был дозволен, и каждый шаг”. Эта
цитата очень задела меня. Ведь раньше мне было
дозволено практически все. А сейчас я
повзрослела и очень хотела бы в детство, так же
как и М.Цветаева».
Если что-то и удивляет в этих
комментариях-эссе, это неумение сопоставлять
родственные стихотворения различных поэтов. Две
девочки пишут о Цветаевой и Ахматовой, словно бы
никогда не читали Пушкина. Одна из них
истолковывает стихотворение «Следующей»
М.Цветаевой, словно забыв «Я вас любил»: «Душа
М.Цветаевой настолько велика и чиста, что, даже
отдавая своего возлюбленного другой женщине, она
остается верна тому, кого любит. Искренне она
желает ему только хорошего, именно потому она
учит “следующую” не повторять ее ошибок – лишь
тогда они будут счастливы».
Другая, разбирая стихотворение
А.Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли…» и
не думает вспомнить «Осень» Пушкина: «Для меня
весна – это светлое время года, оно дарит
надежду, желание к чему-то стремиться, а у
Ахматовой – наоборот. Она сожалеет о том, что
наступила весна: это время года разлучило ее с
любимым, заставило ее страдать».
Иногда к комментарию подключаются
обстоятельства, сделавшие поэта для пишущей
особенно близким и понятным: «Поражает его
(Есенина. – Ф.Н.) восхищение любимой женщиной,
и как красиво он говорит о ней: “Глаз златокарий
омут…”, “волос твоих, цветом в осень”. Он
одухотворяет свою любовь мотивами природы…
Побывав однажды на его родине в селе
Константиново и глядя на неописуемую природу тех
мест, я поняла, почему он пишет такие красивые
стихи…».
Бывает, они несколько упрощают
комментируемое: «Лирическое стихотворение Анны
Ахматовой “Я научилась просто, мудро жить…”
читается легко и просто. Именно его певучесть
понравилась мне. В первую очередь – эти строки:
“Пушистый кот мурлыкает умильней” – приносят
душевное спокойствие. Сама героиня стиха дает
понять, что “Просто жить – это и есть счастье”.
Когда есть в душе вера, читаешь молитвы – тревоги
уходят. Еще здесь автор показывает, какие
внутренние силы человеку дает природа:
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Но все-таки для женщины, я думаю, дом и
семья – самое главное. И героиня Ахматовой
надеется все равно, что она не будет одинокой, что
“он” постучит в дверь, нарушая ночную тишину.
Несмотря на эту грусть в
стихотворении, оно нравится мне. Эти строчки
стиха учат “просто, мудро жить”».
Мне уже доводилось писать о том, что
чуть ли не на пятидесятом году учительской жизни
я нашел новые методические ходы к прежде не
любимому «изложению». Теперь вот, на пятьдесят
первом, заново открыл для себя «самодиктант».
«Век живи – век учись». Главное – уйти от
ремесленничества, от стандарта, не уставать
искать и находить свое и это же воспитывать в
учениках.
И все-таки ностальгируешь по во многом
несовершенным «советским временам» в
педагогике, когда можно было свободно писать о
любимом и нелюбимом в поэзии и прозе, а не
укладывать свои эмоции и мысли в «прокрустово
ложе» «восприятия, истолкования, оценки» в
сочинении или эссе на заданную тему в «тесте».
Иного выбора нам и нашим ученикам не оставили и,
сдается, не оставят.
|