Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №13/2006

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Б.А. ПАНОВ


Уроки русского: от упражнений к интерактивным диктантам

Чем объяснить низкий уровень практической грамотности выпускников средней школы? Если пытаться найти конструктивный ответ на этот вопрос, а не прятаться за общие формулы («они мало читают»), не рассуждать о «врожденной грамотности», не ругать министерство («опять количество часов сократили»), то придется обращаться к изучению психологических закономерностей понимания и запоминания.

Вот один из важнейших для педагогики выводов, который был сделан в результате многолетних исследований известным психологом Петром Ивановичем Зинченко еще в 60-е годы прошлого века: «Материал, составляющий непосредственную цель действия, запоминается конкретно, точно, более эффективно и прочно; тот же материал, относящийся к способам осуществления действия (операциям), запоминается обобщенно, схематично, менее эффективно и менее прочно»1.

В большинстве учебных пособий главы, посвященные орфографическим и пунктуационным правилам, строятся по одной и той же простой схеме. Сначала ученику предлагается правило, сформулированное в виде трех-четырех предложений по формуле «если…, то..., например, … ….», а ниже помещаются несколько упражнений, состоящих из примеров с пропущенными буквами и знаками препинания. Выполнение таких упражнений и составляет основную деятельность учеников при традиционном преподавании русского языка. Давайте проанализируем, что «конкретно, точно, более эффективно и прочно» запоминает ребенок при выполнении упражнений из учебников по русскому языку. В большинстве случаев, увидев слово с пропущенной буквой, обычный школьник обращается к правилу, которое напечатано в книжке перед упражнением, выбирает нужную букву и грамотно записывает слово. Правило в такой деятельности является средством достижения цели, а целью, соответственно, оказывается вставленная буква. Согласно описанной выше психологической закономерности получается, что традиционные упражнения эффективны лишь для того, чтобы запоминать, как пишутся конкретные слова, но не для того, чтобы качественно и долговременно закреплять в памяти правила. Очевидно, что выучить, как пишутся тысячи слов языка во всех грамматических формах, невозможно, гораздо рациональнее запомнить ограниченное количество общих закономерностей, по которым эти слова пишутся. Если мы хотим добиться долговременного запоминания и глубокого понимания правил, необходимо искать и разрабатывать новые, более адекватные формы работы, где именно правила оказываются целью деятельности ученика.

Первой, наиболее простой формой работы, удовлетворяющей этому требованию, являются задания, которые приводятся в так называемых тетрадях с печатной основой. Там есть упражнения, в которых ученику предлагается заполнить пропуски в формулировках правил и в текстах объяснений написания какого-либо слова и предложения. Вот пример из такой тетради, подготовленной Г.А. Богдановой для пятого класса2:

34. Вставьте нужные слова.

Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, необходимо определить его ________________. Для этого глагол надо поставить в _____________ форме. Если глагол оканчивается на -ить или является глаголом-исключением, то это глагол _______________ спряжения. Глаголы стелить, брить – _______________ спряжения.

От обычного учебника такое учебное пособие отличается тем, что ученик может записывать недостающие слова своей ручкой прямо в напечатанный текст, не переписывая его полностью в свою рабочую тетрадь. Поскольку пропущены наиболее значимые для этого правила слова, именно их и запомнит ученик, так как они и являются целью его деятельности.

Другой способ, с помощью которого можно добиться хорошего запоминания правил, – это такая работа с обычными упражнениями, когда ученик не только вставляет буквы и пропущенные знаки препинания, но и объясняет каждое свое действие устно или письменно. Но такую работу очень сложно организовать в классе, где более трех учеников: при устном объяснении учитель вынужден общаться с одним учеником, а другие ребята надолго предоставлены самим себе; при письменном – работа занимает очень много времени на уроке, кроме того, требуется время на проверку после урока. Устное объяснение каждого действия при выборе буквы или знака препинания идеально проходит только для индивидуальных занятий ученика с репетитором.

Близкими к описанной выше методике можно считать задания, которые предлагаются некоторыми компьютерными интерактивными обучающими программами. Например, в учебном курсе по русскому языку для 8–9-х классов «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» ученику предлагается не только выбрать нужную букву, но также указать верное объяснение из предложенного списка. Причем этот выбор объяснения ученик не может проигнорировать даже тогда, когда он указал букву или знак пунктуации правильно.

Во всех описанных выше способах работы на уроках целью деятельности является само правило, но каждая мысль и каждый шаг ученика оказываются строго заданы автором учебной тетради, учителем или компьютерной программой. Такая работа не способствует развитию творческой активности, она довольно быстро начинает казаться школьнику нудной и даже бессмысленной (так бывает с умными и быстро соображающими детьми: «Все уже понятно, а тут еще двадцать примеров пиши и объясняй!»). Все это не способствует эффективности обучения, по этому поводу П.И. Зинченко писал: «Полученные факты подтверждают основное положение… запоминание является результатом деятельности субъекта, определяется его активностью. Само по себе пассивное, то есть одностороннее, воздействие субъекта на органы чувств человека не приводит к его запечатлению, к запоминанию»3.

Таким видом деятельности, который бы обеспечивал глубокое понимание, долговременное запоминание и требовал личной творческой активности, является преобразование формы представления информации. На уроках математики и физики, например, функцию можно представить и в виде формулы, и в виде графика4. При изучении правописания подобным преобразованием материала из одной формы в другую можно считать перевод текстовой формулировки правила в блок-схему алгоритма.

Рассмотрите примеры.

Текстовая формулировка правила для 5-го класса.

Сложными называются прилагательные, содержащие несколько корней. Существует три случая, когда между корнями сложного прилагательного требуется поставить дефис:
1. если прилагательное обозначает оттенки цветов (например, ярко-красный, сине-зеленый);
2. если прилагательное обозначает стороны света (северо-западный, юго-восточный);
3. если в словосочетании, от которого образовалось слово, был союз и или его туда можно легко подставить (например, физико-математический).

В остальных случаях сложные прилагательные пишутся слитно.

Блок-схема, составленная по этому правилу:

Подобные схемы ученики успешно составляют практически для любого правила. Если правило состоит из множества пунктов и содержит слова-исключения, то алгоритмы получаются достаточно сложными. После того как схема нарисована, ее сразу можно проверить на конкретных примерах при выполнении обычного упражнения. Для сложных правил у ребят могут получиться различные схемы, и тогда стоит обсудить, чей алгоритм работает эффективнее (то есть для проверки подавляющего большинства слов требуется сделать меньше шагов). Если в классе оказываются ученики, интересующиеся программированием, то работа, начатая на уроке русского языка, может быть продолжена на уроке информатики или дома: алгоритм можно превратить в действующую компьютерную программу. На уроке, посвященном составлению блок-схемы, может быть не сделано ни одного упражнения, исписано совсем немного бумаги, но правило оказывается прочно закрепленным в памяти и применяется без ошибок, о чем свидетельствуют оценки за контрольные работы, проведенные как на следующем уроке, так и через полгода.

Для того чтобы грамотно писать, мало просто хорошо знать правила. Очень часто ребята не применяют правила в тех случаях, где это необходимо, так как не видят, не замечают того места в слове, где нужно вспомнить правило. Следовательно, нужны специальные упражнения, главной целью которых был бы поиск орфограмм и пунктограмм5. Если в обычных упражнениях ученикам предлагается вставлять пропущенные буквы и знаки препинания, то для решения поставленной задачи нужно делать все наоборот: ученики должны находить в тексте те места, где необходимо применить правило, и оставлять их пропущенными. Если в классе есть компьютеры, такая работа может быть легко организована следующим образом. Учитель предлагает ребятам текст, в котором заведомо есть примеры на все пункты изучаемого правила, и ученики должны превратить этот текст в упражнение (допустим, для младших классов), заменив пробелом те буквы или знаки препинания, написание которых требует применения правила. Следующий этап – это полностью самостоятельная подготовка упражнения по указанному учителем правилу: дети дома должны подобрать примеры из художественных текстов, причем так, чтобы каждый пункт правила при выполнении упражнения нужно было применить два или три раза. Такая работа в точности соответствует деятельности авторов учебных пособий, и получается, что ребята в соответствии с афоризмом «Хочешь понять сам – объясни другому» составляют учебные пособия.

Если в начале XXI века и заниматься с учениками составлением учебных пособий, то они должны быть электронные и интерактивные. Одна из рубрик портала «Грамота.ру» (http://www.gramota.ru) называется «Интерактивные диктанты» (http://learning-russian.gramota.ru/idictation.html). Она представляет собой коллекцию текстов с пропущенными буквами и знаками препинания. Если пользователь наводит стрелочку мышки на место пропуска, то открывается меню из вариантов букв или знаков препинания, которые могли бы оказаться на месте пропуска. Выбрав ту букву или знак, который посетитель портала считает правильным, можно переходить к следующему пропуску. Когда все буквы и знаки препинания вставлены, нужно нажать кнопку «Проверить», расположенную под текстом, и посмотреть, сколько и в каких местах допущено ошибок. В том случае, если пользователь после проверки захочет узнать правильное написание и выяснить, почему надо было писать иначе, он снова может навести стрелочку мышки на то место, где была вставлена буква, и увидеть в открывшемся окне объяснение. Сотрудники портала6 любезно разрешили попробовать составлять такие диктанты моим ученикам из старших классов школы № 1199 г. Москвы («Лига школ») (www.liga1199.ru), и вот уже два года практически каждую неделю коллекция диктантов пополняется новым интерактивным упражнением, подготовленным кем-то из ребят (http://learning-russian.gramota.ru/idictation.html).

Составление интерактивных диктантов оказалось очень интересным и творческим делом. Диктант, подготовленный одним учеником, выполняют не только одноклассники и ребята из других классов, но и родители, выпускники, знакомые и незнакомые люди. Начинаются обсуждения, соревнования (у кого меньше ошибок) и споры (чей текст труднее). Для некоторых родителей и детей важным открытием было то, что Интернет, оказывается, можно использовать и для учебы.

При подготовке текста для интерактивного диктанта ученик должен не только найти орфограммы и пунктограммы, места возможной ошибки, но и предположить все возможные варианты ошибочного написания, то есть поставить себя на место другого человека. В некоторых словах меню для выбора букв может быть достаточно большим, например, в слове тр_стись вместо буквы я могут быть написаны е или и, а предлог в_течени_ может быть ошибочно написан тремя способами: втечение / в течении / втечении. Кроме этого, что самое главное, для каждой орфограммы и пунктограммы ученик должен записать текстовое объяснение, то есть, пользуясь учебниками и справочниками, самостоятельно сформулировать его и определить, понятно ли объяснение потенциальному пользователю. Получается, что, помимо указанных выше качеств, составление интерактивных диктантов обладает огромным воспитательным потенциалом.

В этом учебном году форма интерактивного диктанта была перенесена и на обычные текстовые упражнения с пропущенными буквами, которые составляли дети. К упражнениям, подготовленным учениками из примеров на какое-либо одно правило, были добавлены варианты возможного написания и объяснения. В сентябре на портале «Грамота.ру» были опубликованы уже четыре таких интерактивных упражнения.

В течение 2005/06 учебного года планируется полностью опубликовать в Интернете «Учебник Грамоты», созданный учениками.

Итак, попробуем сформулировать некоторые выводы. Идеальная форма работы должна удовлетворять трем условиям: само правило должно быть целью деятельности, сам процесс должен быть для ученика активным и творческим, кроме этого, одним из этапов работы должен быть поиск орфограмм и пунктограмм в тексте. Примером такой деятельности является самостоятельная подготовка детьми интерактивных учебных пособий.


1 Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. Москва – Воронеж, 1996, с. 201.

2 Богданова Г.А. Русский язык. Рабочая тетрадь для 5-го класса. Часть I. Генжер, 1996, с. 12.

3 Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. Москва – Воронеж, 1996, с. 185.

4 Подробнее о переводе информации из одной формы в другую – в книге М.Е. Бершадского «Понимание как педагогическая категория». М., 2004, с. 30–31.

5 Под словами орфограмма и пунктограмма мы понимаем то место в слове или, соответственно, предложении, где возможно ошибочное написание.

6 Отдельное спасибо Виктору Викторовичу Свинцову, поддержавшему идею и взявшему на себя труд по редактированию материалов, подготовленных школьниками.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru