Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №13/2006

БИБЛИОТЕЧКА УЧИТЕЛЯ. ВЫПУСК LXIV

А.И.ЗАРЕЦКИЙ


Задачи и упражнения по занимательной грамматике

Лексика

На занятиях кружка занимательной грамматики нужно расширять сведения школьников о слове, его жизни в языке, рассказывать о том, как изменяется значение слов, как развиваются синонимика, многозначность, антонимия и омонимия в русском языке. Обязательно следует обращать внимание на стилистическую роль слова. При такой работе большую помощь могут оказать словари русского языка, особенно толковые. Необходимо учить школьников работать с такими словарями. Лучше всего в кружке использовать «Словарь русского языка», составленный С.И. Ожеговым (изд. 4, М., 1960), включающий 53 тысячи слов и представляющий собой краткий однотомный нормативный словарь современного русского литературного языка, и «Словарь русского языка» в 4 томах, подготовленный АН СССР (изданный в 1957–1961 гг.), являющийся также нормативным и предназначенный для широких кругов читателей. Помимо указанных словарей, можно также воспользоваться и другими.
Для пользования словарем нужно знать принципы его составления, помнить порядок букв в алфавите, уметь быстро определять, какое из данных слов стоит в словаре раньше.
Ниже приводятся упражнения, которые помогут учителю заинтересовать учащихся русским языком, помогут провести беседу об омонимах, многозначности, синонимах, антонимах. Некоторые упражнения не требуют особой подготовки, другие предполагают, что учитель предварительно расскажет ученикам о том или ином явлении в жизни слова.

Упражнения

1. Скажите, что в толковом словаре раньше: осень или весна? зима или лето? утро или вечер? собрание или собираться? обед или ужин? прыжок или прыгать? час или минута? уход или приход?

2. Расставьте в алфавитном порядке слова.

Метр, километр, сантиметр; час, минута, секунда; красный, оранжевый, желтый; яблоня, яблоко, яблочный; кинотеатр, кинофильм, кинопрокат, кинолента, киноактер, киносъемки, кинофабрика, кинорежиссер.

3. Напишите слова, значения которых приведены ниже.

...    –    отверстие вулкана.
...    –    период, продолжающийся четверть года.
...    –    место на реке, где ее можно перейти.
...    –    наука о небесных светилах.
...    –    машина для уборки хлеба.
...    –    место, где скрещиваются улицы.
...    –    место, где производится добыча камня.
...    –    машина, приводящая в движение состав поезда.
...    –    самый быстрый ход лошади.
...    –    речь, произносимая одним актером.
...    –    металл с примесью земли в том виде, в каком его извлекают из шахты.
...    –    маленькие ячейки из воска, куда пчелы кладут мед.

4. Определите, какая разница в значении слов, помещенных ниже. Составьте предложения с этими словами. При выполнении этого упражнения обязательно воспользуйтесь словарями.

а) Бесстрашный – бесстрастный, вихрь – вихор, вдохновенный – вдохновленный, волчонок – волчок, вплоть – вплотную, временный – временной, гостиница – гостиная, греческий – грецкий, дворовый – придворный, замерзший – замерший, здравица – здравница, индиец – индеец, искусный – искусственный, колос – колосс, крепостной – крепостник, невежа – невежда, нестерпимый – нетерпимый.

б) Понятный – понятливый, поступок – проступок, потчевать – почивать, преемник – приемник, прожектор – прожектер, хозяйский – хозяйственный, экскаватор – эскалатор, вытесненный – вытисненный, зонд – зонт, компания – кампания, пребывать – прибывать, предавать – придавать, презирать – призирать, разослать – разостлать, тушь – туш.

5. Попробуйте решить математическую задачу. Обратите при этом внимание на значение каждого слова.

Лес имеет круглую форму с диаметром 20 км. Как далеко лиса может забежать в этот лес?

6. Прочитайте внимательно предложение и ответьте на вопросы, помещенные после него.

Библиотека открыта, хотя дверь в библиотеку закрыта.

Почему это возможно? Нет ли тут противоречия?

7. Выясните: кто из собеседников прав?

– Может ли дождь идти два дня подряд?
– Конечно. Я сам помню, как однажды дождь шел два дня подряд.
– Как же подряд? Ведь между одним днем и другим была ночь!

8. Прочитайте внимательно текст и объясните, какая здесь стилистическая ошибка.

– Зажгли пять свечей, потом две потушили. Сколько осталось?
– Три.
– Нет, две!

9. Выясните: почему ученик ответил что он нашел х в уравнении?

Ученику нужно было найти х в уравнении:

5х2 + 20 = 100.

Он подчеркнул букву х и заявил: Я уже нашел х в уравнении.

10. В одной книге написано: Елку украшали девочки с учительницей второго класса. Помимо смысла, который вложил автор, какой второй, смешной смысл здесь получается?

11. Прочитайте отрывок из стихотворения. Назовите слово, которым обозначаются вещи, чьи признаки перечислены в строках стихотворения. Определите разные значения этого слова.

Вещь чудную во мне, читатель, ты найдешь,
Когда подробнее рассмотришь, разберешь
Мои различные деяния и свойства:
Я часто в воина вселяю дух геройства;
Небесные тела известны стали мной;
Огня ты не страшись тогда, как я с тобой;
Притом же иногда так высоко бываю,
Что храмы и дворцы ногами попираю.

12. Скажите: все ли слова стилистически правильно употреблены в приведенном ниже диалоге?

– Может ли чайник кипеть?
– Конечно, если поставить на плитку!
– А вода в чайнике может кипеть?
– Так она ж и кипит!
– Что же кипит – чайник или вода в чайнике?

13. Найдите в следующих выражениях, среди выделенных слов слова, употребленные в переносном значении.

Жар солнца – жар чувства, тяжесть багажа – тяжесть утраты, гибкость ума – гибкость ветки, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый плод, молоть зерно – молоть вздор, строить планы – строить мост, хранить ценности – хранить молчание.

14. Объясните, что значат выражения, приведенные ниже, почему можно так говорить. Подберите сами подобные примеры.

Металл в людях: стальная воля, железная энергия, золотое сердце, медный лоб, свинцовые слезы.

15. Найдите в следующих предложениях прилагательные, употребленные в переносном значении.

  • Серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю. (Н.В. Гоголь)

  • Отец у меня золотой человек. (И.С. Тургенев)

  • Холодная усмешка скривила губы Базарова. (И.С. Тургенев)

  • Мысль важная в уме его родилась, но надобно ей дать остыть. (А.С. Пушкин)

16. Определите, в чем ошибка.

Ученик написал в сочинении: Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а только велел снять с него шкуру.

17. Определите, какая допущена ошибка в тексте, помещенном ниже. Переделайте предложение так, чтобы оно было правильно построено.

Мой приятель лежал в беспамятстве. Я взял графин, расстегнул ему воротник и плеснул в лицо холодной водой.

18. (Задача-шутка.) Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилось буквы и.

19. Разберите омонимы и укажите их значения: брак, град, ключ, мир, свет, соль, среда, коса, лук, лейка, шейка. При выполнении задания пользуйтесь словарями.

20. Назовите омонимы к именам собственным, помещенным ниже.

Соня, Роман, Вера, Орел. Около Пензы есть станция Соседка. Недалеко от деревни протекает река Сестра.

21. (Задача-шутка.) Определите, какую ошибку допустил малограмотный человек, говоривший о пользе разведения герани: Из нее добывают эфир, нужный для медицинских целей и для радио.

22. Омонимы и их разновидности – одно из наиболее часто употребительных средств словесной игры (шуток) и разнообразных художественных эффектов.

а) Шутки, в которых омоним встречается два раза.

  • Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В.И. Даль)

  • Злато, злато! Сколько через тебя зла-то! (А.Н. Островский)

  • Не под дождем – постоим да подождем. (Пословица)

  • Принято поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (Козьма Прутков)

б) Шутки, в которых омоним встречается один раз.

  • Во все колокола звонят. (Можно произнести: в овсе.)

  • Он же ребенок! (Можно произнести: Он жеребенок!)

  • Тише же, ребята! (Можно произнести: Тише, жеребята!)

  • Незримый хранитель могучему дан. (Можно произнести: Могу чемодан.)

  • Ел старик хлеб с ухой, откуда же под столом рыбьи кости? (Можно произнести: Хлеб сухой.)

  • Сколько у семи ослов ушей и хвостов? (Можно произнести: У шеи хвостов.)

23. Подберите антонимы к следующим прилагательным.

Большой, великий, вежливый, гладкий, гористый, длинный, здоровый, молодой, новый, обильный, первый, передовой, редкий, старый, холодный, хороший.

24. Подберите антонимы к следующим глаголам.

Болеть, заболевать, дружить, любить, строить, уважать, удаляться.

25. Подберите антонимы к следующим существительным.

Друг, дружба, недостаток, приход, ночь, здоровье, холод, шум.

26. При работе с учащимися в кружке занимательной грамматики можно использовать некоторые явления детской речи и детского понимания значения слов. Интересный материал такого порядка можно найти в книгах В.В. Вересаева, К.И. Чуковского, А.Н. Гвоздева, Ф.А. Вигдоровой.

Дети иногда говорят вместо сухарики – кусарики, вместо молоток – колоток, вместе запонки – папонки, вместо компресс – мокресс, вместо милиционер – улиционер. Объясните, почему они так произносят слова.

Фонетика и орфография

Упражнение 27. Разрешите звуковые «пропорции»: к : г = т : ?, д : т = б : ?, в : ф = з : ?,
к : т = г : ?, м : п = н : ? (Пропорция к : г = т : ? означает: какой звук отличается от т тем же амым, чем г отличается от к?)

28. Укажите, сколько раз встречается звук [т] в предложении: Документ подписан директором.

29. Укажите, сколько раз встречается мягкий звук [з] в предложении Зина обратилась с просьбой к Лизе.

30. Выясните, какими буквами и какими звуками различаются слова Толстого и Толстова.

31. Найдите слово, в котором пять раз содержится звук [у].

32. Выберите из следующих слов отдельно слова с ударением на последнем слоге, с ударением на первом слоге, а затем все остальные.

Арбуз, верба, гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, компас, крапива, магазин, молодежь, ненависть, партер, портфель, предмет, процент, равенство, свекла, сирота, статуя, столяр.

33. Есть пословица: Любишь кататься – люби и саночки возить. Измените здесь глаголы так, чтобы речь была обращена не к одному человеку, а к нескольким (поставьте глаголы во множественном числе). Обратите внимание на ударение в этих глаголах.

34. Один человек говорит другому:

– Если сердитесь, то не сердитесь.

Обратите внимание на ударение в глаголах.

35. В трамвае один пассажир спрашивал другого:

– На следующей остановке выходите?
А другому пассажиру кондуктор напоминает:
– На следующей остановке выходите.

Объясните, чем отличаются друг от друга выделенные глаголы.

36. Прочтите выразительно начало известной басни Крылова.

Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло.

Какое слово тут имеет необычное ударение? Откуда это известно? В басне знаки ударения не проставлены.

37. Выясните, какая разница в произношении числительных в нижеприведенных предложениях.

  • Явилось около 80 человек.

  • Явилось 8–10 человек.

38. Сравните ударения выделенных слов и укажите, в чем различие.

Сначала выслушайте, потом будете говорить. Сначала вы слушайте, потом я вас буду слушать.

39. Кошка спит, а мышку видит.

В этом предложении каждая буква соответствует своему произношению. Придумайте сами такие предложения. Это окажется не таким уж легким делом.

40. Труд кормит, а лень портит.

В этом предложении одна буква не соответствует своему произношению. Найдите ее. Придумайте сами подобные предложения.

41. Объясните, как написать частицу в помещенных ниже предложениях.

  • Это был (не)обычный, рядовой концерт.

  • Это был (не)обычный, особенный концерт.

42. Вставьте, где нужно, н или нн:

  • Все делалось обдума_но, так как все было заранее обдума_о.

  • После того как содержание правил учеником осозна_о, он может отвечать осозна_о.

43. Сколько н пропущено в следующем отрывке из басни Крылова?

Предлинной хворостиной
Мужик Гусей гнал в город продавать;
И, правду исти_у сказать,
Не очень вежливо честил свой гурт гусиной...

А если бы после слова правду стоял дефис, сколько нужно писать н в слове?

44. Найдите слово, от которого можно отнимать, начиная слева, одну букву за другой, и все будут получаться существующие в языке слова.

45. Прочитайте написанное:

Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.

Морфология

Упражнение 46. Укажите, какие из следующих пар слов являются словами однокоренными и какие – словами разных корней.

Подлить – продлить, затрубить – отрубить, виноватый – извиняться, проданный – преданный, парный – паровой, конец – кончаться, смешить – смешать, безоблачный – разоблачить, носатый – носильщик, учитель – учитывать, слеза – слезать, сокровище – сокровенный, левый – львиный, нервный – неровный, старожил – сторожиха.

47. Найдите корни в следующих словах (при этом учтите, что каждое из этих слов имеет разные значения).

Дали, пила, пришли, простой, стекло.

48. Найдите корни в следующих словах.

Отвори – отвари, спеши – спиши, полоскать – поласкать, передовая – передавая.

49. В каждой тройке слов найдите по два слова однокоренных.

Пара, парный, паровой; проводы, подводный, подвода; носильщик, носатый, поднос; лето, летний, лететь.

50. Слово персона означает «лицо». Что же обозначают слова: персонал, персональный, персонаж, персонификация?

51. Как вы думаете: потому ли роза называется розой, что она розового цвета, или же, наоборот, розовый цвет называется розовым потому, что это цвет розы?

52. Верно ли, что чернила называются чернилами потому, что их наливают в чернильницу?

53. Маленькие дети иногда образуют свои слова вместо общепринятых: вместо солонка – сольница, вместо кондуктор – билетник, вместо вор – укральник, вместо компресс – мокресс.

Объясните пути образования этих слов.

54. Укажите, какие из следующих слов имеют одинаковые окончания.

Домов, столов, коров, голов, основ; степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.

55. Определите, к каким частям речи принадлежат выделенные слова.

Человек! – Это великолепно, это звучит гордо.

56. Пушкин рассказывал, что «Онегин был, по мненью многих... ученый малый, но педант». Что значит ученый малый?

57. (Шутка.) Как из двух приставок образовать повелительное наклонение глагола?

58. Найдите и исправьте ошибки в предложениях, которые написал один ученик в своих сочинениях.

Жил мельник. Когда он умер, он разделил наследство между тремя сыновьями.

Гостя вталкивали в комнату с медведем, а дверь запирали. Гость отыскал безопасный угол и прижался к стене.

59. Сравните два предложения и определите, в каком из двух случаев выстрел получился нечаянно.

  • Мальчик натянул рогатку и выстрелил.

  • Мальчик натягивал рогатку и выстрелил.

60. Какого вида глагол проводить? Образуйте парный ему глагол другого вида.

61. Если враги окружают отряд, то можно сказать: отряд, окружаемый врагами, а если деревья окружают дом, то нельзя сказать: дом, окружаемый деревьями. Объясните, почему это.

62. Вставьте, где нужно, предлог за.

Я (_) четыре года училась грамматике.

Я (_) четыре года научилась грамматике.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru