Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №13/2006

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

И. ДОБРОТИНА,
лицей № 1310,
г. Москва


Приручаем причастия

Повторяя материал о причастии и причастных оборотах, мы совершенствовали умения использовать их в речи, правильно оформлять на письме – в общем, делали их «ручными». Попутно повторяли материал о выборе н – нн в суффиксах причастий и прилагательных. Ответы на некоторые задания были очень удачными!

Задание 1

АГЕНТ 007

Итак, вы – агент 007, то есть учитесь в 7-м классе. Ваша задача: описать действия 10 человек вашего класса. Но! Во-первых, так, чтобы они этого не заметили. Во-вторых, в каждом вашем предложении должен быть причастный оборот (лучше – два). В-третьих, подписать свое сообщение выбранным вами псевдонимом, содержащим причастный оборот, например: «все знающий о тайне школьной формы».

Я, агент 007, Фастовец Стася, передаю данные о десятерых учениках седьмого класса:

Вот Даня, когда-то шею свернувший,
Вот Ваня, где-то когда-то тонувший,
Две Юли, списывающие Д/З,
Две Насти, болеющие ОРЗ,
Оставшиеся дома. Должны мне они
Две строчки причастий со словом свои.
Два Саши и Гоша, поющие РЭП,
И Маша, танцующая степ.
Не в лад, невпопад сочиняется мне:
Причастья и дети сошлися на не.

Донесение агента 007

Считаю необходимым заявить, что:
Стася, вдумчиво пишущая что-то, очень занята.
Лиза, ничего не подозревающая, спокойно выполняет задание.
Каждый ученик, узнавший о моем задании, позавидовал бы.
Катя, вдумчиво что-то пишущая, выглядит очень забавно.
Ирина Геннадьевна, давшая нам задание, наверное, очень хочет, чтобы мы были знающими детьми.

Всем интересующийся агент 007 (Суд Юлия).

Задание 2

УДИВИТЕЛЬНЫЙ РЕЦЕПТ

Вы любите удивлять? Удивлять можно вкусным пирогом, испеченным по маминому рецепту. Удивлять можно хорошим праздником, где всем весело. Удивлять можно созданием «Удивительных рецептов». Вот рецепт... догадайтесь: чего?

Итак, нужно приготовить интересно подобранные (страд. прич. прош. вр. от гл. 1-го спр.) тексты. Выбрать талантливых, умных, знающих (действ. прич., наст. вр., от гл. 1-го спр.) русский язык, видящих (действ. прич. наст. вр. от гл. 2-го спр.) все его прелести учащихся 7-го класса и попросить их написать рецепт, например, перемены. (Или грустного настроения. Или школьной столовой. Или еще чего-нибудь. Ведь им, талантливым и творческим, виднее). Непременно собрать написанные (страд. прич. прош. вр. от гл. 1-го спр.) ими рецепты и наслаждаться проявленными (страд. прич. прош. вр. от гл. 2-го спр.) грамотностью и чувством юмора.

РЕЦЕПТ ПЛОХОГО НАСТРОЕНИЯ

Итак, если мы хотим испортить себе настроение, нам понадобятся 500 г кислого-прекислого лимона и сборник грустных-прегрустных стихов, написанных (страд. прич. прош. вр. от гл. 1-го спр.) в минуты отчаяния. Тщательно выжать лимон и пить сок огромными кружками, при этом шепотом читать завывающим (действ. прич. наст. вр. от гл. 1-го спр.) голосом стихи. Расползающиеся (действ. прич., наст. вр., от гл. 1-го спр.) от слез строки стихов становятся смазанными (страд. прич, прош. вр. от гл. 1-го спр.) и совершенно нечитаемыми (страд. прич., наст. вр., от гл. 1-го спр.).

Федорова Екатерина

Задание 3

СВЕТСКАЯ ХРОНИКА

Вы – редактор раздела светской хроники. Перед вами отчет об одном званом вечере, написанный не слишком грамотным журналистом. (Там, где он сомневался, какую букву писать, он оставлял пробел.) Ваша задача – довести текст до «ума»: вставьте пропущенные буквы и допишите: чем же все закончилось? Одно условие: в продолжении должны быть причастия и прилагательные с н – нн.

В гостиной все было готово к торжеств_ой встрече, зажжены свечи и накрыт стол. Слое_ые пироги и смороди_ый сок, соле_ые грибочки и жар_ая курица, свиные котлеты и масл_ые вареники – все было расставлено и необычайно вкусно пахло, дразня аппетит всех присутствующих.
Бесприданница была необыкновенно хороша: румяная от недавнего падения на нее стекл_ой вазы и растеря_ая от сознания важности момента. К слову сказать, серебр_ое колье, что украшало ее лебед_ую шею, было не куплено в государств_ом магазине, а удачно выменяно за мешок олов_ых ложек.
Именинник в стираной-перестираной и глаженой-переглаженой рубашонке, сияющий бриллиантовыми запонками и лакирова_ыми туфлями, взволнованно поглядывал на гостей, стараясь понять, что они уже успели стащить со стола. Но гости были пуга_ыми воронами и вели себя прилично.

Повторяем словообразование

Когда мы говорили о словообразовательном гнезде, то воспользовались образом, который рождает это слово: раз есть гнездо, то есть птенцы, которые из него вылетают. И иногда улетают так далеко, что трудно понять: откуда они родом? Так получились «Шпионские страсти».

ШПИОНСКИЕ СТРАСТИ

В родовое словообразовательное гнездо

Совершенно секретно
Произошла утечка информации. На явку не пришли связные,
подтверждающие наше родство. Прошу восстановить связь по цепочке.
Пароль – морфемы.
Птенец «Маскировщик»

Инструкция для агентов:

  • Определите, какое слово является исходным.

  • Запишите словообразовательную цепочку, указав морфемы.

ШПИОНСКИЕ СТРАСТИ

В родовое словообразовательное гнездо

Совершенно секретно
Произошла утечка информации. На явку не пришли связные,
подтверждающие наше родство. Прошу восстановить связь по цепочке.
Пароль – морфемы.
Птенец «Перестрелка»

Инструкция для агентов

  • Определите, какое слово является исходным.

  • Запишите словообразовательную цепочку, указав морфемы.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru