УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
И. ДОБРОТИНА,
лицей № 1310,
г. Москва
Приручаем причастия
Повторяя материал о причастии и причастных
оборотах, мы совершенствовали умения
использовать их в речи, правильно оформлять на
письме – в общем, делали их «ручными». Попутно
повторяли материал о выборе н – нн в суффиксах
причастий и прилагательных. Ответы на некоторые
задания были очень удачными!
Задание 1
АГЕНТ 007
Итак, вы – агент 007, то есть учитесь в 7-м
классе. Ваша задача: описать действия 10 человек
вашего класса. Но! Во-первых, так, чтобы они
этого не заметили. Во-вторых, в каждом вашем
предложении должен быть причастный оборот (лучше
– два). В-третьих, подписать свое сообщение
выбранным вами псевдонимом, содержащим
причастный оборот, например: «все знающий о
тайне школьной формы».
Я, агент 007, Фастовец Стася, передаю
данные о десятерых учениках седьмого класса:
Вот Даня, когда-то шею свернувший,
Вот Ваня, где-то когда-то тонувший,
Две Юли, списывающие Д/З,
Две Насти, болеющие ОРЗ,
Оставшиеся дома. Должны мне они
Две строчки причастий со словом свои.
Два Саши и Гоша, поющие РЭП,
И Маша, танцующая степ.
Не в лад, невпопад сочиняется мне:
Причастья и дети сошлися на не.
Донесение агента 007
Считаю необходимым заявить, что:
Стася, вдумчиво пишущая что-то, очень занята.
Лиза, ничего не подозревающая, спокойно
выполняет задание.
Каждый ученик, узнавший о моем задании,
позавидовал бы.
Катя, вдумчиво что-то пишущая, выглядит очень
забавно.
Ирина Геннадьевна, давшая нам задание, наверное,
очень хочет, чтобы мы были знающими детьми.
Всем интересующийся агент 007 (Суд
Юлия).
Задание 2
УДИВИТЕЛЬНЫЙ РЕЦЕПТ
Вы любите удивлять? Удивлять можно
вкусным пирогом, испеченным по маминому рецепту.
Удивлять можно хорошим праздником, где всем
весело. Удивлять можно созданием «Удивительных
рецептов». Вот рецепт... догадайтесь: чего?
Итак, нужно приготовить интересно
подобранные (страд. прич. прош. вр. от гл. 1-го
спр.) тексты. Выбрать талантливых, умных,
знающих (действ. прич., наст. вр., от гл. 1-го спр.)
русский язык, видящих (действ. прич. наст. вр. от
гл. 2-го спр.) все его прелести учащихся 7-го
класса и попросить их написать рецепт, например,
перемены. (Или грустного настроения. Или школьной
столовой. Или еще чего-нибудь. Ведь им,
талантливым и творческим, виднее). Непременно
собрать написанные (страд. прич. прош. вр. от гл.
1-го спр.) ими рецепты и наслаждаться
проявленными (страд. прич. прош. вр. от гл. 2-го
спр.) грамотностью и чувством юмора.
РЕЦЕПТ ПЛОХОГО НАСТРОЕНИЯ
Итак, если мы хотим испортить себе
настроение, нам понадобятся 500 г
кислого-прекислого лимона и сборник
грустных-прегрустных стихов, написанных (страд.
прич. прош. вр. от гл. 1-го спр.) в минуты отчаяния.
Тщательно выжать лимон и пить сок огромными
кружками, при этом шепотом читать завывающим (действ.
прич. наст. вр. от гл. 1-го спр.) голосом стихи.
Расползающиеся (действ. прич., наст. вр., от гл.
1-го спр.) от слез строки стихов становятся
смазанными (страд. прич, прош. вр. от гл. 1-го спр.)
и совершенно нечитаемыми (страд. прич., наст. вр.,
от гл. 1-го спр.).
Федорова Екатерина
Задание 3
СВЕТСКАЯ ХРОНИКА
Вы – редактор раздела светской
хроники. Перед вами отчет об одном званом вечере,
написанный не слишком грамотным журналистом.
(Там, где он сомневался, какую букву писать, он
оставлял пробел.) Ваша задача – довести текст до
«ума»: вставьте пропущенные буквы и допишите: чем
же все закончилось? Одно условие: в продолжении
должны быть причастия и прилагательные с н –
нн.
В гостиной все было готово к
торжеств_ой встрече, зажжены свечи и накрыт стол.
Слое_ые пироги и смороди_ый сок, соле_ые грибочки
и жар_ая курица, свиные котлеты и масл_ые вареники
– все было расставлено и необычайно вкусно
пахло, дразня аппетит всех присутствующих.
Бесприданница
была необыкновенно хороша: румяная от недавнего
падения на нее стекл_ой вазы и растеря_ая от
сознания важности момента. К слову сказать,
серебр_ое колье, что украшало ее лебед_ую шею,
было не куплено в государств_ом магазине, а
удачно выменяно за мешок олов_ых ложек.
Именинник в стираной-перестираной и
глаженой-переглаженой рубашонке, сияющий
бриллиантовыми запонками и лакирова_ыми туфлями,
взволнованно поглядывал на гостей, стараясь
понять, что они уже успели стащить со стола. Но
гости были пуга_ыми воронами и вели себя
прилично.
Повторяем словообразование
Когда мы говорили о
словообразовательном гнезде, то воспользовались
образом, который рождает это слово: раз есть
гнездо, то есть птенцы, которые из него вылетают.
И иногда улетают так далеко, что трудно понять:
откуда они родом? Так получились «Шпионские
страсти».
ШПИОНСКИЕ СТРАСТИ
В родовое словообразовательное гнездо
Совершенно секретно
Произошла утечка информации. На явку не пришли
связные,
подтверждающие наше родство. Прошу восстановить
связь по цепочке.
Пароль – морфемы.
Птенец «Маскировщик»
Инструкция для агентов:
Определите, какое слово является
исходным.
Запишите словообразовательную
цепочку, указав морфемы.
ШПИОНСКИЕ СТРАСТИ
В родовое словообразовательное гнездо
Совершенно секретно
Произошла утечка информации. На явку не пришли
связные,
подтверждающие наше родство. Прошу восстановить
связь по цепочке.
Пароль – морфемы.
Птенец «Перестрелка»
Инструкция для агентов
Определите, какое слово является
исходным.
Запишите словообразовательную
цепочку, указав морфемы.
|