УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
С.П. ДОЦЕНКО,
г. Новокубанск,
Красноярский край
Эти утомительные дополнительные...
5-й класс
За много лет работы в школе я знаю, что
не все дети одинаково усваивают темы русского
языка. Кому-то нужны дополнительные занятия. На
этих занятиях надо помочь детям полюбить предмет
«русский язык», помочь им поверить в себя, и тогда
занятия будут успешными.
Не секрет, что есть ученики, которые
из-за плохо понятной темы не выполняют домашнее
задание, стесняются работать в классе у доски.
Неуспешному, отстающему ученику
иногда нужна лишь небольшая поддержка,
дополнительное понимание, и он справится с
трудностями.
На первом занятии учимся правильно
определять части речи. Для этого в тетрадке
рисуем шесть рамок, по количеству
самостоятельных частей речи, и подписываем их:
«Существительное», «Прилагательное» и т.д. Уже
эта необычность работы нравится детям. Затем на
«дорожках» между рамками записываем слова. Кто
знает, какая это часть речи, сразу вносит слово в
нужную рамку, кто не знает, тот чертит стрелочку,
таким образом «провожая» слово на его место.
Сначала я диктую только слова, затем,
когда работа понята, несколько раз проверена
(прочтены все слова из рамок), диктую небольшие
простые предложения.
Например:
Группа геологов выехала на
рассвете в грузовой машине в тайгу.
Проверяем не только правильное
распределение слов по рамкам, но и их написание.
Так работаем весь дополнительный час.
Опрашиваю всех, оценки не ставлю. Здесь важно
уверить ребенка в том, что он все может не хуже
других.
Сияют глаза детей, когда в ответ на
правильное объяснение он слышит: «Умница!»,
«Молодец!». Дома прошу дописать по нескольку слов
в каждую рамочку.
На другом занятии, проверив домашнюю
работу и повторив, на какие вопросы отвечают
самостоятельные части речи, и сколько их, учим,
играя, какие существительные относятся к I, II и III
склонениям. Стараюсь давать примеры, легко детям
запоминающиеся. Например:
– Самый дорогой человек?
– Мама.
– Кем доводится вам брат мамы?
– Дядей.
– Как называется земля, на которой
сеют, которую пашут?
– Поле.
– Что сеют в поле?
– Зерно.
– На ком пахали поле до появления тракторов?
– На коне.
А III склонение по праву можно назвать
женским: к нему относятся существительные
женского рода, в конце этих слов пишется ь.
Сообща находим примеры: мать, дочь, рожь, печь,
тишь, степь, вещь, ткань и т.д.
Теперь, когда ученики после
тренировок-повторений хорошо запомнили, к какому
склонению какие существительные относятся,
учимся правильно их склонять.
Обводим красным фломастером падежи, у
которых падежное окончание – е, запоминаем:
Тренировочные упражнения теперь
выполняются быстро, с интересом.
Из любой книжки-раскраски
распечатываю на ксерокопии картинки. С ними
детям очень нравится работать. Нужно с помощью
картинки доказать, что существительное – самая
главная самостоятельная часть речи, она чаще
других употребляется.
Задание 1.
Придумайте рассказ на тему «Кошкин
дом» из одних существительных (можно
использовать союзы и предлоги).
КОШКИН ДОМ
Кошка – Мурка. Кот-сторож – Василий.
Дом (в)огне. Пожар! (В)глазах кота Василия (и) кошки
ужас, страх.
Дорога. Бег животных (от)пламени. Крыша (в)огне.
Дым, гарь, пламя.
Наказание (за)жестокость (к)сиротам котятам.
Задание 2
Существительные I склонения
раскрасьте красным цветом, II склонения – синим,
III склонения – зеленым.
Работы проверяются тут же в классе,
исправляются, дополняются.
Далее переходим к синтаксическому
разбору предложения.
Задание 3
Выпишите из предложения
словосочетания.
Запушил кусты метелицей цвет
черемухи в саду.
Находим грамматическую основу
предложения.
Что? цвет. Цвет (что сделал?)
запушил.
Тут же уточняю, что цвет запушил не может быть
словосочетанием, это предложение, оно выражает
законченную мысль.
Смотрим, чем выражено подлежащее и какие слова с
ним связаны, от него зависят.
Цвет (чего? какой?) черемухи. Больше
зависимых от подлежащего слов нет. Смотрим, какие
слова связаны со сказуемым.
Запушил (кого? что?) кусты.
Запушил (чем?) метелицей.
Запушил (где?) в саду.
Вот так, стараясь заинтересовать детей своим
предметом, помогаю им на дополнительных
занятиях. Любой учитель может продолжить серию
примеров, подходя к этому творчески.
|