Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №13/2006

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

С.П. ДОЦЕНКО,
г. Новокубанск,
Красноярский край


Эти утомительные дополнительные...

5-й класс

За много лет работы в школе я знаю, что не все дети одинаково усваивают темы русского языка. Кому-то нужны дополнительные занятия. На этих занятиях надо помочь детям полюбить предмет «русский язык», помочь им поверить в себя, и тогда занятия будут успешными.

Не секрет, что есть ученики, которые из-за плохо понятной темы не выполняют домашнее задание, стесняются работать в классе у доски.

Неуспешному, отстающему ученику иногда нужна лишь небольшая поддержка, дополнительное понимание, и он справится с трудностями.

На первом занятии учимся правильно определять части речи. Для этого в тетрадке рисуем шесть рамок, по количеству самостоятельных частей речи, и подписываем их: «Существительное», «Прилагательное» и т.д. Уже эта необычность работы нравится детям. Затем на «дорожках» между рамками записываем слова. Кто знает, какая это часть речи, сразу вносит слово в нужную рамку, кто не знает, тот чертит стрелочку, таким образом «провожая» слово на его место.

Сначала я диктую только слова, затем, когда работа понята, несколько раз проверена (прочтены все слова из рамок), диктую небольшие простые предложения.

Например:

Группа геологов выехала на рассвете в грузовой машине в тайгу.

Проверяем не только правильное распределение слов по рамкам, но и их написание.

Так работаем весь дополнительный час. Опрашиваю всех, оценки не ставлю. Здесь важно уверить ребенка в том, что он все может не хуже других.

Сияют глаза детей, когда в ответ на правильное объяснение он слышит: «Умница!», «Молодец!». Дома прошу дописать по нескольку слов в каждую рамочку.

На другом занятии, проверив домашнюю работу и повторив, на какие вопросы отвечают самостоятельные части речи, и сколько их, учим, играя, какие существительные относятся к I, II и III склонениям. Стараюсь давать примеры, легко детям запоминающиеся. Например:

– Самый дорогой человек?
– Мама.
– Кем доводится вам брат мамы?
– Дядей.

– Как называется земля, на которой сеют, которую пашут?
– Поле.
– Что сеют в поле?
– Зерно.
– На ком пахали поле до появления тракторов?
– На коне.

А III склонение по праву можно назвать женским: к нему относятся существительные женского рода, в конце этих слов пишется ь. Сообща находим примеры: мать, дочь, рожь, печь, тишь, степь, вещь, ткань и т.д.

Теперь, когда ученики после тренировок-повторений хорошо запомнили, к какому склонению какие существительные относятся, учимся правильно их склонять.

Обводим красным фломастером падежи, у которых падежное окончание – е, запоминаем:

Тренировочные упражнения теперь выполняются быстро, с интересом.

Из любой книжки-раскраски распечатываю на ксерокопии картинки. С ними детям очень нравится работать. Нужно с помощью картинки доказать, что существительное – самая главная самостоятельная часть речи, она чаще других употребляется.

Задание 1.

Придумайте рассказ на тему «Кошкин дом» из одних существительных (можно использовать союзы и предлоги).

КОШКИН ДОМ

Кошка – Мурка. Кот-сторож – Василий.
Дом (в)огне. Пожар! (В)глазах кота Василия (и) кошки ужас, страх.
Дорога. Бег животных (от)пламени. Крыша (в)огне. Дым, гарь, пламя.
Наказание (за)жестокость (к)сиротам котятам.

Задание 2

Существительные I склонения раскрасьте красным цветом, II склонения – синим, III склонения – зеленым.

Работы проверяются тут же в классе, исправляются, дополняются.

Далее переходим к синтаксическому разбору предложения.

Задание 3

Выпишите из предложения словосочетания.

Запушил кусты метелицей цвет черемухи в саду.

Находим грамматическую основу предложения.
Что? цвет. Цвет (что сделал?) запушил.
Тут же уточняю, что цвет запушил не может быть словосочетанием, это предложение, оно выражает законченную мысль.
Смотрим, чем выражено подлежащее и какие слова с ним связаны, от него зависят.
Цвет (чего? какой?) черемухи. Больше зависимых от подлежащего слов нет. Смотрим, какие слова связаны со сказуемым.

Запушил (кого? что?) кусты.
Запушил (чем?) метелицей.
Запушил (где?) в саду.

Вот так, стараясь заинтересовать детей своим предметом, помогаю им на дополнительных занятиях. Любой учитель может продолжить серию примеров, подходя к этому творчески.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru