УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
В.И. ШЕНКМАН,
г. Пермь
Загадки на уроках орфографии
5–7-е классы
На уроках русского языка часто
используются тексты малых жанров русского
фольклора, которые привлекают именно своим
небольшим объемом, а также особым содержанием,
имеющим воспитательное, развивающее значение.
Эти тексты (подборки текстов по какой-либо
определенной теме) предлагаются для наблюдения и
анализа при изучении самых разных языковых
разделов – от фонетики до синтаксиса.
Знакомясь с разными методическими
рекомендациями, постоянно чему-то учишься, что-то
заимствуешь, что-то открываешь для себя. Так,
когда-то давно в методическом пособии
Е.И. Никитиной «Уроки русского языка в 4-м
классе» (М., 1975) нашла интересный прием
использования загадки при обучении орфографии:
несколько загадок подбираются таким образом,
чтобы отгадки были на одно орфографическое
правило (см. стр. 28, 37–38 указанного издания). К
сожалению, таких подборок в пособии было мало, и я
решила продолжить это славное дело, которое с
годами переросло буквально в болезнь
собирательства. Теперь в моей коллекции загадок
много, и самых разных: народных (в том числе
простых, знакомых детям и весьма архаических),
литературных, порой даже самодельных; некоторые
из них очень изящные, красивые, другие немного
корявые, неуклюжие. Загадки собирались из разных
источников «для домашнего пользования», поэтому,
к сожалению, не все имена авторов литературных
загадок сохранились (полагаю, что это допустимо,
так как загадка — такой жанр, который легко
фольклоризируется).
Загадки на уроках орфографии в 5–7-х
классах вызывают у детей положительные эмоции,
возбуждают интерес, активизируют внимание,
вносят необходимое разнообразие в утомительную
тренировочную работу по формированию навыков
правописания. Оригинальная, яркая загадка
поможет красиво начать изучение орфографической
темы, создать проблемную ситуацию и т.д.
Интересной для учеников формой
является творческий словарный диктант, который
используется на уроках в разных модификациях,
например: «Узнай слово по толкованию его
лексического значения», «Подскажи словечко»,
«Отгадай загадку». Подобный словарный диктант на
этапе обучения может состоять даже из
минимального количества слов-отгадок.
Отгадывание будет облегчаться благодаря тому,
что искомое слово предполагает наличие
конкретной орфограммы. Если загадка трудная,
учитель может подсказать, в каком направлении
искать ответ, или прочитать еще одну загадку про
то же самое (в предлагаемой ниже подборке порой
встречается несколько текстов об одном и том же
загаданном объекте, и это особенно наглядно
иллюстрирует неистощимость народного и
авторского творчества). Можно также
предварительно записать отгадки на доске в
качестве справочного материала.
В настоящее время
использование загадок на уроке, и в первую
очередь именно народных, также особенно
актуально как одно из средств формирования
культурологической компетентности учеников.
Народные загадки являются ярчайшим феноменом
исконной русской культуры: отражают разные
периоды жизни русского народа, его жизненные
ценности, представления о явлениях природы, о
явлениях материальной и духовной культуры.
Загадки познакомят детей с забытыми предметами
народного быта: «Стоит свинка — вырезана спинка,
кто подойдет, тот и ткнет» (колодец); «Четыре
ноги, два уха, один нос да брюхо» (самовар); «Сам
дубовый, пояс вязовый» (бочка). В них наглядно
представлены и языковое мастерство народа, его
удивительная наблюдательность и меткость
выражения, яркость, образность народной
фантазии. Как точно подмечены и лаконично,
образно выражены признаки загаданных предметов,
например, в следующих загадках: «Сама нагая —
рубашка в пазушке» (свеча); «В тесной избушке
ткут холсты старушки» (пчелы)! В
лингвокультурологическом плане образная
сторона текста загадки имеет особое значение:
многие загадки основаны на метафоре, а метафора
есть «орудие мышления и познания мира»*.
Интересно детям отгадывать и
современные загадки о тех вещах и предметах,
которые являются непосредственной частью их
жизни: о шортах, компьютере, головоломке,
аквариуме и многих других.
Через загадку обогащается словарный запас
учеников, активный и пассивный, развиваются
языковое чутье, наблюдательность. После
отгадывания загадок можно попробовать перейти к
их сочинению.
* В.А. Маслова.
Лингвокультурология: Учебн. пособие для студ.
высш. учебн. заведений. М., 2001. С. 88, 91.
|