Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №14/2006

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

В.И. ШЕНКМАН,
г. Пермь


Загадки на уроках орфографии

5–7-е классы

На уроках русского языка часто используются тексты малых жанров русского фольклора, которые привлекают именно своим небольшим объемом, а также особым содержанием, имеющим воспитательное, развивающее значение. Эти тексты (подборки текстов по какой-либо определенной теме) предлагаются для наблюдения и анализа при изучении самых разных языковых разделов – от фонетики до синтаксиса.

Знакомясь с разными методическими рекомендациями, постоянно чему-то учишься, что-то заимствуешь, что-то открываешь для себя. Так, когда-то давно в методическом пособии Е.И. Никитиной «Уроки русского языка в 4-м классе» (М., 1975) нашла интересный прием использования загадки при обучении орфографии: несколько загадок подбираются таким образом, чтобы отгадки были на одно орфографическое правило (см. стр. 28, 37–38 указанного издания). К сожалению, таких подборок в пособии было мало, и я решила продолжить это славное дело, которое с годами переросло буквально в болезнь собирательства. Теперь в моей коллекции загадок много, и самых разных: народных (в том числе простых, знакомых детям и весьма архаических), литературных, порой даже самодельных; некоторые из них очень изящные, красивые, другие немного корявые, неуклюжие. Загадки собирались из разных источников «для домашнего пользования», поэтому, к сожалению, не все имена авторов литературных загадок сохранились (полагаю, что это допустимо, так как загадка — такой жанр, который легко фольклоризируется).

Загадки на уроках орфографии в 5–7-х классах вызывают у детей положительные эмоции, возбуждают интерес, активизируют внимание, вносят необходимое разнообразие в утомительную тренировочную работу по формированию навыков правописания. Оригинальная, яркая загадка поможет красиво начать изучение орфографической темы, создать проблемную ситуацию и т.д.

Интересной для учеников формой является творческий словарный диктант, который используется на уроках в разных модификациях, например: «Узнай слово по толкованию его лексического значения», «Подскажи словечко», «Отгадай загадку». Подобный словарный диктант на этапе обучения может состоять даже из минимального количества слов-отгадок. Отгадывание будет облегчаться благодаря тому, что искомое слово предполагает наличие конкретной орфограммы. Если загадка трудная, учитель может подсказать, в каком направлении искать ответ, или прочитать еще одну загадку про то же самое (в предлагаемой ниже подборке порой встречается несколько текстов об одном и том же загаданном объекте, и это особенно наглядно иллюстрирует неистощимость народного и авторского творчества). Можно также предварительно записать отгадки на доске в качестве справочного материала.

В настоящее время использование загадок на уроке, и в первую очередь именно народных, также особенно актуально как одно из средств формирования культурологической компетентности учеников. Народные загадки являются ярчайшим феноменом исконной русской культуры: отражают разные периоды жизни русского народа, его жизненные ценности, представления о явлениях природы, о явлениях материальной и духовной культуры. Загадки познакомят детей с забытыми предметами народного быта: «Стоит свинка — вырезана спинка, кто подойдет, тот и ткнет» (колодец); «Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо» (самовар); «Сам дубовый, пояс вязовый» (бочка). В них наглядно представлены и языковое мастерство народа, его удивительная наблюдательность и меткость выражения, яркость, образность народной фантазии. Как точно подмечены и лаконично, образно выражены признаки загаданных предметов, например, в следующих загадках: «Сама нагая — рубашка в пазушке» (свеча); «В тесной избушке ткут холсты старушки» (пчелы)! В лингвокультурологическом плане образная сторона текста загадки имеет особое значение: многие загадки основаны на метафоре, а метафора есть «орудие мышления и познания мира»*.

Интересно детям отгадывать и современные загадки о тех вещах и предметах, которые являются непосредственной частью их жизни: о шортах, компьютере, головоломке, аквариуме и многих других.

Через загадку обогащается словарный запас учеников, активный и пассивный, развиваются языковое чутье, наблюдательность. После отгадывания загадок можно попробовать перейти к их сочинению.


* В.А. Маслова. Лингвокультурология: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений. М., 2001. С. 88, 91.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru