Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №14/2006

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Е.А. СЫЧЕВА,
гимназия № 1541,
г. Москва


Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»

9-й класс

Данная контрольная работа рассматривается как итоговая форма проверки знаний и умений учащихся по теме «Сложноподчиненное предложение». Именно такая форма работы позволяет увидеть, как учащиеся усвоили грамматический материал, в отличие от диктанта, который проверяет лишь грамотность.
Работа содержит шесть вариантов, что позволяет ее использовать в целом классе. Каждый из вариантов содержит четыре однотипных задания.
Учащиеся должны показать умение определять типы придаточных предложений, виды подчинения, составлять горизонтальные и вертикальные схемы.
Контрольная может быть использована при повторении в конце или в начале года, а также в 11-м классе при подготовке к итоговой аттестации, так как данный материал входит в Единый государственный экзамен по русскому языку.

1-й вариант

1. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, определите тип придаточного, составьте схему.

Ночной полет сов так тих и беззвучен что самые чуткие животные его не примечают.
Товарищи спросили меня правда ли в этом овраге есть выводок волчат.
(Что)бы не сбиться с пути надо сильным расти.
Немногим более недели прошло с той поры как судьба свела в степи всех этих людей.

2. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного, составьте схему.

Идите куда пошли ребята. Спросите куда они двинулись. Идите в актовый зал куда пошли все.

3. Замените сложносочиненное предложение (ССП) сложноподчиненным (СПП) с придаточным следствия. Перестроенное предложение запишите.

Наступили холода, и полевые работы пришлось прекратить.

4. Составьте предложение из его частей, запишите схему (вертикальную) и определите вид подчинения.

Она не могла не отметить;
как ни была она взволнована;
что немцы располагают здесь зенитной артиллерией.

2-й вариант

1. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, определите тип придаточного, составьте схему.

Лесник вывел нас на огромную поляну и хотя уже был поздний час показал звероферму.
(Что)бы сделать что-нибудь великое нужно все силы души устремить в одну точку.
Приглушенными были голоса ручьев словно они только еще разучивали свои песни.
Сколько раз я уже убеждался что ничто хорошее не повторяется.

2. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного, составьте схему.

Песчаная дорога ведет к мостику под которым сочится и журчит невидимая речка. Мне припомнилась нынче собака что была моей юности друг. Новое общество должно быть таким чтобы каждый входил в него со своим талантом.

3. Замените сложноподчиненные предложения (СПП) сложноподчиненными предложениями с придаточными следствия. Перестроенные предложения запишите.

До глубокой осени лилась с неба вода так, что нельзя было на поля выйти.
Движение по шоссе замедлилось, потому что стоял густой туман.

4. Расставьте знаки препинания, определите вид подчинения. Составьте вертикальную схему каждого предложения.

Если я тебя придумала стань таким как я хочу.
Весной иволга появляется поздно когда рощи уже одеты листвой и все лесные птицы давно улетели.

3-й вариант

1. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, определите тип придаточного, составьте схему.

И всюду где только лес был пореже лежали на земле белые холсты лунного света.
Погода была холодная ветреная так что сугробы намело выше окон.
Сердце так стиснулось что его не стало слышно.
Говорят что человеку время от времени полезно пожить в одиночестве.

2. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного, составьте схему.

Как человек озаряет те места где он живет.
Там где небо встретилось с землей горизонт родился молодой.
Я не знаю где граница меж товарищем и другом.

3. Составьте два сложноподчиненных предложения с союзом так что: с придаточными следствия и образа действия.

4. Расставьте знаки препинания, определите вид подчинения. Составьте вертикальную схему каждого предложения.

(Не)смотря на то что неприятель не только не убавил огня а все усиливал его бежавшим в лесу казалось что наступила абсолютная тишина.
Человек наделен разумом и творческой силой чтобы преувеличивать то что ему дано.

4-й вариант

1. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, определите тип придаточного, составьте схему.

Прекрасное прекрасно оттого что есть и безобразное на свете.
Как человек озаряет те места где он живет.
С осени когда пруды начинали покрываться пленкой мы с нетерпением наблюдали за их замерзанием.
Для меня невозможно счастье если я не могу разделить это счастье с другом.

2. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного, составьте схему.

Зрители не заметили что фокусник наполнил стакан водой. Зрители не заметили когда фокусник наполнил стакан водой. Зрители не заметили как фокусник наполнил стакан водой.

3. Замените простое предложение сложноподчиненным (СПП). Перестроенные предложения запишите.

С наступлением холодов работа геологов прекратилась.
На месте впадения реки в озеро растет новый город.

4. Составьте вертикальную схему и определите вид подчинения.

Туманам плыть и плыть пока росой не упадут чтоб землю напоить.
Когда ясна цель когда мы организованны и единодушны для нас нет невыполнимых задач.

5-й вариант

1. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, определите тип придаточного, составьте схему.

Стало мне вдруг хорошо на душе словно детство мое вернулось.
Мальчишки (не)смотря на то что их осыпало дождевыми каплями продолжали рвать орехи.
Воздух так чист что видна каждая ветка.
Период обращения Луны вокруг Земли всегда одинаков о чем люди знали еще сотни лет назад.

2. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного, составьте схему.

Скажите что пришли родители. Скажите чтобы пришли родители. Скажите когда прийти родителям.

3. Замените простые предложения с причастным и деепричастным оборотами на сложноподчиненное предложение. Перестроенные предложения запишите.

На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.
Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.

4. Составьте предложение по его частям, запишите схему (вертикальную) и определите вид подчинения.

Что смерть к тебе идет;
не страшно знать;
коль умираешь ты за свой народ.

6-й вариант

1. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, определите тип придаточного, составьте схему.

По мере того как он говорил лицо Валька делалось все сумрачнее.
О соловьях их пении рассказано так много что трудно сказать что-то новое.
Поднявшись на небольшой холмик откуда начиналась узкая тропинка я оглянулся.
Если человек стал хуже то все ему хуже кажется.

2. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного, составьте схему.

Зрители не заметили что фокусник наполнил стакан водой. Зрители не заметили когда фокусник наполнил стакан водой. Зрители не заметили как фокусник наполнил стакан водой.

3. Составьте два сложноподчиненных предложения с союзом так что: с придаточными следствия и степени.

4. Составьте вертикальную схему каждого предложения. Расставьте знаки препинания. Определите вид подчинения.

Мне кажется что я тоже полечу в глубокую и грязную трясину если я сделаю еще хоть один шаг.
Весною иволга появляется поздно когда рощи уже одеты листвой и все лесные певчие птицы давно прилетели.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru