Я ИДУ НА УРОК
О.П. ЭХИНА,
г. Москва
Обстоятельства
Заключительный урок в 8-м
коррекционном классе
Цели урока:
I. Образовательные:
а) различать виды обстоятельств по
значению и определять способы их выражения;
б) использовать обстоятельства для придания речи
точности, ясности, выразительности;
в) закрепить навыки расстановки знаков
препинания.
II. Развивающие: активизировать
познавательную деятельность учеников,
стимулировать и развивать мыслительные
процессы, развивать память, внимание, быстроту
реакции.
ЭТАПЫ УРОКА
I этап. Актуализация
1. Буквенный диктант. (Тренирует
умение выделять грамматическую основу
предложения; одновременно развивает внимание и
быстроту реакции.)
Учитель читает предложения, ученики
записывают только первые буквы слов
грамматических основ.
Храпит у костра усталый охотник.
Рассветает.
Первым очнулся Шурик. Отлично отдохнул!
(Ответ: хорошо.)
Другой вариант:
Хозяин собаки оказался родственником
нашей соседки по дому: Оксана шла по лесу
и не оглядывалась.
2. Заполнение «слепой» таблицы.
|
|
Обстоятельства |
|
Вопросы
косвенных
падежей |
|
Выводы ученики делают сами.
Как мы определяем, каким членом
предложения является слово? – Только по
вопросам от главных слов в словосочетании.
3. Закончите определение
обстоятельства (записано на доске).
Обстоятельство – это ... член
предложения, который обозначает ..., ... и отвечает
на вопросы ...? ...? ...?
Два-три ученика повторяют правильный
ответ (развитие монологической речи), один из
учеников подходит к доске и подчеркивает, как
принято (точкой – тире), название темы урока, в
скобках добавляя вопросы обстоятельств.
Примечание. За удачные (правильные)
ответы на все предыдущие и последующие вопросы
можно давать цветные карточки (полоски,
кружочки, ...). Накопивший определенное число
таких карточек имеет шанс получить более высокую
оценку за работу на уроке, которая будет
ставиться в конце, после выполнения
самостоятельной работы.
II этап. Закрепление
Задание 1. Учитель произносит
вслух предложения. Ученики записывают только
те, в которых есть обстоятельства.
Подчеркивают их:
1) Постепенно гаснут в небе звезды.
2) Проходит летняя гроза.
3) Воздух чист и прозрачен.
4) Золотая осень землю наряжает.
5) Завтра утром мы пойдем в лес за грибами.
6) Колокольчик однозвучный утомительно гремит.
Вопрос классу. Сколько
обстоятельств вы подчеркнули? Определите их вид.
(Слабые ученики работают по таблице учебника.)
Задание 2 – творческое. На
доске написано следующее:
1) (Обстоятельство времени) + мы
отправились в лес + (обстоятельство цели);
2) (обстоятельство места) + поднималось солнце;
3) (обстоятельство времени) + неожиданно начался
сильный ливень.
Сконструируйте предложения и запишите
их в тетради, подчеркнув обстоятельства. Сколько
обстоятельств вы употребили?
Задание 3. Поиграем! (Устно.)
1. Найдите определение, возьмите у
него приставку.
Почему в полученном слове пишутся две
буквы с? Составьте предложение с
полученным обстоятельством. Определите его вид
(по таблице).
III этап. Обратная связь
Блицопрос (определение реального
результата – быстрая проверка, как усвоено
пройденное на уроке).
I. Для чего нужны второстепенные
члены?
а) Распространяют грамматическую
основу;
б) иногда распространяют друг друга;
в) ничего не распространяют;
г) для усложнения жизни школьников;
д) для обогащения речи.
(Ответ: а, б, д)
II. Как найти второстепенные члены?
а) Найти грамматическую основу;
б) от основы задавать необходимые вопросы;
в) догадаться.
(Ответ: а, б)
III. Какие вы знаете второстепенные
члены?
а) Определение;
б) дополнение;
в) обращение;
г) подлежащее;
д) обстоятельство;
е) причастный оборот.
(Ответ: а, б, д)
IV этап. Подведем итог
Что мы вспомнили, закрепили сегодня на
уроке?
1) Обстоятельства – это второстепенные
члены...
2) Отвечают на вопросы...
3) Обозначают...
IV этап. Диагностика.
Самостоятельная работа
Индивидуальные задания на карточках.
Задания усложняются от меньшего номера карточки
к большему. Задания даются в двух формулировках:
а) (Для учеников послабее.)
Перепишите, раскрыв скобки. Вставьте буквы и, где
необходимо, запятые. Подчеркните обстоятельства,
поставьте сверху вопрос к ним. Определите по
таблице вид обстоятельств.
б) (Для более сильных.) Перепишите,
добавив буквы и запятые. Подчеркните
обстоятельства и определите их вид.
Карточка 1
Утром в путь она умчалась рано по
лазури весело играя. Самолет летел высоко над
тайгой. Разбудил он его очень (не)осторожно.
Сквозь в_лнистые туманы проб_рается луна на
п_чальные поляны льет п_чально свет она.
Карточка 2
Мертвая тишина стояла кругом. Справ_
т_нулся лес. Рано утром разбудили меня тр_мваи и
тр_(л,лл)ейбус. (В)низу сонно б_рмотала река
всплескивала живо рыба вокруг головы тонко
звенели комарики. С утра до вечера я был занят
срочной работой.
Карточка 3
Утром он (не)осторожно разбудил меня.
Число митингующих возросло (в)пятеро. Мы
(не)ожида(н,нн)о в_ехали в кусты. Заяц выскочил из
лесу и побежал полем. Мать от восхода солнца до
заката занята бесконечной работой. Мы ждали его
около часа. Его отправили в город на лечение.
Карточка 4
Море разыгралось (не)(на)шутку. Всю ночь
волны с грохотом обрушивались на берег. Вчера мы
заночевали в лесу. (В)течение суток горяч_я вода
не шла (из)за авари_ в котельной. (В)случа_ дождя
экскурсия отм_няется. (Из)за шума дождя н(е,и)чего
(не)было слышно.
Карточка 5
Солнце (не)ожида(н,нн)о село и на небе
задумч_во зам_рали розовые обл_ка. Стая птичек с
шумом вылетела из сарая. Мы вышли на улицу
подышать свежим воздухом. Как парус чайка там
белеет в небе. На черном как тушь небе
(не)мелькнет (не,ни)одна звездочка. Они повернули
вправ_ и побрели (не)спеша по дороге.
VI. Домашнее задание
Упражнение по учебнику или задание на
карточке.
Перепишите текст, расставляя знаки
препинания. Обозначьте обстоятельства и
определите их вид.
1. Солнце с_дилось все ниже. Дли(н,нн)ее
стали тени (не)тронутых косами жестких кустов
т_тарника. С трубным г_готаньем проплыла над
полями стая перелетных гусей. 2. Где(то)
(не)подалеку постук_вал дятел. Среди ветвей
редких дубков тон_нько протяжно тенькала с_ница.
3. Над шалаш_м треп_тно светил_сь величаво играло
звездным мерцаньем (не)доступно далекое небо.
(Из)дали едва доносился моното(н,нн)ый шум леса.
Зелен_ватыми бликами перел_вался сверкал пруд
(в)низу.
Если кто-то самый быстрый сумеет
домашнее задание сделать в классе, он получает
дополнительную (вторую) оценку за урок в журнал и
уходит домой без задания.
|