Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2006

Я ИДУ НА УРОК

Н.Н. ЛЮДКЕВИЧ,
лицей № 1,
г. Братск,
Иркутская обл.


Как писать письма, или
Робинзон спешит на помощь

В плане обучения:

1. Письмо как средство общения людей на расстоянии.
2. Содержание писем, различных по цели общения.
3. Знакомство со смысловыми частями письма (зачин, основная часть, концовка).
4. Соблюдение стилевого единства в письме.
5. Образцы писем.
6. Составление писем, адресаты которых – разные по возрасту и положению люди.
7. Пополнение словарного запаса (в ходе урока).

УРОК № 1

I. Историческая часть

Вступительное слово учителя.
Из истории эпистолярного жанра.

В древности распространить какое-либо известие о себе было делом сложным, трудоемким. Нужно либо долгие месяцы долбить зубилом неподатливый камень, либо обжигать глиняные таблички, либо обрабатывать кожу или стебли папируса.

Показать рисунки «Древние письмена»:

Были и другие трудности.
Если написавший придавал письменным знакам одно значение, то читающий порой их не понимал или имел в виду совсем другое.
Об этом забавно рассказал английский писатель Джозеф Редьярд Киплинг в своей сказке «Как было написано первое письмо».
В сказке говорится о маленькой девочке по имени «Девочка, – которую – нужно – хорошенько – отшлепать – за – то, – что она – такая – шалунья». А попросту ее звали Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но тут им не повезло: у отца сломалось копье. Таффи придумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтоб она прислала другое копье. Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности еще не существовало.
В это время по берегу шел Незнакомец, который не понимал их языка. Таффи решила направить его к маме за копьем. На куске березовой коры она процарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьем, другое копье, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьем в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашел дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьем в руке.
Таффи подумала, что на этих картинках все понятно. Однако незнакомец «прочел» эти рисунки совсем по-другому. Он подумал, что отец Таффи – вождь племени и что он в опасности. «Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон», – подумал он. (За врагов с копьями он принял бобров, которых девочка изобразила.) «Я пойду и приведу ему на выручку все его племя», – решил незнакомец.
И уж совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама «прочла» его так. Она подумала, что Незнакомец проткнул ее мужа копьем, сломал ему руку, напугал девочку и что целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и ее отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох и досталось же Незнакомцу от разъяренных женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать письмо – это только полдела: нужно еще уметь его прочитать.
Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: «О Девочка, – которую – нужно – хорошенько – отшлепать – за – то, – что – ты – такая – шалунья, ты сделала великое открытие!.. Придет день, когда люди назовут его умением писать!».
Сейчас народы всех стран мира имеют свои книги, могут писать и читать письма на своих языках.

II. Теоретическая часть

– Вам тоже, наверное, приходилось обращаться к жанру личного письма (эпистолярному жанру), и вы, как всякий человек, любите получать письма. Но признайтесь: всегда ли вы посылали и получали содержательные и интересные послания, которые хотелось опять и опять перечитывать?!
Попробуем исправить ошибочные опыты, поговорив сегодня о том, каким требованиям должен отвечать текст личного письма, и составив примерные варианты писем.
А для начала познакомимся с некоторыми очень важными для эпистолярного жанра понятиями.

  • Адресат – тот, кому адресовано послание.

  • Адресант – тот, кто пишет это послание.

Какие коммуникативные задачи (задачи, которые вы ставите перед собой и стремитесь решить при общении с другими людьми) преследует адресант?

1. Сообщить, оповестить.
2. Поздравить.
3. Извиниться.
4. Поделиться впечатлениями, чувствами.
5. Поблагодарить; и т.д.

– Сделайте записи в тетради.

III. Практическая часть

– Представьте такую ситуацию. Вы путешествуете по морю на белоснежном лайнере. Вдруг погода резко меняется, начинается сильный шторм, корабль терпит крушение – и вы, напуганные и обессиленные, оказываетесь на необитаемом острове. Кругом ни души. Нет спичек, чтобы развести костер, нет пищи, чтобы насытиться, а главное – вам всем очень-очень хочется домой, да и в школу пора собираться, т.к. на дворе конец августа. Что делать? Вдруг в небе появляется черная точка, которая с каждой секундой увеличивается все больше и больше. Наконец вы уже четко можете разглядеть орла, к лапке которого что-то привязано. Орел опускается на остров, и вы получаете первое послание с материка: письмо, ручку и листы бумаги. Вот что было написано в письме:

Здравствуйте, дорогие ребята! Я узнал, что вы попали в беду, и решил незамедлительно помочь вам. «Почему?» – спросите вы. Мой ответ очень прост. Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных, унылых.

А вы

любые трудности, невзгоды вам по плечу. Отправьте с орлом подробное письмо о вашем пребывании на острове. Не отчаивайтесь и ждите очередных вестей. Жму ваши мужественные руки.

Ваш друг Робинзон Крузо

Август 2005 г.

Задания:

1. Половина письма – сплошное чернильное пятно, видимо, во время долгих странствий оно пострадало от воды. Восстановите утерянный текст, найдя ключ к разгадке. Как называются вставленные слова? (Антонимы.)

2. Напишите ответ Робинзону Крузо.

– Чтобы правильно составить ответное послание, определим части письма (вместе с учениками).

Части письма

1. Приветствие и (или) обращение – название того, кому предназначено письмо.
2. Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, прощения, прощания.
5. Подпись. Дата.

– А теперь выполните упражнение.

Упражнение «Собери письмо»

(Восстанови письмо, правильно распределив все его части)

Текст 1

1. С уважением, ученица 6-го класса Лена К.
2. Буду с нетерпением ждать вашего ответа.
3. Помогите, пожалуйста, узнать, действительно ли это так и моя мечта никогда не исполнится?!
4. Мне очень хочется стать летчицей. Мои подруги говорят, что лучше не думать об этом, потому что это не женская профессия. Мальчишки просто смеются надо мной. Говорят, девчонок в небо не берут.
5. Дорогая редакция!
6. Может быть, есть специальные аэроклубы, куда можно поступать девушкам? Или есть особая система самостоятельной спортивной подготовки? Ведь я понимаю, что эта профессия требует и специальных знаний, и очень хорошей физической подготовки.

(Ответ: 5, 4, 3, 6, 2, 1.)

Определяем вид письма. (Письмо-просьба.)

Текст 2

1. Дорогая бабуля!
2. Мы пишем тебе уже из Крыма!
3. Ты представить себе не можешь, как здесь тепло и солнечно!
4. Я, наверное, немного увлеклась описанием, а тебе хочется узнать, как мы живем, едим ли фрукты, как себя чувствуем…
5. Наш домик стоит на небольшом откосе, а внизу море. Знаешь, я сначала, в первые дни, не могла заснуть: море немного штормило, и оно шумно накатывало на берег. Но сейчас все спокойно, и под тихое шуршание волн хорошо спится. Маме очень нравится море утреннее, когда оно кажется темным, непроснувшимся, тяжелым. Помнишь, как на известной картине Айвазовского? А я люблю лунную дорожку на море, теплую, словно парную, морскую волну. Представь себе: морская поверхность, спокойная, даже без пенных гребешков, и протянувшийся яркий лунный след, на который, кажется, можно ступить! Но только шаг должен быть легким, невесомым!
6. Поэтому я передаю письмо маме, и она об этом расскажет…
7. Целую тебя, бабуля! Твоя внучка Даша.

(Ответ: 1, 2, 3, 5, 4, 6, 7.)

Определяем вид письма. (Личное письмо.)

Домашнее задание:

1) Напишите послание Р.Крузо.
2) Изготовьте самодельную открытку с днем рождения.

УРОК 2 (продолжение)

I. Практическая. часть

1. Анализируем домашние работы детей.

Выявляем лучшие работы – самые интересные и содержательные письма.

Полезный совет: написав письмо, внимательно перечитайте его. Если заметите какие-либо неточности, ошибки, замените или исправьте, перепишите заново.

2. Упражнение «Исправь ошибки»

1. Мы спрашиваем дорогу у местных аборигенов.
2. Проливной ливень помешал нашему отдыху.
3. Мы с им отправились за водой.
4. Родители были уверены, что ихние дети не пропадут на острове.
5. Кругом – никакого движения, только одинокая птица махает над водой своими крыльями.

– Если хотите, чтобы ваши письма были всегда интересными, чтобы о них хотелось рассказывать, чтобы их жалко было выбросить, – регулярно читайте переписку известных писателей.

(Прочитайте по выбору учителя несколько писем известных писателей.)

II. Теоретическая часть

– Ну а сейчас вновь перенесемся на необитаемый остров и будем ждать вестей от Робинзона Крузо, которые, я надеюсь, в ответ на ваши письма последуют незамедлительно. А вот и письмо.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Благодарю за ваши чудесные письма. Я еще раз убедился, что не ошибся в вас. Вы удивительные и замечательные ребята, любящие учиться, заниматься спортом, играть и читать. Кстати, на этой неделе мы в нашей сказочной стране Литературии празднуем день именинников – ваших любимых литературных героев. Было бы очень здорово, если бы вы их поздравили. Не грустите. Помощь уже близка. До встречи.

Ваш Р.Крузо

Предлагаю ребятам составить письмо-поздравление известным литературным героям. Для этого проверяю, все ли приготовили самодельные открытки. Затем даю советы и наставления.

  • Старайся писать ясно и просто.

  • Учитывай, кому ты пишешь, выбери для своего письма верный тон.

  • Будь искренним, дружелюбным. Не пиши писем в минуты гнева, раздражения.

  • Не стесняйся выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия, если ты ими наполнен.

Схема письма-поздравления

Образец письма-поздравления

Дорогая Алиса!

Я знаю, что у литературных героев тоже бывают дни рождения, и поэтому я решила поздравить тебя как мою самую любимую героиню! Ты очень смелая девочка и великая выдумщица! Я с удовольствием вместе с тобой придумываю новые интересные словечки и пою веселые песенки, чтобы не унывать!
Очень хочу, чтобы твои приключения в Зазеркалье не закончились, желаю встретить новых верных друзей, таких же, как Додо. Пусть исполнятся твои мечты и на свете не будет злых и унылых людей!
Мы с моими одноклассниками очень хотим тебе в этом помочь.

Оксана К.

2. Составление письма-поздравления учащимися.

– Виновники торжества, те, кому адресованы ваши послания, конечно, оценят ваше внимание, теплоту и искренность слов. Только избегайте скучных и трафаретных пожеланий.

III. Заключительная часть

С какими видами писем вы познакомились на уроках? Чему научились?

Виды писем:

1) личное письмо;
2) письмо-просьба;
3) письмо-поздравление.

– Понравилось ли вам переписываться?
– Кому вы в ближайшее время напишете письмо?
– А чем, по вашему мнению, закончилась наша история на острове?

(Версии детей.)

Подведение итогов

– Вскоре дети опять увидели в небе движущуюся точку. Но это был уже не орел, а большой самолет, на борту которого находились любимые литературные герои ребят, спешащие им на помощь. Так благодаря переписке эта история закончилась благополучно.

Домашнее задание. Напишите благодарственное письмо Р.Крузо.

Ученикам на заметку

Выражение благодарности

1. Сердечно (горячо) благодарю                      Я хочу                  поблагодарить
От всего сердца         Вас (тебя)                      Мне хочется        Вас (тебя)
(от всей души)         за…                                 Я хотел(а) бы       за то, что

2. Если бы Вы (ты) знали (знал( а),                   как я
Вы (ты) не представляете(ешь),                        благодарен(рна)
Вы (ты) не можете(ешь) себе представить,       Вам (тебе) за…

3. Я очень благодарен(рна)                              Вам (тебе)
Как я благодарен(рна)                                      за то, что…
Большое, огромное спасибо за...

Литература

1. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991.

2. Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль: Академия развития, 1997.

3. Ладыженская Т.А. и др. Школьная риторика: 6-й кл., 2 ч. М.: Издательский дом «С-инфо»; Изд. «Баласс», 1999.

4. Горелов И.Н. и др. Умеете ли вы общаться? М.: Просвещение, 1991.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru