Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2006

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Е.Ю. КУЛАКОВА,
гимназия № 3,
г. Сургут


Диагностическая работа по русскому языку

Задания на выбор

Уважаемый пятиклассник!
Выполняя диагностическую работу по русскому языку,
ты имеешь право выбрать задания уровня А, Б либо В,
соответствующие твоим знаниям.

1. А. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания.

Приятно пр_гулят(?)ся (в)лес за грибами или за земляникой.
(А,О)тправляеш(?)ся ра(н,нн)им утром. Идеш(?) (по)росист_му лугу, а (за)т_бой тянет(?)ся темный сле(д,т). (По)телу пр_бега(е,и)т ле(г,х)кая дрож(?).
Но вот п_днимает(?)ся з(а,о)ря. С(е,и)йчас темный свет хлынет (на)поля. Заискрят(?)ся р(о,а)синки, застр_кочут куз(?)нечики, запахнет кашкой. В без(а,о)блачном небе зальет(?)ся вес(е,о)лый жав(о,а)ронок.
(В)лесу тих(о,а). Только на в(е,и)твях щ(е,и)бечут птицы. Ты (не)пропустиш(?) старых б(е,и)рез на п(а,о)ляне и елок (на)опушке леса. (З,С)десь вс(е,и)гда прячут(?)ся белые грибы. Увидиш(?) один, смотриш(?) другой просит(?)ся (в)к(о,а)рзинку. Все з(о,а)висит от твоей зоркости. Вот в густой траве (под)бер(е,о)зками толпят(?)ся к(о,а)рич(?)невые п(о,а)дберез(о,а)вики на высоких но(ж,ш)ках, а дальше целая цеп(о,а)ч(?)ка (о,а)ранжевых лисичек.

Б. Найдите ошибки, восстановите текст.

НА ЕНИСЕЕ

Лес расступился и аткрыл перет Васюткой берек Енисея. Так кросива, так широка была радная рика! Раньше ана иму козалась абыкновенной и ни очень преветливой. Васютка бросился фперед, упал накрай берига и жадными глатками стал хвотать воду, шлепать паней руками.
Место было низнакомое. Мальчик стал ришать, идти внис по Енисею или вверх, нотак ничиво и непридумал.
Вот в вирховьях рики паявился дымок, потом паказался параход. Васютка видел, што эта не абыкнованный параход, а двухпалубный поссажирский типлоход. Мальчик митался поберигу, закричал: «Пристаньте! Вазьмите меня!». Ктото из поссажиров зометил иво и памахал рукой. Растерянным взглядом Васютка праводил типлоход. Он панимал, што около каждого небудеш астанавливаться, и все-таки было абидно.

2. А. Составьте слова из таких звуков:

[к] [р] [у] [к] _________________________
[ш] [о] [р] ___________________________
[ш] [р’] [э] ___________________________
[с’] [т’] [о] [г] _________________________

Б. Запишите слова.

Су[д’jа], И[л’jа], о[б’jа]влен, черепа[шjа] скорость, [шjо]т, [с’jэ]здили, [доч], ру[жjи]шко, [ид’ош], [фскач].

_________________________________________________________
_________________________________________________________

В каких словах мягкий знак – не мягкий? Подчеркните их.

В. Дано предложение, слова в котором затранскрибированы. «Узнайте» его и запишите орфографически.

[ч’ир’исканафку шол ус’кий даш’атый п’ир’ихот]

Составьте сложное предложение, используя предыдущее как предикативную часть. Выполните синтаксический разбор сложного предложения.

____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________

3. А. Укажите предложения, в которых прилагательное является сказуемым.

1) Хвост у сорочонка длинный, черный. (Г.Скребицкий)
2) Аистята – прожорливые птенцы.
3) У кукушонка грудка пестренькая.

Б. Составьте предложение, выполнив предварительно следующие действия:

Шаг 1. Из словосочетания (раскинулось вдали) возьмите главное слово.

Шаг 2. Из предложения (Широко развернулись берега пустынного озера.) – обстоятельство.

Шаг 3. Из словосочетания (лесной воздух) выделите зависимое слово, употребив его в форме и.п., ед. ч., ср. р.

Шаг 4. Из предложения (Байкал – красивейшее озеро.) выпишите сказуемое.

Шаг 5. Из словосочетания (чистая вода) возьмите главное слово, употребив его в форме т.п. с предлогом, ед. ч., ж.р.

Шаг 6. Согласуйте с данным словом прилагательное прозрачный.

Запишите предложение, составьте его схему.

_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________

В. Найдите в предложениях подлежащее и сказуемое.

Расстояние преодолевает конь, препятствие преодолевает воля.
Иной язык мед принесет, другой беду накличет.
Дерево точит червь изнутри.

4. А. В словосочетаниях замените имена прилагательные синонимами.

Свежий ветер, свежая зелень, свежая газета.

________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________

Б. Являются ли омонимами ключ и ключ в таких предложениях?

Я повернул ключ и открыл шкатулку.
Ключ к разгадке некоторых древних надписей не найден.

Подберите свои примеры.

________________________________________________________
________________________________________________________

В. Можно ли заменить синоним весенний синонимом вешний в следующих предложениях? Если нельзя, то постарайтесь объяснить, почему нельзя.

Весенние каникулы я провел в деревне.
Колхоз «Заря» приступил к весенней пахоте.

________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________

5. А. Выберите и подчеркните нужный глагол.

Волки (рыскают, рыщут) в лесу.
На перроне кто-то (машет, махает) крылом.
Портниха (мечет, метает) петли.
Мама (полоскает, полощет) белье.
Осетры (мечут, метают) икру.

Б. Из приведенных ниже слов выпишите только числительные.

Один, одинокий, одинаковый, первичный, первый, первостепенный, первенство.

_______________________________________________________

В. У какого слова неправильно определены грамматические признаки? Исправьте ошибку.

1. Выросли – глагол в форме прош. вр.
2. Земля – имя сущ., употреблено в форме ед. ч., ж.р., и.п.
3. Они – имя сущ. в форме и.п., мн. ч.
4. Прозрачная – имя прил., употребленное в форме ед. ч., ж.р., и.п.

_______________________________________________________

6. А. Назовите исходное слово, если производное – вершина.

_______________________________________________________

Б. Укажите способ образования.

Учительский, пришкольный, мечтатель, полететь.

__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________

В. Восстановите словообразовательную цепочку:

Азарт – _________ – азартно.
Сбивать – сбить – ___________.

С какими трудностями вы столкнулись при выполнении работы?

___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru