МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Е.Ю. КУЛАКОВА,
гимназия № 3,
г. Сургут
Диагностическая работа по русскому
языку
Задания на выбор
Уважаемый пятиклассник!
Выполняя диагностическую работу по русскому
языку,
ты имеешь право выбрать задания уровня А, Б либо
В,
соответствующие твоим знаниям.
1. А. Спишите, вставляя пропущенные
буквы, расставляя знаки препинания.
Приятно пр_гулят(?)ся (в)лес за грибами
или за земляникой.
(А,О)тправляеш(?)ся ра(н,нн)им утром. Идеш(?)
(по)росист_му лугу, а (за)т_бой тянет(?)ся темный
сле(д,т). (По)телу пр_бега(е,и)т ле(г,х)кая дрож(?).
Но вот п_днимает(?)ся з(а,о)ря. С(е,и)йчас темный
свет хлынет (на)поля. Заискрят(?)ся р(о,а)синки,
застр_кочут куз(?)нечики, запахнет кашкой. В
без(а,о)блачном небе зальет(?)ся вес(е,о)лый
жав(о,а)ронок.
(В)лесу тих(о,а). Только на в(е,и)твях щ(е,и)бечут
птицы. Ты (не)пропустиш(?) старых б(е,и)рез на
п(а,о)ляне и елок (на)опушке леса. (З,С)десь
вс(е,и)гда прячут(?)ся белые грибы. Увидиш(?) один,
смотриш(?) другой просит(?)ся (в)к(о,а)рзинку. Все
з(о,а)висит от твоей зоркости. Вот в густой траве
(под)бер(е,о)зками толпят(?)ся к(о,а)рич(?)невые
п(о,а)дберез(о,а)вики на высоких но(ж,ш)ках, а
дальше целая цеп(о,а)ч(?)ка (о,а)ранжевых лисичек.
Б. Найдите ошибки, восстановите
текст.
НА ЕНИСЕЕ
Лес расступился и аткрыл перет
Васюткой берек Енисея. Так кросива, так широка
была радная рика! Раньше ана иму козалась
абыкновенной и ни очень преветливой. Васютка
бросился фперед, упал накрай берига и жадными
глатками стал хвотать воду, шлепать паней руками.
Место было низнакомое. Мальчик стал ришать, идти
внис по Енисею или вверх, нотак ничиво и
непридумал.
Вот в вирховьях рики паявился дымок, потом
паказался параход. Васютка видел, што эта не
абыкнованный параход, а двухпалубный
поссажирский типлоход. Мальчик митался поберигу,
закричал: «Пристаньте! Вазьмите меня!». Ктото из
поссажиров зометил иво и памахал рукой.
Растерянным взглядом Васютка праводил типлоход.
Он панимал, што около каждого небудеш
астанавливаться, и все-таки было абидно.
2. А. Составьте слова из таких звуков:
[к] [р] [у] [к] _________________________
[ш] [о] [р] ___________________________
[ш] [р’] [э] ___________________________
[с’] [т’] [о] [г] _________________________
Б. Запишите слова.
Су[д’jа], И[л’jа], о[б’jа]влен,
черепа[шjа] скорость, [шjо]т, [с’jэ]здили, [доч],
ру[жjи]шко, [ид’ош], [фскач].
_________________________________________________________
_________________________________________________________
В каких словах мягкий знак – не мягкий?
Подчеркните их.
В. Дано предложение, слова в котором
затранскрибированы. «Узнайте» его и запишите
орфографически.
[ч’ир’исканафку шол ус’кий
даш’атый п’ир’ихот]
Составьте сложное предложение,
используя предыдущее как предикативную часть.
Выполните синтаксический разбор сложного
предложения.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
3. А. Укажите предложения, в которых
прилагательное является сказуемым.
1) Хвост
у сорочонка длинный, черный. (Г.Скребицкий)
2) Аистята – прожорливые птенцы.
3) У кукушонка грудка пестренькая.
Б. Составьте предложение, выполнив
предварительно следующие действия:
Шаг 1. Из словосочетания (раскинулось
вдали) возьмите главное слово.
Шаг 2. Из предложения (Широко
развернулись берега пустынного озера.) –
обстоятельство.
Шаг 3. Из словосочетания (лесной
воздух) выделите зависимое слово, употребив
его в форме и.п., ед. ч., ср. р.
Шаг 4. Из предложения (Байкал –
красивейшее озеро.) выпишите сказуемое.
Шаг 5. Из словосочетания (чистая
вода) возьмите главное слово, употребив его в
форме т.п. с предлогом, ед. ч., ж.р.
Шаг 6. Согласуйте с данным словом
прилагательное прозрачный.
Запишите предложение, составьте его
схему.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
В. Найдите в предложениях подлежащее
и сказуемое.
Расстояние преодолевает конь,
препятствие преодолевает воля.
Иной язык мед принесет, другой беду накличет.
Дерево точит червь изнутри.
4. А. В словосочетаниях замените имена
прилагательные синонимами.
Свежий ветер, свежая зелень, свежая
газета.
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Б. Являются ли омонимами ключ и
ключ в таких предложениях?
Я повернул ключ и открыл шкатулку.
Ключ к разгадке некоторых древних надписей не
найден.
Подберите свои примеры.
________________________________________________________
________________________________________________________
В. Можно ли заменить синоним весенний
синонимом вешний в следующих предложениях?
Если нельзя, то постарайтесь объяснить, почему
нельзя.
Весенние каникулы я провел в деревне.
Колхоз «Заря» приступил к весенней пахоте.
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
5. А. Выберите и подчеркните нужный
глагол.
Волки (рыскают, рыщут) в лесу.
На перроне кто-то (машет, махает) крылом.
Портниха (мечет, метает) петли.
Мама (полоскает, полощет) белье.
Осетры (мечут, метают) икру.
Б. Из приведенных ниже слов выпишите
только числительные.
Один, одинокий, одинаковый, первичный,
первый, первостепенный, первенство.
_______________________________________________________
В. У какого слова неправильно
определены грамматические признаки? Исправьте
ошибку.
1. Выросли – глагол в форме прош. вр.
2. Земля – имя сущ., употреблено в форме ед. ч.,
ж.р., и.п.
3. Они – имя сущ. в форме и.п., мн. ч.
4. Прозрачная – имя прил., употребленное в
форме ед. ч., ж.р., и.п.
_______________________________________________________
6. А. Назовите исходное слово, если
производное – вершина.
_______________________________________________________
Б. Укажите способ образования.
Учительский, пришкольный, мечтатель,
полететь.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
В. Восстановите
словообразовательную цепочку:
Азарт – _________ – азартно.
Сбивать – сбить – ___________.
С какими трудностями вы столкнулись
при выполнении работы?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
|