МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
И.Н. ДОБРОТИНА,
г. Родники,
Ивановская обл.
Пунктуационные задачи по теме «Союзы»
Изучение в 7-м классе морфологической
темы «Союзы» имеет и синтаксическую
направленность: умение видеть роль союза в
сложносочиненном и сложноподчиненном
предложении, в простом предложении с однородными
членами во многом определяет успешность
обучения в последующие годы. Поэтому наряду с
традиционными заданиями по конструированию
предложений по заданной схеме предлагаю
подобные пунктуационные задачи.
Карточка 1
Прочитайте фрагмент текста. Спишите,
расставив недостающие знаки препинания.
Соотнесите номер пунктуационной задачи и
вариант объяснения.
Иногда бывает (1) что облака в
беспорядке толпятся на горизонте (2) и солнце (3)
прячась за них, красит их (4) и небо во
всевозможные цвета: в багровый, оранжевый,
золотой, лиловый, грязно-розовый. Одно облачко
похоже на монаха, другое на рыбу, третье на турка
в чалме. Зарево охватило треть неба (5) блестит в
церковном кресте (6) и в стеклах господского дома,
отсвечивает в реке и лужах, дрожит на деревьях (7)
далеко-далеко на фоне зари летит куда-то ночевать
стая диких уток… И подпасок (8) гонящий коров (9) и
землемер, едущий на бричке через плотину, и
гуляющие господа – все глядят на закат и все до
одного находят (10) что он страшно красив (11) но
никто не знает и не скажет, в чем тут красота.
(А.П. Чехов. Красавицы)
1 – обособление деепричастного
оборота
2 – запятая на границе простого предложения в
составе сложного
3 – обособление причастного оборота, стоящего
после определяемого слова
4 – запятая при повторяющемся союзе
5 – запятая между однородными сказуемыми
6 – однородные обстоятельства, соединенные
союзом и
7 – запятая между частями сложноподчиненного
предложения, соединенными союзом что
8 – однородные дополнения, соединенные союзом и
9 – запятая между частями сложносочиненного
предложения, соединенными союзом но
10 – запятая между частями сложноподчиненного
предложения, соединенными союзом что
11 – запятая между частями сложносочиненного
предложения, соединенными союзом и
Карточка для контроля
Иногда бывает, (1) что облака в
беспорядке толпятся на горизонте (2) и солнце, (3)
прячась за них, красит их (4) и небо во
всевозможные цвета: в багровый, оранжевый,
золотой, лиловый, грязно-розовый. Одно облачко
похоже на монаха, другое на рыбу, третье на турка
в чалме. Зарево охватило треть неба,
(5) блестит в церковном кресте (6) и в стеклах
господского дома, отсвечивает в реке и лужах,
дрожит на деревьях, (7) далеко-далеко на фоне зари
летит куда-то ночевать стая диких уток… И
подпасок, (8) гонящий коров, (9) и землемер, едущий
на бричке через плотину, и гуляющие господа – все
глядят на закат и все до одного находят, (10) что он
страшно красив, (11) но никто не знает и не скажет, в
чем тут красота.
(А.П. Чехов. Красавицы)
1 – запятая между частями
сложноподчиненного предложения, соединенными
союзом что
2 – запятая между частями сложносочиненного
предложения, соединенными союзом и
3 – обособление деепричастного оборота
4 – однородные дополнения, соединенными союзом и
5 – запятая между однородными сказуемыми
6 – однородные обстоятельства, соединенными
союзом и
7 – запятая на границе простого предложения в
составе сложного
8 – обособление причастного оборота, стоящего
после определяемого слова
9 – запятая при повторяющемся союзе
10 – запятая между частями сложноподчиненного
предложения, соединенными союзом что
11 – запятая между частями сложносочиненного
предложения, соединенными союзом но
Карточка 2
Прочитайте фрагмент текста. Спишите,
расставив недостающие знаки препинания.
Соотнесите номер пунктуационной задачи и
вариант объяснения.
Однажды (1) возвращаясь домой, я нечаянно забрел в
какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже
спряталось (2) и на цветущей ржи растянулись
вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных
очень высоких елей стояли, как две сплошные стены
(3) образуя мрачную, красивую аллею. Я легко
перелез через изгородь (4) и пошел по этой аллее,
скользя по еловым иглам (5) которые тут на вершок
покрывали землю. Было тихо и темно (6) и только на
вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет (7) и
переливал радугой в сетях паука.
(А.П. Чехов. Дом с мезонином)
1 – запятая между частями
сложносочиненного предложения, соединенными
союзом и
2 – запятая не нужна – однородные сказуемые,
соединенными союзом и
3 – обособление деепричастного оборота
4 – запятая между частями сложносочиненного
предложения, соединенными союзом и
5 – запятая не нужна – однородные сказуемые,
соединенными союзом и
6 – обособление деепричастного оборота
7 – запятая между частями сложноподчиненного
предложения, соединенными союзным словом которые
Карточка для контроля
Однажды, (1) возвращаясь домой, я
нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу.
Солнце уже спряталось, (2) и на цветущей ржи
растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно
посаженных очень высоких елей стояли, как две
сплошные стены, (3) образуя мрачную, красивую
аллею. Я легко перелез через изгородь (4) и пошел
по этой аллее, скользя по еловым иглам, (5) которые
тут на вершок покрывали землю. Было тихо и темно,
(6) и только на вершинах кое-где дрожал яркий
золотой свет (7) и переливал радугой в сетях паука.
(А.П. Чехов. Дом с мезонином)
1 – обособление деепричастного
оборота
2 – запятая между частями сложносочиненного
предложения, соединенными союзом и
3 – обособление деепричастного оборота
4 – запятая не нужна – однородные сказуемые,
соединенные союзом и
5 – запятая между частями сложноподчиненного
предложения, соединенными союзным словом которые
6 – запятая между частями сложносочиненного
предложения, соединенными союзом и
7 – запятая не нужна – однородные сказуемые,
соединенными союзом и
Карточка 3
Прочитайте фрагмент текста. Спишите,
расставив недостающие знаки препинания.
Соотнесите номер пунктуационной задачи и
вариант объяснения.
Ветер забирался в пустые комнаты (1) и в
печные воющие трубы (2) и старый дом (3) весь
расшатанный, дырявый, полуразвалившийся, вдруг
оживлялся странными звуками (4) к которым я
прислушивался с невольной тревогой. Вот точно
вздохнуло (5) что-то в белой зале (6) вздохнуло
глубоко (7) прерывисто, печально. Вот заходили (8) и
заскрипели (9) где-то далеко высохшие гнилые
половицы под чьими-то тяжелыми (10) и бесшумными
шагами. Чудится мне затем (11) что рядом с моей
комнатой, в коридоре, кто-то осторожно (12) и
настойчиво нажимает на дверную ручку (13) и потом
(14) внезапно разъярившись, мчится по всему дому (15)
бешено потрясая всеми ставнями и дверьми…
(А.И. Куприн. Олеся)
1 – однородные дополнения, соединенные
союзом и
2 – однородные обстоятельства, соединенные
союзом и
3 – запятая между однородными сказуемыми
4 – запятая между однородными обстоятельствами
5 – запятая не нужна, т.к. где-то – наречие, в
предложении является обстоятельством
6 – однородные определения, соединенные союзом и
7 – запятая между частями сложносочиненного
предложения, соединенными союзом и
8 – обособление причастного оборота, стоящего
после определяемого слова
9 – запятая между частями сложноподчиненного
предложения, соединенными союзным словом которым
10 – запятая не нужна, т.к. что-то –
местоимение, в предложении является подлежащим
11 – однородные сказуемые, соединенные союзом и
12 – запятая между частями сложноподчиненного
предложения, соединенными союзом что
13 – запятая не нужна – однородные сказуемые,
соединенные союзом и
14 – обособление деепричастного оборота
15 – обособление деепричастного оборота
Карточка для контроля
Ветер забирался в пустые комнаты (1) и в
печные воющие трубы, (2) и старый дом, (3) весь
расшатанный, дырявый, полуразвалившийся, вдруг
оживлялся странными звуками, (4) к которым я
прислушивался с невольной тревогой. Вот точно
вздохнуло (5) что-то в белой зале, (6) вздохнуло
глубоко, (7) прерывисто, печально. Вот заходили (8) и
заскрипели (9) где-то далеко высохшие гнилые
половицы под чьими-то тяжелыми (10) и бесшумными
шагами. Чудится мне затем, (11) что рядом с моей
комнатой, в коридоре, кто-то осторожно (12) и
настойчиво нажимает на дверную ручку (13) и потом,
(14) внезапно разъярившись, мчится по всему дому,
(15) бешено потрясая всеми ставнями и дверьми…
(А.И. Куприн. Олеся)
1 – однородные дополнения, соединенные
союзом и
2 – запятая между частями сложносочиненного
предложения, соединенными союзом и
3 – обособление причастного оборота, стоящего
после определяемого слова
4 – запятая между частями сложноподчиненного
предложения, соединенными союзным словом которым
5 – запятая не нужна, т.к. что-то –
местоимение, в предложении является подлежащим
6 – запятая между однородными сказуемыми
7 – запятая между однородными обстоятельствами
8 – однородные сказуемые, соединенными союзом и
9 – запятая не нужна, т.к. где-то – наречие, в
предложении является обстоятельством
10 – однородные определения, соединенные союзом и
11 – запятая между частями сложноподчиненного
предложения, соединенными союзом что
12 – однородные обстоятельства, соединенные
союзом и
13 – запятая не нужна – однородные сказуемые,
соединенные союзом и
14 – обособление деепричастного оборота
15 – обособление деепричастного оборота
|