Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2006

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

И.Н. ДОБРОТИНА,
г. Родники,
Ивановская обл.


Пунктуационные задачи по теме «Союзы»

Изучение в 7-м классе морфологической темы «Союзы» имеет и синтаксическую направленность: умение видеть роль союза в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении, в простом предложении с однородными членами во многом определяет успешность обучения в последующие годы. Поэтому наряду с традиционными заданиями по конструированию предложений по заданной схеме предлагаю подобные пунктуационные задачи.

Карточка 1

Прочитайте фрагмент текста. Спишите, расставив недостающие знаки препинания. Соотнесите номер пунктуационной задачи и вариант объяснения.

Иногда бывает (1) что облака в беспорядке толпятся на горизонте (2) и солнце (3) прячась за них, красит их (4) и небо во всевозможные цвета: в багровый, оранжевый, золотой, лиловый, грязно-розовый. Одно облачко похоже на монаха, другое на рыбу, третье на турка в чалме. Зарево охватило треть неба (5) блестит в церковном кресте (6) и в стеклах господского дома, отсвечивает в реке и лужах, дрожит на деревьях (7) далеко-далеко на фоне зари летит куда-то ночевать стая диких уток… И подпасок (8) гонящий коров (9) и землемер, едущий на бричке через плотину, и гуляющие господа – все глядят на закат и все до одного находят (10) что он страшно красив (11) но никто не знает и не скажет, в чем тут красота.

(А.П. Чехов. Красавицы)

1 – обособление деепричастного оборота
2 – запятая на границе простого предложения в составе сложного
3 – обособление причастного оборота, стоящего после определяемого слова
4 – запятая при повторяющемся союзе
5 – запятая между однородными сказуемыми
6 – однородные обстоятельства, соединенные союзом и
7 – запятая между частями сложноподчиненного предложения, соединенными союзом что
8 – однородные дополнения, соединенные союзом и
9 – запятая между частями сложносочиненного предложения, соединенными союзом но
10 – запятая между частями сложноподчиненного предложения, соединенными союзом что
11 – запятая между частями сложносочиненного предложения, соединенными союзом и

Карточка для контроля

Иногда бывает, (1) что облака в беспорядке толпятся на горизонте (2) и солнце, (3) прячась за них, красит их (4) и небо во всевозможные цвета: в багровый, оранжевый, золотой, лиловый, грязно-розовый. Одно облачко похоже на монаха, другое на рыбу, третье на турка в чалме. Зарево охватило треть неба,
(5) блестит в церковном кресте (6) и в стеклах господского дома, отсвечивает в реке и лужах, дрожит на деревьях, (7) далеко-далеко на фоне зари летит куда-то ночевать стая диких уток… И подпасок, (8) гонящий коров, (9) и землемер, едущий на бричке через плотину, и гуляющие господа – все глядят на закат и все до одного находят, (10) что он страшно красив, (11) но никто не знает и не скажет, в чем тут красота.

(А.П. Чехов. Красавицы)

1 – запятая между частями сложноподчиненного предложения, соединенными союзом что
2 – запятая между частями сложносочиненного предложения, соединенными союзом и
3 – обособление деепричастного оборота
4 – однородные дополнения, соединенными союзом и
5 – запятая между однородными сказуемыми
6 – однородные обстоятельства, соединенными союзом и
7 – запятая на границе простого предложения в составе сложного
8 – обособление причастного оборота, стоящего после определяемого слова
9 – запятая при повторяющемся союзе
10 – запятая между частями сложноподчиненного предложения, соединенными союзом что
11 – запятая между частями сложносочиненного предложения, соединенными союзом но

Карточка 2

Прочитайте фрагмент текста. Спишите, расставив недостающие знаки препинания. Соотнесите номер пунктуационной задачи и вариант объяснения.
Однажды (1) возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже спряталось (2) и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных очень высоких елей стояли, как две сплошные стены (3) образуя мрачную, красивую аллею. Я легко перелез через изгородь (4) и пошел по этой аллее, скользя по еловым иглам (5) которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо и темно (6) и только на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет (7) и переливал радугой в сетях паука.

(А.П. Чехов. Дом с мезонином)

1 – запятая между частями сложносочиненного предложения, соединенными союзом и
2 – запятая не нужна – однородные сказуемые, соединенными союзом и
3 – обособление деепричастного оборота
4 – запятая между частями сложносочиненного предложения, соединенными союзом и
5 – запятая не нужна – однородные сказуемые, соединенными союзом и
6 – обособление деепричастного оборота
7 – запятая между частями сложноподчиненного предложения, соединенными союзным словом которые

Карточка для контроля

Однажды, (1) возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже спряталось, (2) и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, (3) образуя мрачную, красивую аллею. Я легко перелез через изгородь (4) и пошел по этой аллее, скользя по еловым иглам, (5) которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо и темно, (6) и только на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет (7) и переливал радугой в сетях паука.

(А.П. Чехов. Дом с мезонином)

1 – обособление деепричастного оборота
2 – запятая между частями сложносочиненного предложения, соединенными союзом и
3 – обособление деепричастного оборота
4 – запятая не нужна – однородные сказуемые, соединенные союзом и
5 – запятая между частями сложноподчиненного предложения, соединенными союзным словом которые
6 – запятая между частями сложносочиненного предложения, соединенными союзом и
7 – запятая не нужна – однородные сказуемые, соединенными союзом и

Карточка 3

Прочитайте фрагмент текста. Спишите, расставив недостающие знаки препинания. Соотнесите номер пунктуационной задачи и вариант объяснения.

Ветер забирался в пустые комнаты (1) и в печные воющие трубы (2) и старый дом (3) весь расшатанный, дырявый, полуразвалившийся, вдруг оживлялся странными звуками (4) к которым я прислушивался с невольной тревогой. Вот точно вздохнуло (5) что-то в белой зале (6) вздохнуло глубоко (7) прерывисто, печально. Вот заходили (8) и заскрипели (9) где-то далеко высохшие гнилые половицы под чьими-то тяжелыми (10) и бесшумными шагами. Чудится мне затем (11) что рядом с моей комнатой, в коридоре, кто-то осторожно (12) и настойчиво нажимает на дверную ручку (13) и потом (14) внезапно разъярившись, мчится по всему дому (15) бешено потрясая всеми ставнями и дверьми…

(А.И. Куприн. Олеся)

1 – однородные дополнения, соединенные союзом и
2 – однородные обстоятельства, соединенные союзом и
3 – запятая между однородными сказуемыми
4 – запятая между однородными обстоятельствами
5 – запятая не нужна, т.к. где-то – наречие, в предложении является обстоятельством
6 – однородные определения, соединенные союзом и
7 – запятая между частями сложносочиненного предложения, соединенными союзом и
8 – обособление причастного оборота, стоящего после определяемого слова
9 – запятая между частями сложноподчиненного предложения, соединенными союзным словом которым
10 – запятая не нужна, т.к. что-то – местоимение, в предложении является подлежащим
11 – однородные сказуемые, соединенные союзом и
12 – запятая между частями сложноподчиненного предложения, соединенными союзом что
13 – запятая не нужна – однородные сказуемые, соединенные союзом и
14 – обособление деепричастного оборота
15 – обособление деепричастного оборота

Карточка для контроля

Ветер забирался в пустые комнаты (1) и в печные воющие трубы, (2) и старый дом, (3) весь расшатанный, дырявый, полуразвалившийся, вдруг оживлялся странными звуками, (4) к которым я прислушивался с невольной тревогой. Вот точно вздохнуло (5) что-то в белой зале, (6) вздохнуло глубоко, (7) прерывисто, печально. Вот заходили (8) и заскрипели (9) где-то далеко высохшие гнилые половицы под чьими-то тяжелыми (10) и бесшумными шагами. Чудится мне затем, (11) что рядом с моей комнатой, в коридоре, кто-то осторожно (12) и настойчиво нажимает на дверную ручку (13) и потом, (14) внезапно разъярившись, мчится по всему дому, (15) бешено потрясая всеми ставнями и дверьми…

(А.И. Куприн. Олеся)

1 – однородные дополнения, соединенные союзом и
2 – запятая между частями сложносочиненного предложения, соединенными союзом и
3 – обособление причастного оборота, стоящего после определяемого слова
4 – запятая между частями сложноподчиненного предложения, соединенными союзным словом которым
5 – запятая не нужна, т.к. что-то – местоимение, в предложении является подлежащим
6 – запятая между однородными сказуемыми
7 – запятая между однородными обстоятельствами
8 – однородные сказуемые, соединенными союзом и
9 – запятая не нужна, т.к. где-то – наречие, в предложении является обстоятельством
10 – однородные определения, соединенные союзом и
11 – запятая между частями сложноподчиненного предложения, соединенными союзом что
12 – однородные обстоятельства, соединенные союзом и
13 – запятая не нужна – однородные сказуемые, соединенные союзом и
14 – обособление деепричастного оборота
15 – обособление деепричастного оборота

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru