МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Л.А. АКСЕНОВА,
с. Тупки,
Чаплыгинский р-н,
Липецкая обл.
Воспитание читателя
Комплексный анализ текста
10-11-й классы
Для повторения и закрепления
изученного материала наиболее эффективен
комплексный анализ текста. Он позволяет
повторить теоретические сведения и закрепить
умения учеников, а также организовать работу по
развитию речи.
Анализ текста можно проводить коллективно в
классе, можно предложить его как контрольную
работу или дать в качестве самостоятельного
задания для выполнения дома.
Кроме того, анализ текста помогает ученикам
определить (или сформировать) свою нравственную
позицию по отношению к важнейшим человеческим
проблемам.
Задание 1. Прочитайте. Какая тема
объединяет данные высказывания? Определите, как
они связаны по смыслу.
1) Приучите человека к чтению, дайте ему
возможность удовлетворить эту страсть, и вы его
осчастливите. Вы введете его в общество мудрецов
и остроумцев, его друзьями станут самые нежные,
чистые и мужественные люди, какие были
украшением человечества во все времена его
истории. Вы сделаете его гражданином всех наций и
современником всех эпох. (Гегель)
2) После чтения великого романа или представления
прекрасной пьесы мы становимся как бы
лучше1 и чувствуем себя очищенными. Мы
испытали страсти; мы постигли, что время
сглаживает2 все на свете, мы увидели, как
ничтожно малы наши маленькие повседневные2
несчастья1 в сопоставлении с безмерностью
событий и трагизмом великих страданий... Не думая
о нравственности, мы стали более нравственными.
(А.Моруа)
3) Пусть каждый человек, насколько
возможно, постарается окружить себя хорошими
книгами, а также доставит возможность для себя и
своей семьи пользоваться какой-нибудь
общественной библиотекой. Нет такого предмета
роскоши, которым не следовало бы пожертвовать
ради книг... (Чаннинг)
4) Залог наилучшего и могучего
развития, благо и сила городов состоит в том,
чтобы иметь многообразованных граждан... Поэтому
города, и в особенности большие города,
обладающие достаточными средствами, не должны
жалеть денег на обзаведение хорошими книгами и
книгохранилищами. (М.Лютер)
Вспомните, что называется текстом.
Можно ли назвать текстом каждый из четырех
отрывков. Приведите доказательство,
подтверждающее ваш ответ.
Какая мысль особенно привлекла ваше
внимание? Почему?
Запишите второй фрагмент,
подчеркните грамматические основы предложений,
укажите, чем они выражены. Объясните
правописание выделенных слов.
Составьте перечень пунктуационных
правил, с которыми вы встретились в тексте. Устно
назовите эти правила, иллюстрируя их примерами
из текста.
Сделайте фонетическую запись
указанных слов во 2-м фрагменте. Какие
фонетические законы иллюстрируют эти слова?
Произведите анализ слова прекрасной
(пьесы) по плану: а) звуко-буквенный анализ; б)
морфемный анализ; в) лексический разбор; г)
морфологический разбор.
Найдите в тексте № 4 пример авторской
пунктуации, объясните роль данных знаков
препинания.
В каком тексте можно найти примеры
побудительных предложений? Чем выражены в них
грамматические основы?
Задание 2. Прочитайте внимательно
предложения, исследуйте их структуру. Запишите в
следующем порядке: а) сложносочиненное
предложение; б) сложноподчиненное предложение; в)
бессоюзное сложное предложение; г) сложное
предложение с разными видами связи. Расставьте
знаки препинания, подчеркните грамматические
основы.
1) Самый мир становится для нас
безграничен великие астрономы унесут нас далеко
к таинственным туманностям за пределы солнца
и звезд.
2) Мы можем путешествовать с учеными и писателями
которые покажут нам гораздо более быть может чем
мы увидели бы сами. 3) Время так же беспредельно
как и пространство история переносит нас в
прошлое а геология идет еще далее за
миллионы лет до сотворения человека даже к самой колыбели
Вселенной... 4) Библиотека не только содержит
«несметные богатства на малом пространстве...» но
мы можем сидя в нашей библиотеке быть в то же
время во всех частях земли.
Как можно озаглавить данный текст
Леббока?
Найдите и графически выделите в
тексте:
а) деепричастный оборот; б) уточняющий член
предложения; в) однородные члены; г)
сравнительный оборот. Объясните пунктуацию при
этих конструкциях.
Выпишите по одному слову, в котором
– количество букв и звуков равное;
– букв больше, чем звуков;
– букв меньше, чем звуков.
Укажите значение выделенных слов.
Подберите синонимы к словам: библиотека,
безграничен.
Подберите антонимы к словам: далекое,
идет.
Являются ли подчеркнутые слова
однокоренными?
Используются ли в тексте метафоры?
· Произведите
словообразовательный анализ слов: путешествовать,
безграничен.
Выпишите из текста слова, морфемный
состав которых соответствует схемам:
Проиллюстрируйте словами из текста
следующие орфограммы: а) «Проверяемая безударная
гласная корня»; б) «Правописание суффиксов».
Выпишите из текста и разберите
морфологически а) местоимение; б) имя
существительное; в) имя прилагательное.
Разберите синтаксически второе
предложение текста, начертите его схему.
Укажите склонение всех
существительных в первом предложении.
Задание 3. Прочитайте текст.
Найдите границы предложений, поставьте нужные
знаки препинания. Запишите, вставляя пропущенные
буквы. Объясните графически расстановку знаков
препинания внутри предложений. Подчеркните
грамматические основы, укажите, чем они выражены.
В сущности каждый из нас домашний
библиотекарь в ре_кой семье нет хотя бы
(не)большой полки с книгами нужны ли домашние
книг_хр_нилища при той сети библ_отек к_торая есть
в нашей стране необходимы потому что есть книги
к_торые нужны часто нек_торые каждый день нужны
для работы для справок для встреч со старыми
друзьями давно ставшими живыми людьми
рожде(н,нн)ыми писательским гением // (Л. Ошанин)
Проверьте свою работу.
В сущности, каждый из нас – домашний
библиотекарь. В редкой семье нет хотя бы
небольшой полки с книгами. Нужны ли домашние
книгохранилища при той сети библиотек, которая
есть в нашей стране?4 Необходимы, потому что
есть книги, которые нужны часто, некоторые каждый
день, нужны для работы, для справок, для встреч1
со старыми друзьями, давно ставшими3 живыми
людьми, рожденными2 писательским гением. (Л.И. Ошанин)
Расскажите, как связаны предложения в
тексте.
Найдите в тексте синонимы, укажите их
вид.
Найдите однокоренные слова, выделите
корень; определите способ образования.
Выполните указанные виды разборов.
Как вы ответите на вопрос, который
поднимает Л. Ошанин?
Есть ли у вас домашняя библиотека?
Расскажите о ней: как она собиралась, пополняется
ли сегодня, кто из членов семьи испытывает
трепетное отношение к книге; расскажите о
книжных пристрастиях членов вашей семьи. Есть ли
у вас полочка любимых книг? Что это за книги?
Можете ли вы сказать, что книги – ваши друзья?
Задание 4. Прочитайте. Определите
тему текста. Озаглавьте.
В тот день когда Франциск Скорина сын
купца из Полоцка стал доктором мед_цины ему
(не)было и 25 лет. Его ожидала к_рьера врача и на
родине любой вельможа а может быть и сам король
охотно принял бы к себе на службу доктора
мед_цины. Но Франциск уже мечтал о другом.
Книга... Сколько раз л_стал он их в ун_верситетских
библиотеках монастырских собраниях в лавках
торговцев. Стари(н,нн)ые тома писа(н,нн)ые3
на телячьей коже с заглавными буквами
выведе(н,нн)ыми золотом и лазурью в тяж_лых1
переплетах с мета(л,лл)ическими засте(ж,ш)ками...
Еще тогда в Краковском университете стал он
мечтать о своей книге печатной книге на родном
языке понятной его землякам. Много лет прошло и
все-таки исполнилась его мечта. В столице Чехии
Праге создал доктор Франциск свою типографию. В
1517 году выходит в свет его первая книга –
«Псалтырь», – и с 1519 года Скорина издает еще 20
отдельных книг Библии.
На титульном листе каждого томика есть знак
добр_душное к_сматое со_нце на которое
надвигается рогатый месяц. Иные видят в нем его
герб другие память о том что р_дился он во время
з_тмения. А может быть это знак победы света над
тьмой торжества со_нца которое (ни)кто пог_сить не
может (не)смотря ни на что?4 В мантии3
берете с гусиным пером в руке оторвавшись от
рукописи задумчиво смотрит на нас с одной из
страниц своей первой книги белорусский2
первопечатник2. (Календарь школьника)
Определите способы и средства связи
предложений в тексте.
Назовите стиль и тип речи.
Укажите выразительные средства
языка, которые использует автор. С какой целью?
Запишите текст, вставляя пропущенные
буквы и знаки препинания.
Задание 5. Прочитайте. Определите
тип речи и стиль. Обоснуйте свое мнение. (Текст
условно разбит на три части.)
I. Вы спрашиваете меня, незнакомка души
моей, что вам надлежит5 читать. Мои советы
вас, наверное, удивят. И все же следуйте им. Мой
учитель Ален говорил, что каждому из нас нужно
прочесть не так уж много книг, и собственным
примером подтверждал бесспорные5 преимущества
этого принципа. Его библиотека состояла главным
образом из сочинений нескольких выдающихся
авторов: Гомера, Горация, Тацита, Сен-Симона, Реца,
Руссо, Стендаля, Бальзака, Жорж Санд, Виктора Гюго
и, разумеется, философов: Платона, Аристотеля,
Декарта, Спинозы, Канта, Гегеля, Огюста Конта. На
протяжении своей жизни он прибавил к ним Ромена
Роллана, Валери, Клоделя, Пруста, а также
Киплинга.
Выбор предельно строгий, но уж эти великие
произведения он знал превосходно5.
Постоянно перечитывая их, он всякий раз открывал
в них новые красоты. Он полагал5, что тот,
кто не способен сразу же отыскать нужную
страницу, не знает автора. В каком романе
Бальзака описана первая встреча Вотрена и
Рюбампре? В каком романе читатель вновь
встречается с Феликсом де Ванденесом, когда тот
уже женат? В каком томе Пруста в первый раз
упоминается септет5 Вентейля? Того, кто не
может ответить на эти и подобные вопросы,
истинным5 читателем не назовешь. «Важно не
найти, а сделать найденное своим достоянием, –
говорил Валери. Тот, кто прочел и усвоил
несколько бессмертных произведений, может
считать себя более образованным, чем тот, кто
рассеянно и бегло просматривает в день по три
новинки.
II. Как только мы убедимся в духовной
или художественной ценности книги, следует ее
приобрести. Близко и всесторонне можно
познакомиться только с теми произведениями,
которые у нас всегда под рукой. <...>
А как следует читать? Если книга нас захватывает,
то в первый раз мы читаем ее быстро и увлеченно.
Мы просто глотаем страницы. Но в дальнейшем (а
хорошую книгу читают и перечитывают много раз)
нужно читать с карандашом или пером в руке. Ничто
так не формирует вкус и верность суждений, как
привычка выписывать понравившийся отрывок или
отмечать глубокую мысль. Нужно дать себе слово
ничего не пропускать при чтении писателей,
которых по-настоящему ценишь. Тот, кто в книгах
Бальзака пропускает длинные описания улиц или
домов, не может считаться его истинным ценителем.
Весьма эффективный5 метод чтения –
«звездообразный»: читатель расширяет круг
интересов, двигаясь в разных направлениях – как
бы по лучам звезды – от основной книги или
сюжета. Пример: я читаю Пруста и восторгаюсь им.
Углубляясь в его книги, я узнаю, что сам Пруст
восторгался Рёскиным, Жорж Санд. Приступаю к
Рёскину и Санд: то, что такой читатель, как Пруст,
находил хорошим, не может оставить равнодушным и
меня. Благодаря Шатобриану я познакомился с
Жубером. А Шарль Дю Бо натолкнул меня на дважды
потерянную Эвридику. Морис Баринг в свое время
приобщил меня к Чехову, к Гоголю. Таким образом и
возникают узы духовной дружбы. Пора и вам
определить свое место. (А.Моруа. Письма
незнакомке)
I. Работа над текстом.
Вспомните, что такое эпистолярный
жанр. Найдите признаки эпистолярного жанра в
данном тексте.
Как можно озаглавить этот текст?
А.Моруа эту главу из своей книги
«Письма незнакомке» озаглавил так: «О выборе
книг». Что отражено в этом заглавии – тема или
основная мысль?
Сформулируйте и запишите основную
мысль этого текста.
Составьте план текста.
II. Анализ языковых единиц.
Проведите лексический разбор слова надлежит
из первого предложения. Какой словарь поможет
вам выполнить это задание?
Объясните, как вы понимаете значение
подчеркнутых в тексте выражений.
Подберите синонимы к словам: септет,
философ, превосходно, полагал, достояние,
истинный, сюжет.
Подберите пароним к слову эффективный.
Составьте с этими словами словосочетания.
Подберите антоним к выражению глубокая
мысль.
III. Правописание.
а) «Н, нн в суффиксах разных
частей речи»; укажите, слова каких частей речи
выписали;
б) «Непроверяемые гласные корня»;
в) «Правописание окончаний причастий».
Составьте перечень пунктуационных
правил, с которыми вы встретились в тексте.
Проиллюстрируйте их примерами из текста.
Найдите предложения, в которых
имеются слова, грамматически не связанные с
членами предложения. Как они называются? Как
оформляются на письме? (Вводные слова,
обращения.)
Найдите: а) предложение с прямой
речью, б) простое предложение с деепричастным
оборотом.
Выпишите сложноподчиненное
предложение с придаточным определительным,
разберите его синтаксически.
Установите, есть ли в тексте сложные
предложения с разными видами связи. Если есть,
составьте их схемы.
IV. Развитие речи.
1) Обращения к современникам о пользе
чтения (для газеты).
2) Рассказ другу о недавно прочитанной книге.
Задание 6. Прочитайте отрывок из
книги А.Моруа «Открытое письмо молодому человеку
о науке жить». Определите его тему и главную
мысль. Каковы тип речи и стиль текста?
(Знаки препинания в первом абзаце не
расставлены. Текст условно разбит на три части.)
I. ...Чем бы вы ни решили заняться1
необходима культурная база. Это одна из первых3
ступеней2 пирамиды. Быть культурным не
значит знать обо всем понемногу не значит это и
знать все о чем-нибудь6 одном быть
культурным значит изучить как следует
произведения великих писателей проникнуться6
духом их творчества сродниться6 с ними3.
Я хотел бы назвать тех немногих авторов, которые
станут вам верными спутниками на всю жизнь.
<...>
Изучить глубоко всю мировую литературу
невозможно. Приходится выбирать. Постепенно вы
научитесь это делать – случай и вкус вам помогут.
Я же лишь укажу вам пищу, которую считаю здоровой.
Что-то из нее подойдет вам, что-то нет. Решайте
сами. Начнем с греков. Я полагаю, вы любите Гомера.
<...> Плутарх был кладезем мудрости для людей
всех эпох. В нашей небольшой, но тщательно
подобранной библиотеке мы отведем ему место
рядом с Гомером. Где-нибудь около Платона. И,
конечно, независимо от того, верующий вы или
неверующий, Ветхий и Новый Заветы, оба одинаково
величественные. Затем Эпиктет, Марк Аврелий,
Сенека – проповедники стоической морали. Если вы
сильны в латыни, читайте в подлиннике
произведения Вергилия, Горация, Лукреция,
Ювенала, элегических поэтов. В переводе их чары
рассеиваются. Гомера, в отличие от них, можно
читать по-французски; в хорошем переводе
сохраняет свою царственную краткость и Тацит.
II. Теперь пропустим несколько веков.
Если бы нужно было выбрать из всей литературы до
XVI века только трех авторов, я оставил бы Гомера,
Плутарха и Монтеня. Ален поставил себе за правило
каждый год перечитывать одного великого поэта; я
стараюсь поступать так же. Отведем один год
Вийону, один – Ронсару и один – Дю Белле. С XVI
веком покончено. Перейдем к XVII. Здесь выбирать
нетрудно: все авторы прекрасны. Но раз речь идет о
книгах-спутниках, я рекомендую вам мемуары5
кардинала де Реца и Сен-Симона – образцы стиля;
пьесы Корнеля, которые... преподадут вам урок
чести; пьесы Мольера – кладезь мудрости;
«Надгробные речи» Боссюэ, подобные органному
концерту, и басни Лафонтена. Плюс Расин, чьи пьесы
вы будете смотреть на сцене всю свою жизнь, –
посвятите ему один год как поэту.
Из писателей XVIII века я назову Монтескье. Его
трактат «О духе законов» станет вам верным
спутником. Из Вольтера – «Кандид», которого вы
прочтете как поэму. Короткие произведения Дидро:
«Сон д’Аламбера», «Письмо о слепых», «Племянник
Рамо» – ни большего ума, ни лучшего стиля нельзя
себе и представить. Поэтический год отдадим
Мариво. С Руссо – проблема. Решим ее, выбрав в
спутники «Исповедь». <...> А вот и великий XIX век.
Глаза разбегаются от обилия шедевров5, но
не будем забывать нашу задачу. Речь идет о
небольшой постоянной библиотеке. Выбирать нужно
осторожно и тщательно. Бенжамен Констан?
Шатобриан? Само собой разумеется. «Замогильные
записки» Шатобриана всегда будут с вами. Рядом с
ними дневник, который вел Лас Каз на острове
Святой Елены. Наполеон много знал о людях и
власти, у него же можно поучиться и стилю. Что
касается Стендаля и Бальзака, тут я непреклонен.
Прочтите их произведения все до единого, они
пригодятся вам во всех случаях жизни. Я
неразлучен с этими двумя романистами вот уже
более шестидесяти лет и, перечитывая их, всякий
раз открываю новые и новые красоты. Стендаль
предложит вам образ жизни благородный и
восхитительный, хотя и несколько безрассудный.
Бальзак познакомит вас со всеми образами жизни,
от самых порочных до самых достойных. Он обнажит
перед вами пружины общества.
Шатобриан, Бальзак, Стендаль – эти три вершины
возвышаются над горной цепью. Флобер... создал два
прекрасных романа – «Госпожу Бовари» и
«Воспитание чувств». Следующую вершину являет
собой Гюго. Прочтите «Увиденные факты»,
«Отверженных»... Возьмите Гюго-поэта себе в
спутники. Гюго с ранней юности виртуозно владел
французским языком, изобретал чудесные ритмы,
воспевал простые и сильные чувства и не утратил
своего мастерства до глубокой старости. Бодлер,
Малларме, Валери, Верлен... восхищались им и
подражали ему. Впустите и их в свое святилище.
<...>
III. ...Кроме того, остаются великие
зарубежные писатели. Вы не можете обойтись ни без
Шекспира, ни без Лопе де Веги, ни без Свифта, ни
без Диккенса, ни без Эдгара По, ни без великого
Гете, ни без Данте, ни без Сервантеса. Наконец,
никто не подарит вам такого волшебного ощущения
жизни, как русские писатели. Нет ничего
прекраснее лучших произведений Толстого («Война
и мир», «Анна Каренина», «Смерть Ивана Ильича»).
<...> Рядом с Толстым поместите избранные
рассказы и пьесы Чехова. Нет ни одного писателя,
столь близкого моему сердцу. Я хотел бы, чтобы он
пленил и вас. Наконец, «Мертвые души» Гоголя,
«Рудин», «Отцы и дети», «Дым» Тургенева и повести
Пушкина.
Итак, вот вам (кроме современных авторов, которых
вы выберете сами) программа чтения на всю жизнь.
Вы можете возразить: «Она перегружена. Где мне
взять время, чтобы прочесть столько книг, ведь
мне предстоит еще проштудировать массу работ по
специальности?». Тогда я назову вам походную
библиотеку, состоящую из семи авторов: Гомер,
Монтель, Шекспир, Бальзак, Толстой, Пруст, Ален. В
тот день, когда вы будете знать их в совершенстве,
я хочу сказать, досконально, вы уже будете весьма
образованным человеком. Но к этой литературной
культуре вам надо добавить культуру научную,
пусть даже профессия ваша на первый взгляд
далека от науки. <...>
...Наука дает человеку все возрастающую власть
над внешним миром, литература помогает ему
приводить в порядок мир внутренний. И то и другое
равно необходимо. Разве мог бы ученый бороться
с охватившей его бурей чувств и сохранять
необходимую для научного эксперимента свободу
духа, если бы ему на помощь время от времени не
приходило искусство? <...> Мир без человека,
мир частиц, содержит секрет могущества;
человеческий мир, мир чувств, открывает личности
секрет гармонии. Я хочу, чтобы вы были либо
ученым, влюбленным в литературу, либо
литератором, интересующимся науками.
I
Выделите микротемы текста и
составьте план.
Какие книги каких авторов выбирает
А.Моруа в спутники жизни? Как он обосновывает
выбор каждой книги? Прочтите.
Знакомы ли вам авторы книг, о которых
рассказывает А.Моруа? Какие из этих книг вы
читали?
Попробуйте сами создать «библиотечку
образованного человека» из 10 книг. Каким книгам
русских и зарубежных авторов вы отдадите
предпочтение? Почему?
Если бы вам предложили добавить в
библиотечку 2–3 книги научно-популярной
литературы, какие книги вы бы выбрали?
Есть ли у вас настольная книга?
Что для вас важнее – прочитать или
перечитать книгу? Почему?
Есть ли у вас «капитальные» книги, то
есть такие, по которым, как по своеобразной
духовной спирали, поднимаешься бесконечно?
«Читатель не тот, кто много читает, а
тот, кто много думает». Поясните эти слова. (Чтение
– великий труд души, диалог с писателем.)
Ответьте письменно на вопрос,
используя текст А.Моруа: что значит быть
культурным человеком?
II
Запишите первый абзац текста,
расставьте знаки препинания, графически
обоснуйте свой выбор. Дайте устно характеристику
первому предложению. Выполните указанные виды
разборов.
Перечитайте текст и найдите:
а) сложноподчиненное предложение с
одной придаточной частью, определите вид
придаточного по значению;
б) сложное бессоюзное предложение, определите
характер отношений между частями;
в) простое предложение, односоставное; укажите
его вид;
г) простое предложение с однородными членами;
д) простое предложение с деепричастным оборотом;
е) неполные предложения;
ж) предложение с прямой речью.
Найдите сложные предложения с
разными видами связи и начертите их схемы,
определите ведущую связь между частями.
Объясните постановку
вопросительного знака в выделенном предложении
последнего абзаца.
Запишите последнее предложение
текста, произведите его полный синтаксический
разбор, начертите схему. Объясните, как вы
понимаете смысл этой фразы.
Задание 7. Прочитайте. Определите
жанр. Как можно озаглавить этот текст? Какова его
тема?
Мы по земной стезе5 проходим все
мрачнее2:
Как колыбель5 светла! Могила – мглы5
чернее1!..
Едва мы родились6, пред нами – скорбный5
путь.
Взрослеем, и нам жаль, что детства не вернуть6,
На старости грустим, что молодость2
проходит,
Встречаем6 смерть, скорбя3, что жизнь
навек уходит!..
Так где же счастье1, где? – я вопрошал2.
–
Слепец!
Тебе ведь дал его1 небесный6 наш отец!
(В.Гюго. Так где же счастье?)
I
Укажите особенности композиции
стихотворения В.Гюго.
Объясните расстановку знаков
препинания при диалоге.
Какие типы предложений по цели
высказывания имеются в стихотворении? Какими
знаками препинания они оформляются?
Охарактеризуйте интонационные
особенности текста. Как вы можете объяснить
обилие в нем восклицательных знаков?
В каких предложениях автор
использует сочетание знаков препинания? Каково
эмоциональное наполнение данных предложений?
Как следует прочитать эти предложения?
Объясните принцип постановки каждого
из знаков препинания внутри предложений.
Сделайте вывод: как взаимосвязаны
интонация и пунктуация данного текста?
Подготовьте выразительное чтение
стихотворения В.Гюго «Так где же счастье?».
Определите, какие оттенки настроений следует
передать при чтении, где нужны логические
ударения, паузы.
II
Выучите поэтические строки В.Гюго и
запишите их по памяти. Подчеркните
грамматические основы предложений, укажите, чем
они выражены.
Начертите схему сложного предложения
с разными видами синтаксической связи.
Определите вид этого предложения с учетом
ведущей связи между его частями.
Выполните указанные виды разборов.
Укажите устаревшие слова.
III
Поразмышляйте над поставленным
В.Гюго вопросом: «Так где же счастье?». Запишите
свои размышления.
Дополните свои размышления мнениями,
приведенными ниже. Согласны ли вы с ними?
Счастье в том, чтобы «...принимать жизнь
таковой, какова она есть, и не сравнивать ее с
жизнью других»; «редки те, кому ни разу в жизни не
выпало счастья, но еще более редки те, кто сумел
его сохранить». (А.Моруа)
Счастье – это состояние души, это
умение видеть вокруг прекрасное.
Счастье – великий труд души.
Какие высказывания известных людей о
счастье вы знаете? Какое высказывание вам
особенно близко?
Какое стихотворение русского поэта XX
века отвечает на вопрос, вынесенный в заглавие
стихотворения В.Гюго? (И.Бунин. Вечер)
Вспомните его и расскажите. Выделите ключевые
строки стихотворения. В чем особенность формы,
строения стихотворения И.Бунина?
Задание 8. Прочитайте. Определите
стиль текста, тип речи. Как можно озаглавить
текст?
Ни_кий поклон всем гениям
иску(с,сс)тва! Они д_несли до нас пам_ть и славу
пре_ков пом_гают познать законы сегодняшней
жизни нап_минают о долге оставить добрый след для
потомков. Ост_ваясь веч_ной з_гадкой они манят нас
прик_снуться к их жизни чтобы понять что же
питало и вдохновляло их умы.
Одно из т_ких мест на земле где можно призвав на
помощ_ вообр_жение «переш_гнуть» через время и
попасть в творческую лабораторию большого
мыслителя наше Пушкиногорье. И я гов_рю каждому
чье сердце хоть однажды пл_нилось гением
пушкинских строк добро пожаловать к нам в гости!
Это не об_зательная вежливость воспита(н,нн)ого
человека а искре(н,нн)ее пригл_шение. Всех.
Каждого. И кого обж_г навсегда пушкинский т_лант и
тех кому еще только пр_дстоит счастье открытия
для себя величайшего из поэтов. (С.Гейченко)
Запишите, вставляя буквы, раскрывая
скобки и расставляя знаки препинания.
Обобщите: какие пунктуационные
правила иллюстрируют предложения этого текста?
В чем заключаются интонационные
особенности первого и пятого предложений?
В каком предложении следует
употребить сочетание знаков препинания? Почему?
Разберите это предложение синтаксически. (Первое
предложение второго абзаца.)
Прочтите неполные предложения,
назовите их вид.
Какие группы орфограмм, связанных со
слитными и раздельными написаниями, встретились
в тексте? Объясните выбор слитного или
раздельного написания слов с этими орфограммами.
Найдите в тексте фразеологизм,
объясните его значение.
Объясните значение подчеркнутых
слов.
Проведите анализ слова пленилось
по плану: а) звуко-буквенный анализ; б) морфемный
анализ; в) лексический разбор; г) морфологический
разбор.
Задание 9. Прочитайте. Назовите
автора и произведение, из которого взят фрагмент.
Определите жанр текста.
Шел уже двадцать третий год моего
пребывания на острове, и я успел до такой степени
освоиться с этой жизнью, что, если бы не боязнь
дикарей, которые могли потревожить меня, я бы
охотно согласился провести здесь весь остаток
моих дней до последнего часа... я придумал себе
несколько маленьких развлечений, благодаря
которым время протекало для меня гораздо
веселее, чем прежде. Во-первых, как уже знает
читатель, я научил говорить своего Попку, и он так
мило болтал, произносил слова так раздельно и
внятно, что было большим удовольствием слушать
его. Он прожил у меня не менее двадцати шести лет.
Как долго жил он потом, я не знаю; впрочем, я
слышал в Бразилии, что попугаи живут по сто лет.
Может быть, верный мой Попка и теперь еще летает
по острову, призывая бедного Робина Круза. Не дай
бог ни одному англичанину попасть на мой остров и
услышать его: бедняга, с которым случилось бы
такое несчастье, наверное, принял бы моего Попку
за дьявола. Мой пес был мне верным и преданным
другом в течение шестнадцати лет; он околел от
старости. Что касается моих кошек, то, как я уже
говорил, они так расплодились, что я принужден
был стрелять по ним несколько раз, иначе они
загрызли бы меня и уничтожили все мои запасы...
Кроме того, я всегда держал при себе двух-трех
козлят, которых приучал есть из своих рук. Было у
меня еще два попугая, не считая старого Попки; оба
они тоже умели говорить, и оба выкликали «Робин
Крузо», но далеко не так хорошо, как первый...
Затем я приручил несколько морских птиц,
названий которых не знал. Всем им я подрезал
крылья, так что они не могли улететь. Те молодые
деревца, которые я насадил перед своею крепостью,
чтобы лучше скрыть ее на случай появления
дикарей, разрослись в густую рощу, и мои птицы
поселились в этой роще и плодились, что меня
очень радовало. Таким образом, повторяю, я
чувствовал себя покойно и хорошо...
(По книге Даниэля Дефо «Робинзон
Крузо»)
I
Определите стиль речи и обоснуйте
свое мнение о стилевой принадлежности текста.
Определите тип речи.
Какие черты характера главного героя
вы можете отметить на основании данного текста? В
чем секрет успешного пребывания на необитаемом
острове Робинзона Крузо в течение многих лет?
Что привлекает вас в личности
Робинзона Крузо?
Чем может быть полезна книга Д.Дефо
сегодняшнему поколению читателей?
II
III
IV
Составьте схему первого предложения,
произведите его полный синтаксический разбор.
Перечитайте внимательно
предпоследнее предложение, выделите его части,
определите вид придаточных по значению.
Определите вид придаточного по
значению в выделенном сложноподчиненном
предложении.
Произведите анализ слова молодые
по плану: а) звуко-буквенный анализ; б) морфемный
анализ; в) лексический разбор; г) морфологический
разбор.
Продолжение следует
|