Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №16/2006

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

А.В. ВОЛКОВА,
школа № 57,
г. Москва


Первые уроки после каникул

Урок-повторение в 5-м классе: «четверки» и «пятерки»

Всем учителям хорошо известна игра «четвертый лишний»: среди четырех слов надо найти такое, которое отличается от трех других каким-то одним признаком. Предлагаем поиграть в нее с учениками в начале нового учебного года. Эта форма работы не кажется школьникам сложной, а учителю позволяет за короткое время повторить практически весь пройденный ранее материал или наметить те темы, которые вспоминаются с трудом, чтобы потом вернуться к ним на специальных занятиях. Уроки проходят живо, часто в виде соревнования, в тетрадях появляются только самые необходимые и притом краткие записи.

Вот как может выглядеть урок-повторение в 5-м классе.

Лучше начать игру с простых заданий и выполнять их коллективно. Задача учителя – правильно организовать обсуждение предложенных вариантов, помочь ученикам сформулировать и записать ответ в тетрадь.

Первая «четверка» по фонетике:

а) хруст;
б) гул;
в) треск;
г) свист.

Пусть пятиклассники сначала отметят в словах, которые им продиктует учитель, звуки (гласные и согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие), а потом укажут «лишнее» с их точки зрения слово, обязательно объяснив, почему они так думают. Если у ребят не получается сразу ответить на вопрос, спросите их, сколько в каждом слове гласных звуков, могут ли слова различаться по этому признаку. Так как записанные слова односложные, различия в них будут связаны не с гласными, а с согласными звуками. Предложите подчеркнуть в словах только глухие звуки и поинтересуйтесь, есть ли слово, в котором ни один согласный не подчеркнут. Таким будет гул – в нем все согласные звонкие, тогда как в других словах согласные и звонкие, и глухие. Хорошо, если этот ответ как образец будет записан и на доске, и в тетрадях учеников.

Добавьте к оставшимся словам новое – лязг. Получится вторая «четверка»:

а) хруст;
б) треск;
в) свист;
д) лязг.

Спросите, каким будет решение в этом случае. Возможно два ответа. Во-первых, лязг, т.к. написание и произнесение этого слова не совпадают. Если ученики знакомы с транскрипцией, пусть они подтвердят правильность ответа, записав звуки, которые обозначены буквами з и г (лязг), с и т, с и к (хруст, треск). Во-вторых, из «четверки» можно исключить хруст: в нем, в отличие от других слов, все согласные твердые.

Наверняка пятиклассники и сами смогут назвать существительные со значением «шумов» разного рода для следующей группы. Выберите из них такие, чтобы согласные в трех словах были и твердые, и мягкие, а в одном – только твердые или только мягкие. Например:

а) писк;
б) стук;
в) тявканье;
г) журчание.

Пусть дети запишут их в тетради и самостоятельно найдут «лишнее». Снова, как и в предыдущем задании, два ответа: 1) стук (все согласные твердые, а в остальных и твердые, и мягкие); 2) тявканье (буква в обозначает глухой звук [ф]).

Продолжая придумывать «шумелочные» слова вместе с учениками, попросите их называть уже не существительные, а глаголы, обозначающие разные «звукодействия»: стонать, хрюкать, тренькать, смеяться, говорить, скрипеть, рыдать, лаять, аукаться и т.п. Напишите любые три на доске и добавьте к ним «свой» глагол – например, летать или заснуть. Ребята сразу заметят, что он-то и выбивается из записанной группы, т.к. у него другое, отличное от остальных слов, значение. Обратите внимание пятиклассников на то, что теперь, вычисляя «лишнее» слово, мы не думали, из каких звуков оно состоит, потому что взглянули на него с другой точки зрения – смысловой. В качестве небольшой передышки расскажите детям о разделах языкознания, в каждом из которых одно и то же слово рассматривается под разным углом зрения: фонетику интересуют звуки, лексику – значения, морфемику – строение слова и т.д. Предложите новую «четверку», которую надо проанализировать с лексической точки зрения:

а) веселый;
б) беззаботный;
в) печальный;
г) радостный.

Понятно, что веселый, беззаботный, радостный – слова, схожие по смыслу, а печальный имеет иное, противоположное значение. Учитель может назвать те термины, которыми в лексикологии именуются такие слова: синоним и антоним. А может, не углубляясь, попросить ребят дополнить список «радостных» и «печальных» слов, составить с ними предложения или задать следующую «четверку»: три слова относятся к одной лексико-семантической группе (Шишков, прости…), а четвертое – нет. Примеры для такого рода задания, хочется верить, каждый учитель в состоянии подобрать сам, стоит только помнить, что круг тем не ограничивается едой или инструментами, спортом или растениями.

Если позволяет время, хорошо бы уже на первом уроке повторить и строение слова, морфемику. Например, суффиксы:

а) кролик;
б) горшочек;
в) медвежонок;
г) шарик.

(«Лишнее» слово – кролик: в нем нет суффикса.)

Приставки:

а) повар;
б) побег;
в) поворот;
г) погода.

(«Лишнее» слово – погода: в нем нет приставки.)

Корни:

а) смешать;
б) смешить;
в) смешной;
г) усмешка.

(«Лишнее» слово – смешать: в нем корень -меш-, а не -смеш-/-смех-.)

Если времени на уроке осталось мало или ребята устали, эти «четверки» можно дать в качестве домашнего задания, добавив к ним задания по фонетике и лексике:

а) конь;
б) лес;
в) глушь;
г) путь.

(Ответов несколько: 1) путь – все согласные глухие; 2) глушь – все согласные твердые; 3) лес – количество букв и звуков совпадает.)

а) Масло;
б) гуашь;
в) акварель;
г) пастель.

(«Лишнее» слово – масло: как и гуашь, акварель, пастель, это тип «краски», рисунок или картина, написанная такими «красками», но, в отличие от других слов, масло – это еще и «жировое вещество, приготовляемое из веществ растительного, животного или минерального происхождения» (Словарь Ожегова) – оливковое масло, сливочное масло и т.п.)

Пусть дома пятиклассники обязательно запишут в тетрадях полный ответ по такому шаблону: «Мне кажется / Я думаю / На мой взгляд / По моему мнению / По-моему и т.п.; (что) «лишнее» слово – это…, т.к. / потому что в нем / оно… . В остальных словах / Остальные слова…». На следующем уроке учителю необходимо выслушать как можно больше таких ответов, оценивая и правильность «оформления», «выражения» мысли.

Работа с «четверками» на втором занятии должна идти быстрее, поэтому задания лучше заранее распечатать на карточках или записать на доске. Продолжая разговор, начатый на предыдущем уроке, спросите ребят, что в слове, кроме звуков, лексического значения, морфемного состава, может привлекать внимание ученых, с какой еще точки зрения можно изучать слова в языке. Если они затрудняются ответить, помогите им таким примером: В гавань вошел большой пассажирский пароход. Задайте вопрос, в каком разделе учебника будет записано такое определение слова гавань: «состоит из корня и окончания», «в слове два гласных и три согласных звука, но шесть букв», «слово заимствовано из голландского языка и означает «естественно или искусственно защищенную от волн, ветра и течений прибрежную часть водного пространства, служащую местом стоянки судов» (БСЭ), «это – существительное», «в предложении играет неглавную, второстепенную роль». Если пятиклассникам еще не известно, расскажите им, что раздел языкознания, в котором слово рассматривается как часть речи, называется морфологией, а роль, которую слово играет в предложении, изучает синтаксис. И на сегодняшнем уроке, вычисляя «лишнее» слово, надо помнить, к какой части речи оно относится и какова его синтаксическая функция.

Начните с «четверок» по морфологии, но усложните задачу: из четырех слов нужно последовательно исключить два, каждый раз беря за основу один какой-либо признак. У оставшихся двух слов признаки должны совпадать. Например:

а) в шляп_;
б) по дорог_ ;
в) в берет_;
г) на площад_.

Ответов в данном случае два:

1) (г) – в этом существительном окончание и, в остальных – е; (б) – среди оставшихся существительных только одно в д.п., в шляпе и в берете стоят в п.п.;

2) (в) – это существительное м.р., остальные – ж.р.; (г) – это существительное, в отличие от первых двух, 3-го склонения.

а) Мечтают;
б) свистите;
в) спешишь;
г) клеит.

Ответ 1: (а) – это глагол 1-го спряжения, остальные относятся ко 2-му спряжению; (б) – этот глагол стоит во мн. ч., в отличие от спешишь и клеит.

Ответ 2: (а) – это глагол 1-го спряжения; (г) – этот глагол стоит в 3-м лице, (б) и (в) – глаголы во 2-м лице.

а) Большом;
б) голубом;
в) синей;
г) ночным.

Ответ: (в) – это прилагательное в ж.р.; (г) – это – прилагательное в т.п. ед. ч. или в д.п. мн. ч.

В задании по синтаксису предложите ребятам последовательно исключать по одному словосочетанию или предложению уже не из четырех, а из пяти примеров. Это позволит охватить больший круг тем. Ответов в таком задании, конечно, может быть несколько.

а) Высокий дуб;
б) рос на полянке;
в) громко жужжал;
г) сел на траву;
д) обхватил голову.

Ответ 1:

1) (а) – это словосочетание состоит из прилагательного и существительного, в нем нет глагола;
2) (в) – в этом словосочетании от глагола зависит наречие, а не существительное;
3) (д) – это словосочетание, в отличие от (б) и (г), состоит из глагола и существительного без предлога.

Ответ 2:

1) (в) – в словосочетании нет существительного;
2) (а) – состоит из существительного и прилагательного, существительное – главное слово в словосочетании;
3) (б) – существительное в словосочетании стоит в п.п., а в (г) и (д) – в в.п.

а) Ты видел Иа-Иа?
б) Пятачок встал и заплакал.
в) Вдруг его нога попала в мышиную норку, и Пятачок полетел носом вниз.
г) Пятачок упал.
д) Пятачок быстро бежал по лесной тропинке.

Ответ 1:

1) (а) – это предложение вопросительное, все остальные – повествовательные;
2) (в) – это предложение сложное;
3) (д) – в этом предложении, кроме главных членов, есть второстепенные, оно распространенное, тогда как в (б) и (г) – только подлежащее и сказуемое, т.е. они нераспространенные.

Ответ 2:

1) (в) – это предложение сложное, все остальные – простые;
2) (а) – среди простых это предложение вопросительное;
3) (б) – в этом предложении два сказуемых (однородные сказуемые); (г) и (д) – предложения простые, повествовательные, без однородных сказуемых.

В качестве домашнего задания ученикам предлагается решить аналогичные «четверки» и «пятерки» или на отдельную оценку придумать свои.

Урок-повторение в 6-м классе: профессии для водяных

На первом уроке русского языка в 6-м классе мы вспомним основные понятия по морфемике и лексике, необходимые в дальнейшем при изучении темы «Словообразование», устно повторим известные из курса 5-го класса орфографические и пунктуационные правила. Для работы взят отрывок из детской книжки К.Чапека «Сказки и веселые истории»1. Благодаря прекрасному переводу Б.Заходера, который смог донести до читателя языковую игру оригинала, «Сказки» представляют богатый материал для уроков русского языка и литературы.

Учитель раздает текст, напечатанный с пропущенными буквами и знаками препинания.

В_дяные вообще-то ж_вут одиноко но раз-два в году, во время пав_дка, соб_раю_я они со всего света и устраивают _кружные конференц_и. В нашем кр_ю всегда с_е_жались они в п_л_вод_е на лугах возле Градца Кралова потому что там такая кр_сивая водная гла_ь, и пр_красные омуты, и излучины, и затоны, выстланные самым мягк_м илом высш_ сорта. Обыч_о это ж_лтый ил или немного коричневатый если же он красный или серый, он (не)буд_т таким нежн_м, словно вазелин…
Так вот, найдя себе по_х_дящ_ место, все они усаживаю_я и ра_казывают друг другу новости. Например, что в_дяной Фалтыс уже п_дался в т_рговлю: пр_д_ет минеральные воды а хр_мой Слепанек стал слесарем и чин_т в_д_пр_воды; и многие тоже перем_нили профе_ию.
Понима_те р_б_тишки в_дяной мож_т занима_я только тем р_м_слом, в котором есть что-нибудь от в_ды: ну, например, мож_т быть он под-вод-ником или про-вод-ником, или, скаж_м, мож_т писать в книжках в-вод-ную главу; или быть за-вод-илой, или вод-ителем трамвая, или выд_вать себя за руко-вод-ителя или за хозяина за-вод-а – словом, какая-нибудь в_да тут должна быть.
Но, как вид_те, профе_ий для в_дяных ост_ется все мен_ше и мен_ше…

Ученики, читая вслух по предложению, громко, четко, нарочито артикулируя, «проговаривают» буквы на месте пропусков (если читает учитель, то ученик повторяет только необходимые слова): «вОдяные – пишем О», «жИвут – вставляем И» и т.д. Важно, чтобы эта работа не заняла большого количества времени. Шестиклассники вернутся к ней дома: выпишут слова и предложения с пропусками, обозначат орфограммы, подберут проверочные слова, графически объяснят знаки препинания. Задача учителя на этом занятии – повторить состав слова и познакомить ребят с омонимией и синонимией морфем.

Беседу начнем с вопросов: какие слова в третьем абзаце обозначают профессию, какие из них имеют отношение к водяным? Хорошо, если хотя бы один ребенок заметит, что таким словом будет только подводник, так как только оно однокоренное со словами вода, водяной. В остальных же словах корень -вод- имеет другое значение.

Если по какой-либо причине ученики затрудняются дать ответ, спросите их, по какому принципу водяные выбирают себе профессию. В тексте читаем, что «водяной может заниматься тем ремеслом, в котором есть что-нибудь от воды». Пусть ученики выпишут из третьего абзаца такие слова, в которых есть «какая-нибудь вода»: подводник, проводник, вводную, заводилой, водителем, руководителя, завода.

Зададим вопрос: можно ли назвать их однокоренными; достаточно ли для этого, чтобы корни слов звучали и писались одинаково? В ходе беседы выясним, что слова подводник – с одной стороны – и проводник, заводила, водитель и руководитель – с другой – не являются родственными словами, потому что, хотя корни этих слов произносятся и пишутся одинаково, лексическое значение у них разное.

Из курса 5-го класса ученикам известно, что слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение, называются омонимами. Сейчас перед нами не слова, а отдельные морфемы – корни, совпадающие по звучанию и написанию, но не по значению. Их мы тоже называем омонимами. Этот вывод записываем на доске в таком виде: «Омонимами бывают не только…, но и… . Например, -вод- 1 и -вод- 2 в словах… . Как и слова-омонимы, …-омонимы…». Ученики переписывают предложения в тетрадь, вставляя на место пропусков необходимые по смыслу слова и выражения.

Предложим ребятам дополнить данное определение примерами других слов с корнем -вод-: сначала найти в тексте, а потом придумать самим или воспользоваться толковым словарем. (Для тех, кто при выполнении этого задания будет «заглядывать в словарь», непременное условие – понятно объяснить одноклассникам, что слово значит, многозначное оно или нет, какие у него есть грамматические особенности, привести синонимы.) Все слова, которые выписываются в тетрадь, сразу распределяются по двум столбикам: -вод- 1 (‘жидкость’) и -вод- 2 (‘водить, вести’). Тогда заметно становится особое положение слова водопроводы, которое окажется и в той, и в другой группе, так как в нем два корня-омонима.

Спросим, в какой столбик попадут слова вожатый, вожак, вождение (если они не прозвучали, сами предложите их ученикам); почему мы считаем их однокоренными слову водить, ведь корни в них выглядят по-другому: -вож- и -вожд-; можно ли назвать родственными слова, корни которых «выглядят» по-разному? Отвечая на эти вопросы, ученики вспомнят, что в родственных словах корни могут отличаться друг от друга по написанию и произношению, часто это происходит при образовании слов с помощью суффикса. Пусть ребята найдут в тексте одно прилагательное, один глагол и одно существительное с чередованием согласных в корне (окружные, усаживаются, излучины) и запишут к ним как можно больше однокоренных слов разных частей речи, подчеркнут чередующиеся согласные. (Слово излучины дети могут не заметить; тогда попросим их разъяснить его лексическое значение или ответить на вопрос: какое слово однокоренное к нему – лучник или луковица? В случае необходимости обратимся за помощью к толковому словарю.) Если позволяет время, между самыми «шустрыми» можно устроить небольшое соревнование: пусть назовут другие слова с чередованием согласных в корнях, причем задача соревнующихся – вспомнить не только всем известные пары х/ш, з/ж, но и «тройки» (д/ж/жд, т/ч/щ, ск/ст/щ), и «редкие» – б/бл, в/вл, м/мл и т.д.

Поинтересуемся у шестиклассников: могут ли чередоваться в корне гласные? Есть ли в тексте примеры чередования такого типа? По крайней мере одно из слов с чередующимися гласными – собираются – ученики найдут без труда и легко вспомнят родственное ему, но с другой гласной в корне.

После такого подробного разговора о корнях обратимся к суффиксам. Какие из них в выписанных в начале урока словах имеют значение лица, профессии? (-Л-, -тель-, -ник-: заводила, водитель, руководитель, проводник). Каким термином по аналогии с целыми словами можно обозначить эти разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению суффиксы?

Вспомнив, что такое синонимы, и приведя примеры лексических синонимов, обратим внимание ребят и на другие интересные моменты в строении слов, например, на приставки: па- в слове паводок, про- в слове водопровод. Может быть, шестиклассники заметят в тексте существительное с окончанием прилагательного. А если нет, на размышления о слове водяной их подтолкнет п. 2 домашнего задания.

Дома ученикам предлагается:

1. Выписать из текста слова и предложения с пропусками, обозначить орфограммы, графически объяснить вставленные знаки препинания.

2. Выписать прилагательные с разными суффиксами, разобрать их по составу.

3. Ответить на вопрос: как назвать, используя термины лексики, похожие окончания в дательном и предложном падежах ед. ч. слова вода?

Урок-повторение в 7-м классе: вратари и словари

Предлагаемый текст и задания позволят учителю уже на первом уроке повторения в 7-м классе проверить знания учеников по самым разным разделам курса русского языка: лексика, словообразование, морфемика, морфология, фонетика, орфография и пунктуация. Ребята вспомнят, как работать с толковым, словообразовательным, этимологическим словарями, словарем синонимов и иностранных слов, как разбирать слово по составу и записывать словообразовательную цепочку. Отдельное задание посвящено развитию речи и отработке навыков редактирования текста.

Рабочие с мукомольного завода, высившегося у школы, прибивали к забору объявление… На нем большими буквами тщательно выведено тушью: «Мукомольному заводу № 4 требуются вратари».

А зачем им вратари? – изумился Витька.
– У них, верно, команда, – предположил Санька. – «Сельмаш» вон еще тех футболистов набрал.
– Да при чем тут футболисты! – засмеялся Николай Шестой. – Отдел кадров имеет в виду охрану.
– Вратари! – хохотнул Витька. – Надо было написать воротники.
– Эх, ты, – презрительно протянул Санька. – Воротники… Может, лисьи? Заворотники – вот как!
Зинка прыснула:
– Не заворотники, а воротщики.
Ее тоже осмеяли. Посыпались предложения:
– Вратарщики!
– Вратохранители!
– Охрановоротники!
– Воротилы!
– И чему вас только в школе учат, – остановилась какая-то древняя старушка и осуждающе покачала головой. – Смешно мне на вас.
– А как? Как? – Витька затаил дыхание.
– Привратники, – сказала старуха и важно удалилась2.

Продиктуем текст ученикам. Обсудим встретившиеся орфографические и пунктуационные трудности. Особое внимание обратим на диалог, в котором слова автора прерывают прямую речь. Так как семиклассники еще не знают, как правильно расставить знаки препинания в этом случае, начертим соответствующие схемы на доске, чтобы дети могли обращаться к ним во время урока. При желании текст можно напечатать с пропусками букв и знаков препинания на известные ученикам правила.

Текст диктуем (печатаем) не полностью: последнюю реплику «древней старушки» не читаем (не печатаем), останавливаемся на словах Витьки: «А как? Как?». Переадресуем вопрос детям: кто же требуется заводу № 4? как вы думаете: что ответила старушка? какое слово предложила она? Пусть ребята вспомнят и назовут как можно больше слов, означающих ‘лицо, охраняющее кого/что-либо’. Вслед за учителем, который делает записи на доске, ученики записывают предложенные варианты в тетрадях.

Если, кроме слов сторож, охранник, вахтер, ребята ничего не назвали, спросим их, подойдут ли слова страж/стражник, караульный/караульщик, дозорный, конвойный, часовой, смотритель, блюститель, хранитель, надзиратель, консьерж, швейцар или цербер. Семиклассники, знакомые с лексическими синонимами, сразу заметят, что приведенные слова различаются стилистической окраской (страж – высок., караульщик – разг., цербер – экспрессивн.), происхождением (заимствованные слова) или дополнительными значениями: цербер – свирепый, бдительный страж, надсмотрщик, стесняющий чью-либо свободу; часовой и конвойный – вооруженный караульный, но первый стоит на часах, на посту, второй – сопровождает кого-либо для охраны или предотвращения побега; вахтер – дежурный сторож в учреждении или на заводе, швейцар и консьерж – дежурный сторож в гостинице или жилом доме. Очевидно, что в данном контексте («Мукомольному заводу № 4 требуются…») многие синонимы будут выглядеть нелепо: «Мукомольному заводу № 4 требуются церберы/дозорные/ блюстители/стражники». Предложим ученикам, выяснив по словарю точное значение, придумать для каждого слова «подходящее» предложение. Спросим ребят, какие словари понадобятся им для работы, на какие пометы в толковом словаре стоит обратить внимание, в каком случае лучше воспользоваться словарем иностранных слов или синонимов. Хорошо, если класс будет разбит на группы и каждая группа получит свой набор слов, заранее написанных или напечатанных учителем на карточках.

Проверив это задание, вернемся к исходному тексту и поинтересуемся у семиклассников, почему герои вместо существующих в русском языке слов сторож и охранник называют никому не известные слова вратарщик, воротщик, заворотник и т.д. Ребятам понятно, что герои наверняка знают «нормальные» слова. Увидев же в объявлении завода неуместное с их точки зрения слово вратарь, которое из-за неправильного употребления было прочитано буквально, – не ‘игрок, защищающий ворота футбольной или хоккейной команды’, а ‘любой человек у любых ворот’, – герои начинают шутить и предлагают свои – нелепые – слова: воротники, заворотники, воротщики, вратарщики, вратохранители, охрановоротники, воротилы. Выпишем их из текста и попробуем вместе с учениками установить, по каким правилам они придуманы, как образованы.

Во-первых, у всех слов корень -ворот- или -врат-. Спросим сначала, один ли это корень. Семиклассники знакомы с полногласными и неполногласными корнями, знают о разном происхождении подобных слов (с полногласием – исконно русские, с неполногласием – заимствованные из старославянского языка) и могут самостоятельно привести примеры: город – град, берег – брег, молоко – млеко, ошеломить – шлем и т.п. Спросим, все ли из записанных слов будут однокоренными паре ворота/врата. Ученики будут правы, если скажут, что слова воротник и воротила не родственные слову ворота, хотя корни их похожи по написанию и произношению. Проверим значение этих слов по толковому словарю и оформим запись на доске и в тетрадях в виде словообразовательного разбора:

воротник – часть одежды, пришиваемая или пристегиваемая к вороту;

воротник – ворот + суффикс -ник-
(ворот 1 – часть одежды вокруг шеи, обычно с разрезом на груди; ворот 2 – простейшая грузоподъемная машина);

воротила (разг., неодобр., ироничн.) – тот, кто ворочает большими делами, делец;

воротила – ворочать/воротить + суффикс -л-
(ворочать – 1. перевертывая, шевелить, передвигать кого-что; 2. (разг.) распоряжаться, управлять чем).

Зададим вопрос: почему же герои рассказа, имея в виду охранника-сторожа, рабочего у ворот, употребили эти слова? есть ли в них что-то такое, что позволяет связать их со словом ворота? вообще могут ли неродственные в современном русском языке слова восходить к одному корню? Сначала попробуем сами описать эту связь, а потом заглянем в этимологический словарь (хорошо, если он известен ученикам и они могут поработать с ним на уроке). Действительно, корни слов ворот-а, ворот-ник, ворот-ил-а схожи по форме; чувствуется внутренняя, смысловая связь слов с глаголами вертеть, поворачивать, поворотить, ворочать, воротить, вращать (в толковании к слову воротила встречается глагол ворочать: воротила – тот, кто ворочает большими делами; у ворот есть омоним ворот 2 – ‘простой механизм, состоящий из барабана, вращаемого рукояткой или двигателем’). Словарь Фасмера подтверждает, что слово ворот (воротник), которое в древнерусском языке значит ‘шея’, а в старославянском, как и в современном болгарском или в западнославянских языках, – ‘поворот’, связано чередованием гласных с вертеть, вращать; слово ворота через литовский язык восходит к древнеиндийскому ‘забор, ограда’, родственному тем же глаголам. В словаре Даля приводится такое значение слова воротник: «Вратник, приворотник, сторож у ворот». Таким образом, воротник, воротила оказываются родственными слову ворота и с исторической точки зрения однокоренными всем остальным словам. Очевидно, что героям рассказа эта связь была ясна, и поэтому уже первое предложенное ими слово ворот-ник можно воспринять как поморфемный перевод слова из текста объявления – врат-арь.

Во-вторых, выписанные из текста слова обозначают человека, т.к. в каждом слове есть суффикс со значением ‘лица, профессии’ – -тель-, -ник-, -щик-,
-арь-, -л-
. Поработаем с суффиксами: предложим ученикам найти в тексте слово, в котором суффикс будет синонимичен отмеченным (-ист- – футболист); пусть ребята вспомнят и запишут как можно больше слов с суффиксами -тель-, -ник-, -щик-, -арь-, -л-, -ист-, -чик-, -тор-, -ер-, подумают, почему нельзя привести в качестве примеров слова выключатель и напильник, а для слова проводник надо сделать специальную помету: «в таком-то значении…».

В-третьих, слова, придуманные героями, сконструированы ими по существующим в языке словообразовательным моделям. Таких моделей в данном случае три:

заворотники образованы приставочно-суффиксальным способом от существительного ворота;

вратарщики и воротщики образованы с помощью одного и того же продуктивного суффикса
-щик-
, но от разных существительных: воротщики – непосредственно от ворота, вратарщики – от вратарь – ворота; вратари, воротники, воротилы образованы суффиксальным способом от существительных врата и ворот и от глагола воротить;

охрановоротники и вратохранители созданы по модели образования сложных слов: охранять + ворота + суффикс -ник-, врата + хранить + суффикс -тель-; во втором слове два корня с неполногласием.

Вместе с детьми придумаем как можно больше слов, образованных по таким схемам: загривок, задворки, застенок, запятки, подбородок, подголовник, подлокотник, подоконник, поджилки, подземелье, подручный, Подмосковье, телохранитель, кинолюбитель, водонагреватель, судостроитель. Так как задание для семиклассников сложное, допустима некоторая вольность в понимании, что такое словообразовательная модель, а примеры можно засчитать, если они образованы одним из трех приведенных способов: суффиксальным, приставочно-суффиксальным, сложением.

Попробуем обобщить результаты проведенной работы и зададим ученикам вопрос: если допустить, что «древняя старушка» следовала логике остальных героев рассказа, то какими признаками должно обладать слово, которое предложила она? Очевидно, что корень этого слова -ворот- или -врат-, что в слове есть суффикс ‘лица’, что слово образовано одним из трех рассмотренных способов. Пусть ребята предложат свои варианты – существующие или только что придуманные.

Сообщим правильный ответ – привратник – и поинтересуемся, почему это слово автор доверил произнести не молодому гражданину, а древней старушке, мог ли он таким образом подчеркнуть, что слово привратник – устаревшее. Обсудив ответы, попросим учеников правильно оформить реплику старушки, которой завершается диалог, и записать ее в тетради. Наверняка в большинстве случаев в этих примерах слова автора будут начинаться с глагола сказала (проговорила, ответила). Заметим, что это один из самых скучных глаголов, который может встретиться в диалоге, что писатели стараются избегать его, заменив словом, в котором «сплавлена» информация о действиях героя, о его состоянии, чувствах, об отношении к собеседникам или происходящему. Обратимся к тексту. Можно ли узнать из него, как «древняя старушка» отнеслась к «занятию» героев? как сами герои расценивают высказанные догадки? кто из героев считает себя «умнее» других? о ком из участников диалога можно сказать, что он человек непосредственный, чуточку наивный? Ребята без труда отметят, что прямую речь автор заключает такими глаголами, которые не столько передают действие (герои говорят: спрашивают-отвечают), сколько рисуют «портреты» героев: Витька изумился, хохотнул, затаил дыхание, Зинка прыснула, Санька, видимо, считает себя старшим, поэтому он предположил, презрительно протянул, старушка осуждающе покачала головой, важно удалилась. Попросим семиклассников отредактировать записанные ими предложения, избавившись от «скучного» глагола.

Закончим урок заданием, которое проверит знания учеников в области фонетики, лексики, морфологии. Вопросы можно заранее напечатать на карточках или записать на доске.

1. Найдите слова с чередованием согласных в корне, если известно, что одно из них – глагол пр. вр. мн. ч., второе – глагол пр. вр. ед. ч., третье – наречие: осмеяли, засмеялся, смешно. Разберите их по составу. Подберите однокоренные слова разных частей речи. Отметьте фонетические явления, встретившиеся в этих словах (йотированные гласные, чередование согласных й//ш//х).

2. Выпишите из текста прилагательные и определите их разряд: большой, древний – качественные; мукомольный, лисий (в данном значении) – относительные. Разберите по составу лисий/лисьи. Выписали ли вы слово рабочие? Поясните свой ответ.

3. Найдите в тексте два сложных слова – прилагательное и существительное. Расскажите, как они образованы (мукомольный – сложение: мука + молоть + суффикс прилагательного -н-; сельмаш – сложение: сельскохозяйственный + машина + сокращение основ).


1 К.Чапек. Сказки и веселые истории // Пер. Б.Заходера. М., 1957. С. 79–80.

2 Ю.Вонщев, А.Иванов. Крах Мишки Мухоркина. М., 1968. С. 67–68.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru