НАША ПОЧТА
О.В. ПРЯДИЛЬНИКОВА,
преподаватель русского языка и литературы,
ПУ-44, г. Уфа
Письмо в редакцию газеты «Русский
язык»
Вашему
вниманию предлагаю урок-практикум «Нормы
произношения и ударения», разработанный и
проведенный мною совместно с
учащимися-второкурсниками (программа 11-го класса
общеобразовательной школы).
Обычно подготовленные ученики,
посещающие факультатив «Практическая
стилистика» и кружок «Культура речи», делали
сообщения на уроках, проверяли по словарям
орфографию и произношение трудных слов,
выполняли задания, с тем чтобы представить на
уроке сочинения или предварительную информацию.
Над подготовкой всех этапов
урока-практикума мы работали вместе. Читали ваши
публикации по культуре речи. В сочинениях
учащихся, написанных в жанре эссе и зарисовки, вы,
конечно же, заметите благотворное влияние статей
Н.Шапиро и С.Евграфовой.
Информация, изложенная в форме
трактата, воспринималась с большим интересом,
чем простое сообщение на уроке. Материалом для
этюда послужили наблюдения ученика, попавшего в
новую языковую среду, он пишет о трудностях
усвоения правильной русской речи.
Для подготовки практикума
использовали материалы из книги «Говорим
по-русски с Мариной Королевой» и Словарь
ударений Ирины Резниченко.
Нам очень пригодилась «Орфоэпическая
разминка» Н.А. Борисенко, опубликованная в №
43/2004, понравилась форма подачи материала для
билетов практикума. Большое спасибо вам за эту
публикацию, а Н.А. Борисенко – за ее работу.
Ребята строго следили за тем, чтобы
билеты для орфоэпического практикума были
одинаковой трудности, включали бы в себя часто
употребляемые слова и слова из тестов.
Прежде чем представить билеты в
окончательной редакции, выверяли «опасные
слова» по самому авторитетному источнику –
Орфоэпическому словарю под редакцией
Р.И. Аванесова (М.: 1997). Всегда с гордостью
сообщаю своим ученикам, что этот словарь мне
прислали как призеру конкурса знатоков русского
языка, объявленного «Учительской газетой» (еще в
конце 1980-х!), а организатором конкурса был
Д.Э. Розенталь.
И еще. Нам очень понравилось работать
со словарем Ирины Резниченко, в нем мы нашли
превосходный иллюстративный материал,
используем его на уроках литературы (например,
при изучении творчества А.Ахматовой,
Б.Пастернака, Н.Лескова и раннего С.Есенина, когда
встречаются слова церковной лексики).
О себе. Восемь лет назад я увидела на
страницах вашей газеты свою первую публикацию –
урок-практикум «Оформление чужой речи» (№
46(166)/1998).
За эти годы многое произошло в моей
учительской жизни. Пережила «период эйфории» от
работы с компьютерами: ученик, делавший около
тридцати ошибок в правописании (несложный
диктант), за три-четыре месяца работы с
электронными репетиторами-тренажерами начинал
писать с пятью-шестью ошибками! А дальше что?
Упорная, кропотливая работа без остановки.
Перестали заниматься – опять рост ошибок.
Компьютеры сейчас использую для
дополнительных занятий с отстающими и для
подготовки к абитуриентскому тестированию по
русскому языку. Но и здесь все не так просто.
Сначала подолгу разбираем на дополнительных
занятиях каждое задание и только в
феврале–марте садимся за тренажеры.
Хочу поблагодарить вашего автора
Е.В. Жуковскую за материал, опубликованный в
2004 г., – «Интенсивный курс подготовки к
экзамену по русскому языку» – ксерокопии курса
ребята получили в качестве домашних заданий на
повторение.
Мы провели предлагаемый
урок-практикум по орфоэпии во всей параллели
второго курса, (в пяти группах). Уроки получились
разные. Самый интересный в группе № 22
(специальность «Оператор ЭВМ»).
|