Я ИДУ НА УРОК
Учебник русского языка под редакцией
Разумовской М.М.
Е.А. СЫЧЁВА,
гимназия № 1541,
г. Москва
Употребление предлогов в речи
7-й класс
Цели урока:
– обобщить знания учащихся по теме
«Предлог»;
– развить умения и навыки работы с текстом;
– показать связь уроков русского языка с уроками
лингвистики и уроками иностранных языков
(французского, английского);
– научить учащихся правильно употреблять
предлоги в речи.
1. Разминка.
Найдите лишнее словосочетание:
а) навстречу ветру, на встречу
выпускников училища, навстречу колонне
автомашин;
б) благодаря таланту, благодаря экскурсовода,
благодаря трудолюбию;
в) вблизи берега, мимо дома, идти мимо.
2. Работа с текстом.
Озорниковатый март капризничал, как
балованное дитя, – то сеет ____ землю густой тучей
тяжелые пушинки снега, то вдруг зажжет яркое
солнце и ____ час растопит пуховые цветы ____ темных
сучьях деревьев. Журчат ручьи, выбиваясь ____
сугробов, и слышно, как вздыхает, оседая ____ земле,
подмытый снег. Все глубже и шире ____ каждым днем
голубые прорези неба ____ серой массой
встревоженных облаков, – и когда смотришь ____ эти
бездонные ямы небес – жизнь становится легче,
праздничней.
Вставьте на место пропусков
подходящие по смыслу предлоги: на, в, из-под, к, с,
между. (Один ученик читает текст вслух.)
– Что делает текст таким
выразительным? (Сравнения, эпитеты, метафоры.)
– Чем интересен эпитет озорниковатый? Как
образовано это прилагательное?
Выпишите из текста предлоги, которые
вы вставили в текст, вместе с существительными и
укажите, с каким падежом они употреблены.
3. Употребление предлогов с одним и
несколькими падежами.
Задание 1. Назовите предлоги
(вместе с существительными), которые
употребляются с двумя-тремя падежами (после
работы с текстом).
Задание 2. Сделайте вывод, с
какими падежами употребляются предлоги.
Подчеркните окончания существительных и
предлоги.
Скользить по воде, бродить по городу,
стрелять по мишен_, справочник по пунктуац_,
ошибаться по неопытност_, послать по почт_; стоять
по пояс в вод_, пролистать книгу с первой по
сороковую страницу, по окончан_ сериала.
Задание 3. В каком падеже и с каким
предлогом употребляется существительное (или
местоимение) при глаголах скучать, тосковать?
Предложите свои примеры.
(Скучать по сестре, отцу; по деревне,
школе; тосковать по родным лесам и полям.)
4. Роль предлогов в русском,
английском, французском и немецком языках.
Приведите примеры французских и
английских глаголов, требующих после себя слова
с определенным предлогом.
Фр. яз.
Repondre a` quelqu’un (ответить кому-то).
Ecrire a` quelqu’un (написать кому-то).
Telephoner a` quelqu’un (позвонить кому-то).
Parler de quelque chose a` quelqu’un (говорить о чем-то с
кем-то).
Англ. яз.
To come into the room (входить в комнату).
To look for (искать что-либо).
Давайте сравним средства
грамматической связи слов в русском и других
языках, которые вы изучаете в гимназии.
Чем выражена эта связь в русских
словосочетаниях?
(Ответ. Эта связь выражается с
помощью падежного окончания существительного и
предлога.)
Как выражается связь между словами в
этих же словосочетаниях во французском,
английском и немецком языках?
Фр. яз.
Aller a` l’ecole (идти в школу).
Revenir de l’ecole (возвращаться из школы).
Англ. яз.
To go to school.
To return from school.
Нем. яз.
In die Schule gehen.
Aus der Schule.
(Ответ. Эта связь выражена только
с помощью предлога.)
Вывод. При сочетании слов всякий
язык использует определенные средства
грамматической связи. Для правильного владения
языком знание этих средств просто необходимо.
5. Стилистическое использование
предлогов.
В русском языке много синонимичных
предлогов. Например, около, вокруг, близ...
Какой выбрать? Предложите свои примеры.
Задание. Предложите свои примеры
с этими предлогами.
Вывод. Таким образом, выбор
предлога обусловлен тем или иным стилем речи.
Такие различия между предлогами
называются стилистическими.
Задание 1. Вставьте нужный
предлог от или для.
Средство _ выведения пятен.
Дым _ костра.
Секрет _ тебя.
Где возможно использование двух
предлогов?
Задание 2. Сопоставьте предлоги: в
– во; с – со.
С вещами – со словами.
В галерее – во владении.
Зачем добавляется о? (Нарушаются
законы благозвучия.)
Чем продиктовано прибавление о в этом
случае?
В дни праздника – во дни
сомнений...
(За счет предлога во создается
высокий, торжественный стиль.)
6. Заключительная часть.
Что такое предлог?
Надо ли так подробно изучать эту часть речи?
Мы продолжим наш разговор о предлоге в
8-м классе, когда будем изучать управление, –
именно этот способ связи обслуживает предлог:
вместе с окончанием зависимого слова он является
средством грамматической связи между главным и
зависимым словами.
А пока... скажем нашему предлогу
спасибо.
Домашнее задание. Напишите
небольшое сочинение-рассуждение о том, как важна
эта часть речи, от каких ошибок может нас
предостеречь правильное употребление предлогов.
|