РАЗВИТИЕ РЕЧИ
И.Н. ДОБРОТИНА,
лицей № 1310,
г. Москва
Описание состояния человека и
окружающей среды
Подготовка к изложению с
продолжением
7-й класс
Текст для анализа
Однажды майским утром Энди, талантливый
дизайнер, уволенный по сокращению штатов, шел на
очередное собеседование. Вокруг распускались
цветы и листья, пели птицы, сияло солнце, но Энди
не замечал красоты окружающей природы. Он был по
уши в долгах и понимал, что, если это
собеседование окончится неудачей, его ждут
серьезные финансовые проблемы.
Вдруг Энди
заметил молодого нищего, который просил
милостыню. Рядом с ним стоял плакат,
представлявший собой обломок доски с надписью «Я
слепой». Эта надпись не волновала прохожих, миска
для сбора подаяний была пуста.
Тронутый этим печальным зрелищем, Энди подумал о
том, чего лишен этот несчастный молодой человек в
такой чудесный день, и подошел к нищему.
– Я не могу дать вам денег, – виновато объяснил
Энди, – потому что сам несколько месяцев без
работы. Но, если вы не против, я попытаюсь помочь
вам другим способом. Я бы хотел внести кое-какие
изменения в вашу просьбу о помощи.
Нищий ответил:
– Делайте, что хотите. Но должен вам сказать, что
вряд ли найдутся слова, способные пробудить
жалость у жителей этого города к очередному
попрошайке.
Энди достал из кармана маркер, написал на плакате
несколько слов и продолжил свой путь.
Через три часа он возвращался домой той же
дорогой. Собеседование прошло удачно, он получил
работу, скоро все его финансовые проблемы будут
решены.
Проходя мимо нищего, он с удовлетворением
отметил, что новый плакат доказал свою
эффективность в раскрытии сердец и кошельков
прохожих. Миска была полна денег, причем не
только мелких монет, но и вполне приличных купюр.
– Дела у вас пошли гораздо лучше, – сказал он
нищему.
– Точно, – ответил тот, а затем, узнав голос Энди,
озадаченно спросил: – Что вы сделали с моим
плакатом?
– Я всего лишь добавил несколько слов, –
объяснил Энди. – Теперь там написано: «Я слепой –
а на улице весна...».
(По материалам журнала «История и
обществознание для школьников», № 2/2005)
Работа с текстом
Задания и вопросы
Работа с текстом происходит в два
этапа: текст читается до слов …продолжил свой
путь, идет работа по вопросам 1–3, потом – по
вопросам 4–6.
1. Выберите из списка слова, наиболее
точно характеризующие состояние нищего: усталость,
безысходность, отчаяние, равнодушие, печаль,
грусть, безразличие. Подберите определения к
выбранным словам.
2. Выпишите слова, сочетания слов,
описывающие состояние природы; состояние
дизайнера Энди; состояние нищего.
3. Анализ выписанных слов позволяет
понять, что первая часть текста построена с
помощью приема антитезы. Предположите, как
дальше будут развиваться намеченные сюжетные
линии «майское утро», «талантливый дизайнер»,
«молодой нищий».
Далее учащимся предлагается дописать
возможное продолжение, а после завершения текста
ответить на вопросы 4–6:
4. О каких качествах характера Энди
говорит его поступок?
5. Найдите просторечия, объясните
уместность (или неуместность) их использования.
Подумайте: почему их нет во второй части?
6. Выберите из предложенных названий
наиболее удачное:
1) Лишь несколько слов.
2) Однажды майским утром.
3) Чудесный случай в чудесный день.
7. Какие средства художественной
выразительности использованы в тексте, например,
при создании следующего выражения: эффективность
в раскрытии сердец и кошельков прохожих?
8. Что же помогло раскрыть сердца и кошельки
прохожих?
|