Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №17/2006

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

А.В. ВОЛКОВА,
школа № 57,
г. Москва


По-новому используем известное

6-й класс

Бывает так, что мы обнаруживаем в пособиях по своему предмету интересный текст, но нам кажется, что его можно использовать эффективнее, чем предлагают авторы пособия.
Мы начинаем публикацию таких уже известных в методическом обиходе текстов с новыми заданиями. Стихотворение Ф.Кривина и некоторые задания к нему опубликованы в кн. С.Романовой «Тематическая разработка уроков русского языка в 6-м классе» (М.: Школа Пресс, 2002. С. 105).

Ф.Кривин

ГЕРОСТРАТ

А Герострат (не)верил в чудеса.
Он их считал опасн_ пр_чудой.
Великий храм _г_рел за полчаса
И от него осталась пепла груда.

Храм Артемиды. (Не)бывалый храм
По совершенству линий соразмерных.
Его во_двигли смертные богам_
И этим чудом пр_взошли бе_мертных.

Но Герострат (не)верил в чудеса
Он знал всему действительную цену.

Он верил в то, что мог бы __делать сам.
А что он мог? Поджеч__ вот эти стены.

(Не)славолюбец и (не)фантазер
А самый трезвый человек на свет_ –
Вот он стоит. И смотр_т на костер
Который в мир_ (ни)кому (не)свет_т.

Задание

1. Прочитайте стихотворение Ф.Кривина. Вставьте буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Обозначьте орфограммы.

2. Укажите разряд и синтаксическую функцию каждого местоимения. Закончите предложение: «В этом тексте нет местоимений ___________ разряда (разрядов)». Придумайте предложения с такими местоимениями (по одному предложению на каждый разряд).

3. Объясните лексическое значение слова «славолюбец» с помощью морфемного и словообразовательного разбора.

4. Выполните морфологический разбор прилагательного в превосходной степени и местоимений из последнего предложения.

5. Можно ли сказать, что в третьей строфе одно и то же слово что встречается два раза, или это разные слова? Свой ответ поясните.

6. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

7. Прочитайте историческую справку о Герострате. Как вам кажется: на какую информацию об этом человеке опирался автор стихотворения, какую позицию по отношению к Герострату он занимает – защищает или обвиняет его? Поясните свой ответ, не забудьте сделать ссылки на текст, привести примеры.

Герострат – грек из города Эфеса (Малая Азия), который в 366 г. до н.э. сжег храм Артемиды Эфесской, считавшийся одним из семи чудес света. Он сознался, что сделал это только для того, чтобы его имя дошло до потомства. Жители Эфеса решили не произносить его имя, но Герострата упомянул древнегреческий историк Феопомп (IV в. до н.э.). По преданию, храм сгорел в ту самую ночь, когда на свет появился Александр Македонский. Имя Герострата приобрело нарицательное значение: о людях, которые известны тем, что причинили вред культурным или природным памятникам, говорят, что они снискали геростратову славу.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru