УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
И.И. РЯШЕНЦОВА,
пос. Балтийский,
Ставропольский край
«Слова, слова, слова...»
Занимательность как средство
формирования умений и навыков
5-6-е классы
Уроки будут более эффективными, если
ученики сами попытаются сделать открытия в
русском языке. При этом не стоит забывать об
особенностях восприятия пяти-, шестиклассников,
предпочитающих образную форму познавательной
задачи, а также об их интересе к словесным играм.
Игра «Я задумал слово...»
«Представьте себе, что все слова
русского языка принесли в громадную комнату,
скинули в бесформенную непонятную груду и ушли.
Прошло время, пришли другие люди, увидели эту
большую непонятную груду и сказали: “Надо
разобрать, навести порядок, но как это сделать?
Почистить, отряхнуть пыль сумеет каждый, а как
расставить, чтобы все слова оказались на своем
месте?”.
Нужны люди умелые, знающие грамматику. И мы можем
стать такими людьми. Мы с вами не такие уж
беспомощные. Кое-что о частях речи мы уже знаем...»
Дети увлекаются задачей, хотят найти
решение, вспоминают, что им известно. После этапа
повторения учитель предлагает поиграть в игру «Я
задумал слово...». Ведущий задумывает слово, а
играющие должны отгадать, слово какой части речи
задумано, причем ведущий может отвечать только да
и нет.
Умение правильно формулировать задачу
– основа любой деятельности, необходимое
условие развития логического мышления, и дети, в
сущности, идут тем же путем, каким идет любой
ученый-исследователь.
После того как ученики пришли к выводу
о необходимости правильно задавать вопросы,
учитель предлагает составить таблицу. Важно,
чтобы учитель не просто предложил готовую
таблицу, а организовал работу таким образом,
чтобы она была для ребят максимально
самостоятельной, творческой. С этой целью
учитель оформляет на доске только левую часть
таблицы (перечень частей речи) и заголовок правой
части. Все остальное заполняется детьми в ходе
диалога учителя с классом.
Метаграммы
Метаграмма (от греч. meta – «через»,
«сквозь» и gramma – «письменный знак») – это
слова, отличающиеся друг от друга одной или
несколькими буквами. Буква может прибавляться
или убавляться в начале, середине или конце
слова: он – тон – стон, заменяться другой: зайка
– байка – гайка – лайка – майка – пайка – сайка
– чайка – шайка. Можно одновременно
прибавлять буквы и менять часть слова: рок –
прок – срок – урок – курок – зарок – жирок –
морок – порок – сурок – широк – огарок – окурок
– окорок – подарок и т.д. Можно составить
лесенку: каждое новое слово на одну букву длиннее
предыдущего: о – он – сон – слон –
салон – заслон...
С помощью метаграммы можно составить
цепочки слов. Например: превратим кота во льва.
Ответ: кот – лот – лов – лев.
Как превратить маму в лалу? Как из
мышки сделать кошку? Как найти в реке щуку? Как из
ночи сделать день? Как из муки испечь торт? Как
превратить сушу в море? Как мячом забить гол? Как
на коня надеть узду? Как миг превратить в год?
Шарады
Шарады (от франц. charade – беседа,
болтовня) – это особые загадки. Слово, которое
надо отгадать, разделяется на части, каждая из
которых имеет значение самостоятельного слова.
Сначала определяется значение частей с помощью
синонимов или описательных выражений
(перифразов), а затем – значение целого.
Например:
Первый слог – лоб.
Второй – сто лет.
Целое – разумное существо.
Ответ: чело-век.
Первые шарады появились еще в Древнем
Риме. Но особенно их полюбили в XVIII веке. Часто
в шарады играли в дворянских салонах. Вот шарада,
сочиненная в ту пору неизвестным автором:
Едва приметный червь, но для мехов
опасный,
Есть первое мое.
Знак в азбуке безгласный –
Второе. А поэт и комик-чародей
Есть целое шарады сей.
Ответ: Моль-ер.
Приведу примеры шарад, которые можно
предложить на уроке.
Если вы соедините две ноты, можете
сварить суп.
Первое – предлог, второе – девочка,
целое бывает у рыболова.
Начало в церкви раздается,
Кусает больно нас второе,
А вместе это обернется
Народной русскою игрою.
Первое используется в игре, второе –
материк, целое найдешь в сказке.
Ответы: фасоль, удочка, хоровод,
фантазия.
Но самое интересное – составление
шарад.
Для этого заранее предлагается
команде учеников найти в словаре 5 слов, которые
можно разделить на части, равные самостоятельным
словам. На уроке команды коллективно сочиняют
шарады. Как это делается? Возможны стихотворные
шарады, но не хуже и прозаические. Например,
выбрано слово я-сень. Из него может
получиться такая шарада: «Первое – местоимение,
второе – прохлада, целое – дерево». А можно
представить шараду так: «Местоимение (первое)
наслаждается (вторым) прохладой под (целым)
деревом».
Еще пример – слово шар-а-да:
«первое – круглый предмет, второе – союз, третье
– утверждение, целое – игра». А можно сказать
так: «Взяв в руки круглый предмет, прибавив союз и
утверждение, можно поиграть».
Слово по-беда можно загадать в
такой шараде: «К предлогу прибавьте несчастье и
добивайтесь целого».
Затем команды сочиняют шарады и по
очереди загадывают их соперникам. На отгадывание
– 30 секунд. За каждый правильный ответ – 1 очко,
за ошибку или опоздание 1 очко снимается.
Еще интереснее шараду не произносить,
а изобразить в виде сценки. Потребуется богатая
фантазия для изображения предметов.
Приведу несколько слов, из которых
легко составить шарады: балалайка, бормотать,
борода, виноград, домино, иволга, колбаса,
капуста, Крылов, кулак, осина, панорама, повесть,
портной, посуда, разговор, семья, собака, сорока,
температура, треска, урок, укол, чайка, частушка,
чертеж, ябеда, якорь.
Палиндромы
Палиндромы (от греч. palin – «назад», dromeo
– «бегу») – это слова, которые одинаково
читаются слева направо и справа налево): боб,
дед, еле, око, наган, комок, мадам.
Разновидность палиндромов – слова,
которые при чтении справа налево имеют другое
значение: топор – ропот, нос – сон, ворон –
норов, колесо – оселок, огород – дорого и
другие.
Омонимы и многозначные слова
Каждый участник должен заранее
заготовить несколько таких существительных,
чтобы использовать их во время игры. Один из
игроков выходит из класса, остальные задумывают
слово. Задача водящего – угадать это слово. Он
задает вопросы по очереди каждому игроку,
например: где находится этот предмет? что с ним
делают? это – одушевленное существительное? – и
т.д.
А игроки отвечают, имея в виду то один
предмет, то другой.
К примеру, задумано слово банка,
которое имеет такие значения: «цилиндрический
сосуд», «медицинский прибор для лечения кашля»;
«подводная отмель».
Где предмет находится? Один скажет: на
столе, другой – в море, третий – в
поликлинике, четвертый – в шкафу, пятый – в
магазине... Что с ним делают? Наполняют, лечат,
ставят, изучают, открывают, достают из нее
содержимое...
Другой вариант игры: надо отгадать, какое слово
задумано, если даются определения его значений.
Эти определения надо давать так, чтобы
требовалось подумать над ответом. Например,
даются такие определения к задуманному слову глава:
«Устаревшее название одной из частей
человеческого тела. Бывает в коллективе. Можно
увидеть в городе или в селе. Есть в романе и
учебнике».
|