НАША ПОЧТА
Из письма-отчета И.Е., сельской учительницы
русского языка и литературы (Талдомский район
Московской области), с ответными комментариями
В.Букатова
Я часто играю с ребятами на уроках, даже в
старших классах. Это очень собирает их и
располагает к познанию всего нового. Урок
литературы интересно начинать с загадки – она
стимулирует умственную деятельность. На другой
день ученики уже сами предлагают загадки, даже
собственного сочинения. Я предварительно
выслушиваю их, а в начале урока ученик с одной
загадкой выступает перед классом.
Вячеслав БУКАТОВ,
г. Москва
Как на уроке увлечь всех
Уважаемая И.Е., теоретически, с Вами я
полностью согласен. Но как-то все неясно и
туманно описано. Читая общие слова, я начинаю
подозревать, что на каких-то уроках игровой
характер может и исчезать. То есть один-два
ученика работают (зачитывают приготовленные
загадки или заняты их отгадыванием), а другие в
это время скучают.
Задача социоигровой режиссуры –
организовать задание так, чтобы все (даже самые
слабые или ленивые ученики) не на шутку увлеклись
бы его выполнением. Поэтому при встрече с
учителями я на практике разыгрываю разные
приемы, чтобы учителя увидели сам механизм
воздействия социоигровых приемов.
Так какие могут быть варианты, то есть
как можно срежиссировать фрагмент урока с
загадками? Во-первых, отменить предварительное
прослушивание (отказаться от своей судейской
роли). Вместо «предварительного прослушивания»
лучше ввести такое условие: если загадку никто не
отгадает (но будет признано, что она придумана
правильно), то загадавшему – пятерка в дневник.
Во-вторых, можно изменить форму
отгадывания. Обычно ответы произносятся вслух. И
если один из учеников сразу произнес правильный
ответ, то другим ученикам уже делать нечего. Эту
ситуацию можно изменить. Ответы не произносятся,
а записываются на доске. И не буквами, а цифрами
(сколько букв в отгадке, то число и выводит на
доске каждый отгадавший ученик). Набралось,
допустим, пять ответов: 7, 4, 7, 6, 6, – загадавший
начинает подводить итог, выясняя, отгадана ли его
загадка или нет. Как правило, такие на первый
взгляд простенькие «заморочки» очень заметно
накаляют интерес класса к происходящему. В
результате в работе участвуют не двое-трое
учеников, а весь класс.
Другой вариант: ученики объединяются в
тройки и выбирают из всех своих приготовленных
дома вариантов самый лучший. Его потом и
зачитывают (вся тройка, то есть дружным хором). А
посыльные от каждой тройки решают, какие из
прозвучавших загадок самые интересные (учитывая
и слаженность произнесения). Выбрав три самые
интересные, они просят учителя поставить отметку
в журнале. И т.д.
Но продолжим чтение письма-отчета.
Считаю, что применять пословицы,
поговорки и особенно загадки очень полезно.
Во-первых, это разнообразит урок: дает
положительный заряд (кто-то наверняка отгадает
быстро).
Во-вторых, чтобы найти интересную загадку, ученик
заглянет в книгу или спросит родителей, бабушку.
А она (как обычно бывает) начнет вспоминать свое
детство...
Да, вы совершенно правы, мы все
надеемся на подобные ситуации. Для этого и
завариваем всю эту социоигровую кашу.
Но вся проблема в том, что бабушка-то
(как это обычно бывает) свое детство
вспоминать-то начнет и внучок (или внучка) ее
выслушает, но вот наступит утро, придет внучок
(или внучка) в школу, и вызовут его (ее) к доске, и
начнет он учительнице, запинаясь или заикаясь,
что-то бормотать. И сам будет не рад (ну, не про
бабушку ж ему у доски рассказывать).
Вот задача социоигровой педагогики и
заключается в том, чтобы как можно лучше
проработать и очеловечить подобные учебные
ситуации. Тогда и народная мудрость, и
крестьянский фольклор окажутся уместными и
впишутся в урок естественным образом.
Ведь, повторю, два-три человека в
книгах порылись, задание выполнили и тянут руку
на уроке, чтобы их спросили. А остальные спят на
своих местах или радуются, что учитель их не
трогает. А нам – тем, кто о режиссуре урока
заботится, – хочется таким волчком закрутить урок,
чтобы даже самые нерадивые (те, кто дома заданий
сроду не выполнял) на уроке («здесь и сейчас») об
этом бы искренне пожалели. Не учитель, а именно
они сами, и на самом деле искренне. А те, кто
задание честно выполнил (нашел, прочитал, узнал,
расспросил), встречали бы не только внимание и
заинтересованность учителя, но и своих
сверстников (ведь им же потом бок о бок жить и
трудиться).
Конечно, подобные ситуации у всех
учителей и во всех школах эпизодически на уроках
случаются, но наша мечта – чтобы эти эпизоды
случались как можно чаще.
Надеюсь, что мои скромные советы
помогут вам, уважаемая И.Е., и дальше продвигаться
в своих поисках, столь нужных всем ученикам.
|