Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №18/2006

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Н.М. СТЕПАНОВ,
заместитель директора школы № 5
по инновационно-методической работе,
г. Стрежевой, Томская обл.


Уроки знакомства с новыми понятиями при изучении морфологии

6-й класс

Один из главных тезисов книги А.В. Хуторского «Развитие одаренности школьников» звучит так: «Любой вопрос базовой учебной программы по любому предмету может быть рассмотрен с позиций детского творчества, организуемого педагогом». Урок, ориентированный на приобретение знаний, – урок когнитивного типа, – может быть и эвристическим.
Так, например, знакомство с новым понятием, правилом, законом можно также организовать как открытие. Само определение урока такого типа предполагает творческий характер обучения.
Опыт проведения таких уроков русского языка и описывает автор предлагаемой статьи.

Местоимение как часть речи

Урок по теме начинаем с актуализации опорных знаний:

– Что вы знаете о местоимении (в начальной школе некоторые сведения о местоимении учащимся уже даны)?
– Кажутся ли вам эти знания достаточными?

Уже знакомые с существительным, прилагательным, глаголом в полном объеме программы, шестиклассники вооружены алгоритмом изучения части речи:

1) Что обозначает и на какие вопросы отвечает данная часть речи?
2) Какие морфологические признаки имеет? Как изменяется?
3) Какую роль играет в предложении?

Вспоминаем этот алгоритм и спрашиваем: возможно ли им воспользоваться для характеристики новой части речи – местоимения? Получив утвердительный ответ, предлагаем этим заняться. Таким образом мы подтолкнули ребят к самостоятельной работе и поставили цель одновременно. Учебники закрыты или пока и вовсе отсутствуют на партах.

В помощь ученикам предлагаем материал для наблюдения – предложения с местоимениями разных разрядов, в нашем случае это пословицы из сборника В.Даля. Местоимения должны быть представлены в них во всем многообразии.

1. Не ищи беды, она сама тебя найдет.

2. Что в поле ни родится – все в доме пригодится.

3. Кто вино любит, тот сам себя губит.

4. Чего в других не любишь, того и сам не делай.

5. Какой палец ни укуси, все больно.

6. Каков мастер, такова и работа.

7. Чья бы корова мычала, твоя бы молчала.

8. Сколько голов, столько умов.

9. Ничем ничего не сделаешь.

10. Что нам честь, коли нечего есть?

11. В чьем-то глазу сучок видим, а в своем и бревна не замечаем.

Наблюдая за местоимениями (они выделены шрифтом), ученики могут прямо в дидактическом материале подчеркивать их как члены предложения, подписывать непостоянные признаки. Тут возможна индивидуальная работа, а также работа в паре, в группе. В нашем случае ученики были разделены на 5 групп. В результате совместных наблюдений каждая из групп делала свои выводы по общему для всех плану (алгоритму, который, повторяю, должен был быть усвоен ранее) и затем выступала. И работа, и выводы были чрезвычайно интересными. Шестиклассники вдруг открывали, что «разные местоимения отвечают на разные вопросы». Вопросы эти вызывали ассоциации у них с другими, уже знакомыми частями речи: местоимения по-разному изменялись; вопросы к некоторым частям речи оказывались вдруг самими местоимениями; и так далее. От открытий захватывало дух, процесс самостоятельного познания, как оказалось, чрезвычайно увлекательное дело.

Открытое таким образом вряд ли когда-то забудется.

Оценки «правильно» и «неправильно» в этой ситуации со стороны учителя невозможны. Принимаем любые выводы и благодарим за них. Ответа исчерпывающе полного и абсолютно верного с точки зрения науки ждать не следует. Но потребность узнать научную истину, к которой так яростно пробивались в совместной работе, будет на удивление всеобщей. И после вопроса учителя: «А не хочется ли вам сверить открытое самостоятельно с тем, как освещает этот вопрос наука?» – прозвучит нетерпеливое и искреннее: «Хочется!».

В технологии педагогических мастерских этот момент называется «разрывом»: между тем, что знают ученики, и тем, что об этом сообщает наука. Ликвидировать этот разрыв ученикам поможет учебник, который в этот момент будет восприниматься как источник научной информации, с уважением и интересом.

К концу урока понятие «местоимение» будет учениками осмыслено. В заключение можно совместно оценить меткость и выразительность пословиц, записанных Далем, побеседовать о судьбе этого замечательного человека, в качестве домашнего задания предложить сочинение-миниатюру по одной из пословиц (с употреблением местоимений). В качестве индивидуального задания – попросить посмотреть том энциклопедии «Языкознание. Русский язык» («Аванта+»), в котором местоимение вообще не рассматривается как часть речи.

Тему «Разряды местоимений» на следующем уроке можно дать похожим способом.

В результате наблюдений на том же дидактическом материале с целью классификации местоимений учебные группы придут к очень интересным выводам: название некоторых разрядов они угадают, некоторые же в их вариантах будут звучать очень забавно, совсем не по-научному.

Примерно таким же образом учеников можно познакомить с числительным как частью речи, причастием, деепричастием, наречием.

В результате таких уроков знания ребят будут глубокими, осмысленными, прочными. Каждый шестиклассник ощутит радость процесса исследования.

Литература

1. А.В. Хуторской. Развитие одаренности школьников. М.: Владос, 2000.

2. Педагогическая мастерская по литературе. М.: Корифей, 2000.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru