ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
Н.М. СТЕПАНОВ,
заместитель директора школы № 5
по инновационно-методической работе,
г. Стрежевой, Томская обл.
Уроки знакомства с новыми понятиями
при изучении морфологии
6-й класс
Один из главных тезисов книги А.В. Хуторского
«Развитие одаренности школьников» звучит так:
«Любой вопрос базовой учебной программы по
любому предмету может быть рассмотрен с позиций
детского творчества, организуемого педагогом».
Урок, ориентированный на приобретение знаний, –
урок когнитивного типа, – может быть и
эвристическим.
Так, например, знакомство с новым понятием,
правилом, законом можно также организовать как
открытие. Само определение урока такого типа
предполагает творческий характер обучения.
Опыт проведения таких уроков русского языка и
описывает автор предлагаемой статьи.
Местоимение как часть речи
Урок по теме начинаем с актуализации
опорных знаний:
– Что вы знаете о местоимении (в
начальной школе некоторые сведения о
местоимении учащимся уже даны)?
– Кажутся ли вам эти знания достаточными?
Уже знакомые с существительным,
прилагательным, глаголом в полном объеме
программы, шестиклассники вооружены алгоритмом
изучения части речи:
1) Что обозначает и на какие вопросы
отвечает данная часть речи?
2) Какие морфологические признаки имеет? Как
изменяется?
3) Какую роль играет в предложении?
Вспоминаем этот алгоритм и спрашиваем:
возможно ли им воспользоваться для
характеристики новой части речи – местоимения?
Получив утвердительный ответ, предлагаем этим
заняться. Таким образом мы подтолкнули ребят к
самостоятельной работе и поставили цель
одновременно. Учебники закрыты или пока и вовсе
отсутствуют на партах.
В помощь ученикам предлагаем материал
для наблюдения – предложения с местоимениями
разных разрядов, в нашем случае это пословицы из
сборника В.Даля. Местоимения должны быть
представлены в них во всем многообразии.
1. Не ищи беды, она сама тебя найдет.
2. Что в поле ни родится – все в
доме пригодится.
3. Кто вино любит, тот сам себя
губит.
4. Чего в других не любишь, того
и сам не делай.
5. Какой палец ни укуси, все
больно.
6. Каков
мастер, такова и работа.
7. Чья бы корова мычала, твоя бы
молчала.
8. Сколько голов, столько умов.
9. Ничем ничего не сделаешь.
10. Что нам честь, коли нечего
есть?
11. В чьем-то глазу сучок видим, а в своем
и бревна не замечаем.
Наблюдая за местоимениями (они
выделены шрифтом), ученики могут прямо в
дидактическом материале подчеркивать их как
члены предложения, подписывать непостоянные
признаки. Тут возможна индивидуальная работа, а
также работа в паре, в группе. В нашем случае
ученики были разделены на 5 групп. В результате
совместных наблюдений каждая из групп делала
свои выводы по общему для всех плану (алгоритму,
который, повторяю, должен был быть усвоен ранее) и
затем выступала. И работа, и выводы были
чрезвычайно интересными. Шестиклассники вдруг
открывали, что «разные местоимения отвечают на
разные вопросы». Вопросы эти вызывали ассоциации
у них с другими, уже знакомыми частями речи:
местоимения по-разному изменялись; вопросы к
некоторым частям речи оказывались вдруг самими
местоимениями; и так далее. От открытий
захватывало дух, процесс самостоятельного
познания, как оказалось, чрезвычайно
увлекательное дело.
Открытое таким образом вряд ли
когда-то забудется.
Оценки «правильно» и «неправильно» в
этой ситуации со стороны учителя невозможны.
Принимаем любые выводы и благодарим за них.
Ответа исчерпывающе полного и абсолютно верного
с точки зрения науки ждать не следует. Но
потребность узнать научную истину, к которой так
яростно пробивались в совместной работе, будет
на удивление всеобщей. И после вопроса учителя:
«А не хочется ли вам сверить открытое
самостоятельно с тем, как освещает этот вопрос
наука?» – прозвучит нетерпеливое и искреннее:
«Хочется!».
В технологии педагогических
мастерских этот момент называется «разрывом»:
между тем, что знают ученики, и тем, что об этом
сообщает наука. Ликвидировать этот разрыв
ученикам поможет учебник, который в этот момент
будет восприниматься как источник научной
информации, с уважением и интересом.
К концу урока понятие «местоимение»
будет учениками осмыслено. В заключение можно
совместно оценить меткость и выразительность
пословиц, записанных Далем, побеседовать о
судьбе этого замечательного человека, в качестве
домашнего задания предложить
сочинение-миниатюру по одной из пословиц (с
употреблением местоимений). В качестве
индивидуального задания – попросить посмотреть
том энциклопедии «Языкознание. Русский язык»
(«Аванта+»), в котором местоимение вообще не
рассматривается как часть речи.
Тему «Разряды местоимений» на
следующем уроке можно дать похожим способом.
В результате наблюдений на том же
дидактическом материале с целью классификации
местоимений учебные группы придут к очень
интересным выводам: название некоторых разрядов
они угадают, некоторые же в их вариантах будут
звучать очень забавно, совсем не по-научному.
Примерно таким же образом учеников
можно познакомить с числительным как частью
речи, причастием, деепричастием, наречием.
В результате таких уроков знания ребят
будут глубокими, осмысленными, прочными. Каждый
шестиклассник ощутит радость процесса
исследования.
Литература
1. А.В. Хуторской. Развитие
одаренности школьников. М.: Владос, 2000.
2. Педагогическая мастерская по
литературе. М.: Корифей, 2000.
|