НОВЫЙ ПОДХОД
Уважаемая редакция газеты «Русский язык»!
В № 5/2006 газеты
«Литература» опубликованы статья о синквейне
(приеме технологии развития критического
мышления через чтение и письмо) и приглашение к
дискуссии о его методических возможностях. Дело
в том, что у меня есть небольшой опыт применения
данного метода, но связан он с уроками русского
языка, поэтому свои заметки посылаю в вашу
газету. Надеюсь, мой опыт покажется кому-то
интересным.
А.И. ХРУЩЕВА,
Уренгойская средняя школы № 1,
Пуровский р-н,
Ямало-Ненецкий автономный округ
Освоение синквейна
Интересный методический прием
В 2004 году на курсах повышения
квалификации попался на глаза информационный
лист, где среди других словарных слов давалось
определение синквейна. «Синквейн –
стихотворение из пяти строчек, каждая из которых
имеет строгое содержание и определенную форму:
1-я – существительное, задающее тему
стихотворения; 2-я – два прилагательных к данному
существительному; 3-я – три глагола к данному
существительному; 4-я – смысловая фраза; 5-я –
одно заключительное слово (предложение),
определяющее эмоциональное отношение ко всему
сказанному». Тогда я еще не знала, что это один из
приемов технологии развития критического
мышления через чтение и письмо. Обращалась с этим
«стихотворным жанром» свободно, приспосабливая
к своим нуждам. А нужды появились великие в моих
двух пятых классах (слабая подготовка, низкая
учебная мотивация) и на уроках грамматики, и на
уроках развития связной речи. На уроках
грамматики выручили игры, приемы образного
изложения лингвистического материала, а на
уроках развития речи – синквейн.
Программа по развитию речи в 5-м классе
(учебник Ладыженской Т.А.) начинается с цикла
уроков, вводящих речеведческие понятия «текст»,
«тема текста», «основная мысль текста». На таких
уроках много работаем со связными текстами,
помещенными в учебнике. Сама специально подбираю
тексты. Синквейн помог оживить уроки, внести
элемент новизны. Кого-то привлекло звучное
иностранное слово, кого-то – возможность стать
поэтом, ведь получаются «почти стихи». («Почти»,
потому что «столбиком, но нескладно»). Жесткая
структура синквейна не сковывала полета
фантазии (его просто не было), но помогла четко
сформулировать задачи. Воодушевляла ребят и
внешняя простота стихотворения:
«Существительные, прилагательные и глаголы мы
знаем!».
1. Найдем в тексте существительное
(существительные), называющее предмет речи. О ком
или о чем рассказывается? Какое существительное
употребляется чаще всего?
2. Давайте подберем из текста два
прилагательных, которые относятся к данному
существительному и наиболее точно характеризуют
предмет, обозначенный существительным.
3. Какими глаголами обозначены
действия предмета (лица)? В какой
последовательности запишем глаголы?
Мы работали с текстами – описаниями и
повествованиями коллективно. Каждый, предлагая
свое слово, должен был убедительно обосновать
выбор. «Без мотивировки никакие, даже очень
уместные, предложения приниматься не должны, так
как мотивация и есть главная развивающая атмосфера
этих занятий» [1]. Слова только звучат, но ни
одно из них не записывается на доске, не
навязывается. Окончательный выбор за учеником:
из общей копилки предложенных вариантов в свои
тетради ребята записывают наиболее, на их взгляд,
подходящие.
Так постепенно картина, нарисованная
автором, уточнялась, конкретизировалась. Мы
подходили к самому сложному и важному: выяснению
авторского замысла, анализу собственных
ощущений и переживаний.
4. Какие чувства испытывает автор?
Зачем он рассказал нам эту историю? Нарисовал эту
картину?
5. Ваше отношение к предмету речи?
Определите свои ощущения, впечатления. Что
привлекло ваше внимание, удивило, поразило?
В разработке урока вопросы,
побуждающие учеников осознать свои и чужие
чувства, объяснить их, становятся ключевыми.
Поэтому стараюсь, во-первых, подобрать
интересный текстовый материал, во-вторых,
«обеспечить» ребят необходимыми речевыми
формулами. Первая страница наших тетрадей по
развитию связной речи включает памятку № 1 с
условными обозначениями ошибок и памятку № 2 с
эмоционально-оценочной лексикой. (Начинали с
ученической классики «люблю – не люблю»,
«нравится – не нравится», теперь наш словарный
запас стал богаче). И еще: очень важно уже на
первых уроках показать ребятам, что отбор
признаков объекта описания, порядок их
расположения зависит от основной мысли
высказывания («Давайте посмотрим, как
согласуются существительные, прилагательные и
глаголы с выводом. Согласуются ли? Нет ли
противоречия?»).
Таким образом, синквейн
использовался мной в качестве способа
интерпретации чужого текста, способа
конспектирования, сжатия информации.
В пятом классе еще раз обращалась к
данному виду работы на уроках обучения описанию
предмета и животного (упр. 295, 599 [2]). Только теперь
составляли синквейн не на основе анализа
текста, а самостоятельно. Получались
оригинальные законченные произведения со своей
специфической структурой. Конечно, каждый
по-своему воспринимает прочитанное, увиденное,
услышанное. Например, не все хотели думать, что
положение зайца, героя картины А.Н. Комарова
«Наводнение», трагично. Некоторые полагали, что
зверек отдохнет, осмотрится и найдет выход из
положения. Но мнение большинства (с
незначительными вариациями) было таким:
Зайчик.
Маленький, несчастный.
Дрожит, боится, ждет.
Кто его спасет?
Человек.
В шестом классе этот прием продолжает
успешно работать при изучении (по учебнику М.Т.
Баранова) следующих тем: «Описание уголка
природы», «Описание природы по личным
наблюдениям», «Рассказ по сюжетным картинкам».
Сумерки.
Зайцы.
Лиловые, страшные.
Бедненькие, пугливые.
Опускаются, торопят, пугают.
Встали, ходят, трудятся.
Страшно одному в лесу!
Радостно им в сумерках.
Хочется домой.
Людям страшно.
(Упр. 254, по тексту М.Пришвина)
Утро.
Солнечное, морозное.
Удивляет, радует, восхищает.
Только январь может подарить эту красоту.
Великолепие!
(Упр. 255, по тексту И.Бунина)
Матрешка.
Матрешка.
Деревянная расписная игрушка.
Детская глупая игрушка.
Блестит, красуется, радует.
Смешит.
Русская красавица такая.
Подарю ее сестре.
Родная.
Пусть играет.
(Упр. 299, по тексту К.Паустовского)
Кот.
Приставучий, надоедливый.
Вертится, мяукает, выпрашивает еду.
Кто виноват, что банка разбилась?
Я не виноват.
(Упр. 380, сюжетные рисунки на тему «Как я
однажды помогал маме»)
Степа.
Хвастливый, самоуверенный.
Размахнулся, ударил, ушибся.
Легко хвалиться, легко и свалиться.
Научись сначала!
Топор.
Острый, опасный.
Волнуется, сердится, срывается:
«Не бери меня без папы!
Ты еще маленький!».
Чурки.
Толстые, замерзшие.
Лежат, смеются тихонько:
«Не одолеешь нас!
Мало каши ел».
(Упр. 439, сюжетные рисунки на тему
«Степа дрова колет»)
Синквейн помогает создавать свои
собственные тексты. На уроках морфологии, если
дидактический материал был тематически
однороден, иногда предлагаю ребятам составить
синквейн. Например, после изучения имени
числительного провела обобщающий урок «Уренгой
в цифрах и фактах». (Недавно мы отметили 75-летие
ЯНАО и 40-летие поселка Уренгой.) У одних получился
очень правильный синквейн как с точки зрения
содержания, так и формы, у других не совсем, у
третьих – совсем не синквейн. Главное, что
человек мыслит и уже не боится «высказать себя».
Уренгой.
Славный, знаменитый.
Живет, трудится, отдыхает.
Здесь я родилась.
Это моя родина.
(Надя А.)
Уренгой.
Северный, морозный.
В нашей вьюге заблудиться может каждый
простак.
Вот в таком климате мы живем.
Даже собака из будки не высунет нос,
А мы ходим в школу.
(Слышу, Женечка, горе твое неизбывное!)
Уренгой.
Приполярный, газовый.
Газ он добывает,
Людям отсылает
По трубам.
(Оля Р.)
Снег падает
И ложится на деревья грустные,
Сияет в свете фонаря.
А ветер кружит вихри снежные,
Сметая красоту ветвей,
И бьет в лицо!
Поэтому не видишь ты, что впереди…
(Айрат М.)
Наилучший итог таких занятий –
создание книжек компьютерного производства,
слайд-фильмов (в кабинете есть мультимедийный
компьютер). Поначалу презентации были
небольшими, состояли из двух слайдов: на первом –
фотография класса, на втором – текст синквейна.
Увеличивалось число оригинальных,
самостоятельных работ – увеличивалось и
количество слайдов со стихами и портретами
авторов.
Думаю, что синквейн – интересный
методический прием. Позволяет отработать
навыки анализа текста, развивает внимание
учащихся к слову, побуждает ребят анализировать
свои ощущения, помогает учителю организовать
диалог. Синквейн – средство создания не только
обучающей, но и развивающей речевой среды, способствующей
индивидуализации обучения и речевого развития
учащихся. Как показала практика, данный
методический прием помог вовлечь в процесс
творчества ребят с разным уровнем подготовки по
предмету. Может быть, кому-то работы моих ребят
покажутся неинтересными, малосодержательными,
но мне они дороги как свидетельства крошечных
побед над ученической ленью, равнодушием к слову.
Теперь иногда и после уроков литературы ребята
приносят свои творения.
Листочек.
Грустный, одинокий.
Дрожит, болеет, плачет.
Страшно ему улетать от мамы.
Возьму его домой.
(Александра С., по мотивам
стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок»)
Литература
1. Пленкин Н.А. Уроки развития
речи: 5–9-е кл.: Книга для учителя: Из опыта работы.
М.: Просвещение, 1995. С. 128.
2. Русский язык: Учебник для 5-го класса /
Ладыженская Т.А. и др. 29-е изд. М.: Просвещение,
2002. С. 116.
3. Русский язык: Учебник для 6-го класса /
Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 1996. С. 96.
|