МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.
Зачетная работа по теме «Однородные
члены предложения и обобщающие слова»
(по системе Занкова)
5-й класс
Вариант 1
1. Спишите предложения,
расставляя знаки препинания. Подчеркните
однородные члены предложения и составьте схемы
предложений.
А. Запах лиственницы был хотя и
слабым но ясным. Б. Лампа то ж_лтеет то
заг_рается ослепительным белым светом. В. Мы
поняли что жизнь состоит из смены радостей и горя
удач и неудач. Г. Я (не)был ни печ(?)ником ни
слесарем ни агрономом.
2. Спишите предложения,
расставляя знаки препинания и графически
объясняя их.
А. Что-то слыш_тся родное в долгих
песнях ямщика то разгулье удалое то сердечная
т_ска. Б. Две силы искусство и наука наиболее
успешно способствуют воспитанию культурного
человека. В. В волосах в ушах в носу всюду была
красная кирпичная пыль. Г. Блок Горький
Есенин Репин учителя и спутники наших дней
воспитывали в нас любовь к прекрасному.
3. Перестройте предложения,
вставляя обобщающее слово при однородных членах,
или убирая его, в зависимости от того,
присутствует оно или нет.
А. Какие все же уд_вительные у него
глаза: не то недоверчивые сверх меры, не то
мудрые. Б. Удивительные звуки: щебетание,
далекий лай, скрип водокачки – доносились с
улицы. В. Все для тебя: вокзалы и причалы,
цветы и звезды, времени полет. Г. И в стихах, и
в жизни, и в каждой мелочи – во всем должен быть
настоящим человек.
Вариант 2
1. Спишите предложения,
расставляя знаки препинания. Подчеркните
однородные члены предложения и составьте схемы
предложений.
А. Память всегда готова забыть
плохое и помнить только хорошее. Б. И
академику и журналисту и редактору было ясно что
границы информации должны быть расширены. В.
Хотя Саша давно написал письмо но (не)отсылал
(не)решался. Г. На совещании обсудили модели и
ле_ких и тяжелых танков.
2. Спишите, расставляя знаки
препинания и вставляя пропущенные буквы.
Составьте схемы предложений.
А. Скалы повороты руч_я тополя все
это было угловатым и недружелюбным. Б. Хозяйская
жилка смекалка расчет такие качества необходимы
в жизни. В. Ермолай был пр_странного рода
бе_заботен довольно говорлив и недалек с первого
взгляда. Г. Разные птички синички щеглы
сн_гири зимовали у нас в клетке.
3. Перестройте предложения,
добавляя обобщающие слова, расставьте знаки
препинания.
А. Ни справа, ни слева, ни на берегу
никого не было. Б. Весело жить и весело думать
о небе, о солнце, о зреющем хлебе и счастьем
простым дорожить. В. Уже не стало видно ни
земли, ни неба, ни деревьев. Г. В снегу и двор, и
щепка, и на дереве каждый побег.
Вариант 3
1. Спишите, расставляя знаки
препинания. Подчеркните однородные члены
предложения, составьте схемы предложений.
А. Саша (не)стал занимат_ся историей
поступил в институт однако интереса к истории
(не)потерял. Б. Боюсь что этот ра_говор
п_чально кон(?)чится и для вас и для меня. В.
Дождь или снег град или палящее солнце (не)мешали
ему отправит_ся в дорогу. Г. Смешно читать
бе_помощные повести когда есть Пушкин и Толстой
Бальзак и Шекспир.
2. Спишите, расставляя знаки
препинания и графически объясняя их.
А. А утром все хрустело вокруг
подмерзшие дороги листья на крыльце серые стебли
крапивы. Б. И даже самый лучший друг совсем
иначе видит все вокруг луг и море и прибой. В.
Всюду и на улицах и на задворках изб р_стет тут
рябина. Г. Печаль радость тревогу все умей
пережить.
3. Перестройте предложения,
убирая обобщающие слова. Запишите со знаками
препинания.
А. И по крыше и вокруг дома и в саду повсюду
шумел дождь. Б. Разные птички снегири клесты и
синички зимовали у нас в клетке. В. Всем
приходилось нелегко и офицерам и солдатам. Г.
Ветку кто-нибудь к_чнет или ветер или птичка.
|