МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Т.А. КУШЕВИЧ,
методист Орловского ИУУ,
учитель русского языка и литературы
частной школы «Лицей Љ“Магистр”»
Выполнение разного вида заданий на
основе поэтического текста
5-7-й классы
Данные материалы предназначены для
учебной работы по русскому языку в 5–7-х классах и
соответствуют ныне действующим программам и
развитию речи детей этого возраста. Каждая
группа заданий связана с изучаемым текущим
материалом и рассчитана на домашнее или
аудиторное выполнение с последующим
самодиктантом (записью стихотворения по памяти)
в классе.
Выбор поэтического текста в качестве
объекта исследования не случаен. Он позволяет
гармонично сочетать в процессе обучения
рациональное и эмоциональное, тренирует память,
формирует не только навыки правописания, но и
вкус, культуру речевого поведения.
Обязательной составляющей работы с
поэтическим текстом является подготовленное
выразительное чтение стихотворения, а также
знакомство с портретом поэта, что способствует
созданию образа автора и более целостному
восприятию художественного произведения.
К каждому тексту предлагаются вопросы
по его осмыслению, интерпретации. Они, как
правило, связаны с определением и разграничением
таких важнейших понятий, как «тема» и «идея», а
также приемами и средствами их художественного
воплощения (эпитет, метафора, сравнение,
описательный оборот и др.).
Большое значение придается работе с
Толковым словарем, принципам построения
словарной статьи, умению читать словарные и
стилистические пометы.
Многие задания ориентируют учеников
на самостоятельную практическую работу, носят
поисковый характер, нацелены на пробуждение
интереса к исследовательской деятельности.
Не допустить ошибок, избежать
затруднений при выполнении сложных заданий
помогут комментарии с пометой NB!, отсылки к
определенным параграфам и страницам учебных
пособий, а также образцы выполнения и опорные
схемы.
Задания аналитического плана
сочетаются с творческими заданиями, требующими
выражения своего отношения к поставленным
вопросам, самостоятельного конструирования
небольшого высказывания.
Данные дидактические материалы
подготовлены в дополнение к стабильному
учебному комплексу по русскому языку под
редакцией В.В. Бабайцевой. Однако они могут быть
использованы в работе по учебникам авторских
коллективов, руководимых Т.А. Ладыженской и М.М.
Разумовской, в той мере, в какой позволяет их
учебное содержание.
Наличие заданий разного уровня
сложности делает их полезными не только для
организации работы в классах углубленного
изучения русского языка, но и для так называемых
«общеобразовательных», т.е. классах среднего
уровня. Дифференцированный подход в обучении
оставляет выбор вопросов и заданий за ребенком,
что способствует саморегуляции учебной
деятельности, формирует адекватную самооценку и
навыки самоконтроля.
Формы работы c поэтическим текстом на
уроке русского языка возможны самые
разнообразные, зависят от предполагаемых целей и
задач. Они могут быть использованы на
уроках-практикумах, уроках-зачетах, на
факультативных занятиях и др. Один из возможных
путей, предложенных автором, – создание
отдельных Поэтических тетрадей.
Словосочетания и предложения:
сходства и различия
1. Заведите Поэтическую тетрадь (24 или 48
листов в линейку). В ней будут записываться
стихотворения для заучивания и письма по памяти.
2. Спишите в нее фрагмент стихотворения
Дм. Кедрина «Осенняя песня» из упр. 37
(учебника «Речь»). Не забудьте указать его
автора и название.
3. Найдите метафоры (скрытые
сравнения) в описании леса и тучи,
выпишите их.
NB! Проверьте себя: у вас должно
получиться два словосочетания:
Метафорическое описание (метафора) тучи: Схема:
сущ. + сущ.
Метафорическое описание (метафора) леса: Схема:
глаг. + сущ.
4. Выучите текст наизусть и
подготовьтесь к выразительному чтению и самодиктанту
(письму по памяти) в классе.
Морфология и орфография.
Повторение изученного в начальной школе
1. Прочитайте и запишите в «Поэтическую
тетрадь» стихотворение Ивана Алексеевича
Бунина «Первый утренник, серебряный мороз!..»
2. Выпишите из Толкового словаря
значения слов, отмеченных индексом 5 (лексический
разбор).
3. Объясните смысл метафоры, т.е.
скрытого сравнения (зеленеет) глянцем: почему
на траве след от колес блестит? (Письм. 1–2
предл.). Составьте схему данного
словосочетания.
4. Найдите во втором четверостишии 2
словосочетания, соответствующие схеме: сущ. в
т.п. + глаг. Назовите художественный прием,
использованный в их построении.
NB! Будьте внимательны, подсказка
есть в тексте заданий!
5. Какие слова обозначают точное время
(года и суток) и пространство (место),
изображенные в стихотворении? Выпишите их.
6. Найдите прилагательные,
употребленные в переносном значении (эпитеты).
Объясните их смысл и точность употребления путем
подбора близких по значению слов
NB! Не забывайте, что
прилагательные необходимо выписывать с главным
словом – существительным, чтобы был понятен их
смысл. Проверьте себя: у вас должно быть записано
4 словосочетания.
7. Иван Алексеевич Бунин высоко ценил
изобразительное искусство и сам учился живописи.
Это увлечение юности писатель пронес через все
творчество. Охарактеризуйте цветовую палитру
стихотворения. Есть ли в нем контрастные
(противоположные, оттеняющие друг друга) цвета?
Красиво ли они сочетаются на ваш взгляд? (Письм.
2–3 предл.).
8. Выполните морфемный разбор слов,
отмеченных индексом 2. (Не забывайте указывать
часть речи!)
9. Выучите первую строфу стихотворения
и подготовьтесь к выразительному чтению и письму
по памяти (в классе).
* * *
Первый утренник, серебряный мороз!
Тишина и звонкий холод на заре.
Свежим глянцем зеленеет след колес
На серебряном просторе, на дворе.
Я в холодный, обнаженный сад пойду –
Весь рассеян по земле его наряд.
Бирюзой сияет небо, а в саду
Красным пламенем настурции горят.
Первый утренник – предвестник зимних
дней.
Но сияет небо ярче с высоты,
Сердце стало и трезвей и холодней.
Но как пламя рдеют поздние цветы.
<1903>
И.А. Бунин
Главные и второстепенные члены
предложения, способы их выражения.
1. Прочитайте и запишите в Поэтическую
тетрадь стихотворение Афанасия Афанасьевича
Фета «Осенняя роза».
2. Найдите в словаре и запишите
толкование слова чело (индекс 5). Не забудьте
указать стилистическую пометку, данную в
скобках.
3. Объясните, что означают строчки 2, 3, 4
из первой строфы? Какие художественные приемы в
них использованы? (Письменно)
4. Как вы понимаете смысл выражения злоба
гаснущего дня и всего третьего четверостишия?
(коротко, в 2–3 предложениях, сформулируйте свою
мысль).
5. Подчеркните главные члены
предложения во всем поэтическом тексте, укажите
их способ выражения (т.е. части речи).
6. Сделайте морфемный разбор слов (не
забудьте указать часть речи) – индекс 2.
7. Выучите 1-е четверостишие и
подготовьтесь к выразительному чтению и письму
по памяти (в классе).
ОСЕННЯЯ РОЗА
Осыпал2 лес свои вершины2,
Сад обнажил свое чело5,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
<18 сентября 1886 г>
А.А. Фет
Второстепенные члены предложения:
определения. Виды определений: обычные и
художественные
1. Прочитайте и запишите в Поэтическую
тетрадь стихотворение И.С. Никитина «В синем
небе плывут над полями…».
2. Выпишите из Толкового словаря
лексическое значение слов с индексом 5. Подберите
к ним родственные (однокоренные) слова:
существительное и глагол.
3. Вы, наверное, обратили внимание, что в
этом стихотворении очень много прилагательных.
Как вы думаете, почему? Какую роль играют имена
прилагательные в поэтическом тексте? (Письм. 1–2
предл.)
4. Какие прилагательные употреблены в
прямом, а какие в переносном значении? (Устн.)
5. Запишите словосочетания,
разделив их на 2 группы:
1) прил. (прямое знач.) + сущ.
2) прил. (перен. зн.) + сущ.
NB! Помните, что подлежащее и
сказуемое словосочетанием не является.
Проверьте себя: У вас должно
получиться 5 словосоч. первой группы и 4 словосоч.
– второй.
6. Вспомните и запишите, как называется
художественный прием, основанный на
употреблении прилагательного в переносном
значении.
7. Почему поле названо чистым? Ведь
на нем «грезит колос»? Как называются выражения
типа чистое поле, добрый молодец и т.п.?
(Письм.)
8. Выполните синтаксический (4) и
морфемный разбор (2).
9. Выучите 1 и 2 строфы стихотворения и
подготовьтесь к их выразительному чтению и письму
по памяти (самодиктанту) в классе.
* * *
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями.
Чуть заметен над лесом туман,
Теплый вечер прозрачно-румян.
Вот уж веет прохладой2 ночною.
Грезит5 колос над узкой межою5.
Месяц огненным шаром встает,
Красным заревом2 лес обдает4.
Кротко звезд золотое сиянье,
В чистом поле покой и молчанье.
Точно в храме, стою я в тиши
И в восторге молюсь от души.
<Июль 1858>
И.Никитин
Обращение. Способы выражения, знаки
препинания
1. Запишите в Поэтическую тетрадь
стихотворение Николая Рубцова, оставив
строчку для заглавия.
2. Выпишите из Толкового словаря
лексическое значение слов с индексом 5. Не
забывайте про стилистические пометки.
3. Подберите близкие по значению слова
к слову нагрянул. Как вы думаете, почему автор
выбрал именно это слово? (Письм. 1–2 предл.).
4. Какова цветовая палитра словесной
зарисовки? Подчеркните словосочетания,
обозначающие цвет. Какое настроение создает у
вас эта миниатюра и почему? (Письм. 2–3 предл.).
5. Перечитайте внимательно
стихотворение. О каком времени года, точнее
месяце, говорится в стихотворении? Запишите
заглавие.
6. Найдите и выпишите обращение из
поэтического текста. Запишите, какой
художественный прием использован в его
построении?
7. Выполните морфемный разбор слов (2).
8. Выучите стихотворение Н.Рубцова и
подготовьтесь к выразительному чтению и письму
по памяти (самодиктанту) в классе.
<СЕНТЯБРЬ>
Слава тебе, поднебесный2,
Радостный2 , краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой,
С рощей играет багряной,
С россыпью ягод в сенях5.
Словно бы праздник нагрянул5
На златогривых конях.
<1953–1971>??
Н.Рубцов
Обращение. Роль обращений
1. Запишите в Поэтическую тетрадь
стихотворение Алексея Николаевича Плещеева.
2. Найдите и выпишите обращение из
поэтического текста. Выполните его морфемный
разбор (по составу).
3. Каким образом в обращении выражается
отношение к предмету изображения? (Письм. 1–2
предл.).
4. Найдите и выпишите слова,
«очеловечивающие» иву. Определите
художественные приемы.
5. Какие слова стихотворения, на ваш
взгляд, принадлежат исключительно книжной,
поэтической речи. Проверьте себя по Толковому
словарю: рядом с такими словами должны быть
стилистические пометки: (книжн.) – книжного
стиля, (высок.) – высокого стиля, (устар.) –
устаревшее и др.
6. Запишите найденные вами примеры с их
толкованием из словаря (т.е. со словарной
статьей).
7. Найдите предложение,
соответствующее схеме:
[ – – – ~~~~~ –– = – . – . –
]
8. Сделайте его полный синтаксический
разбор (с общей характеристикой).
9. Перечитайте внимательно
стихотворение. Подчеркните строки, в которых
выражается главная мысль стихотворения.
10. Какую роль играет природа в жизни
человека с точки зрения лирического героя
данного поэтического текста? Согласны ли вы с
этой точкой зрения? (Письм. 3–4 предл.)
11. Выучите стихотворение А.Н. Плещеева
и подготовьтесь к выразительному чтению и
письму по памяти (самодиктанту) в классе.
Что ты поникла, зеленая ивушка?
Что так уныло шумишь?
Или о горе моем ты проведала,
Вместе со мною грустишь?
В шепоте листьев я слышу участие.
Мне вам отрадно внимать…
Только природе страданья незримые
Духа дано врачевать!
<1863>
А.Н. Плещеев
Предложения с прямой речью
1. Запишите в Поэтическую тетрадь
стихотворение Сергея Александровича Есенина
«С добрым утром!».
2. Выпишите из Толкового словаря
значения слов с инд. 5.
3. Объясните смысл метафор зеркало
затона, сетка небосклона, (крапива обрядилась)
перламутром (письм.).
4. Автор не просто любуется красотой
наступающего утра. В стихотворении образно и
правдоподобно изображаются природные процессы.
Найдите и выпишите слова, которые говорят о том,
что нередко на рассвете поднимается легкий
ветерок. Определите художественные приемы.
5. Эпитет серебряный (серебряные росы)
использован в тексте для описания блестящих на
солнце капелек росы. А может ли этот же эпитет
характеризовать какие-либо зимние явления?
Приведите свои примеры (письм. 1–2).
6. Рассмотрите репродукцию картины
Архипа Куинджи «Березовая роща» на последнем
форзаце учебника литературы, ч. II. Какие
есенинские строки или строфы можно ею
проиллюстрировать, на ваш взгляд? (Устно)
7. Сделайте полный синтаксический
разбор (с характеристикой и схемой) простого
предложения, отмеченного инд. 4. Предложение
необходимо выписать!
8. Составьте схемы сложных предложений
из 1-й и 2-й строфы, укажите их вид (ССП, СПП, БСП) – Рядом
с текстом!
9. Представьте, кому может пожелать
доброго утра крапива. Запишите придуманное
предложение с прямой речью, используя обращение.
10. Выучите стихотворение С.А. Есенина и
подготовьтесь к выразительному чтению и письму
по памяти (самодиктанту) в классе 1-й и 2-й
строф поэтического текста.
С ДОБРЫМ УТРОМ!
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона5.
Брезжит5 свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы4.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром5
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
<1914>
С.Есенин
Фонетика. Орфография
1. Запишите в Поэтическую тетрадь
стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «На
окне, серебряном от инея…».
2. О каких хризантемах говорится в
тексте? Почему они расцвели «за ночь» и останутся
только «до полдня»? (Письм. 2–3 предл.)
3. Выпишите из Толкового словаря
лексическое значение слова с индексом 5.
4. Найдите в стихотворении 3 пары родственных
(т.е. однокоренных) слов.
NB! Помните, что однокоренные
слова отличаются лексическим значением,
суффиксами или приставками, а формы слова –
только окончаниями.
5. Какие из записанных слов употреблены
в переносном значении? Сделайте рядом с ними
соответствующую помету в скобках (перен.). Назовите
данный художественный прием, основанный на
переносе значения (письм.).
6. Сделайте морфемный разбор найденных
родственных слов и синтаксический разбор
предложения – индекс 4 (с общей характеристикой и
схемой).
7. Сколько раз звук [д] повторяется в
первом предложении 2-й строфы? Докажите
выборочной транскрипцией: напишите в квадратных
скобках над нужными буквами соответствующий
звук.
8. Сделайте транскрипцию слов (запись
звучания слова в квадратных скобках) моём, окне,
всё.
9. Выучите 1-ю и 2-ю строфы
стихотворения И.А. Бунина и подготовьтесь к выразительному
чтению и письму по памяти (самодиктанту) в
классе.
* * *
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стеклах небо ярко-синее
И застреха5 в снеговой пыли.
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо4.
Белым снегом все запушено.
И все утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моем окне.
<Август 1903.>
И.А. Бунин
Стилистически маркированная лексика.
Устаревшие слова, их роль в поэтическом тексте
1. Запишите в Поэтическую тетрадь
стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета (оставив
место для заглавия).
2. Какое настроение создает у вас этот
поэтический текст? Какие строчки или образы
особенно понравились? (Письм. 1–2 предл.)
3. Выпишите из словаря толкование слов
(инд. 5)./p>
4. В каком из значений употреблено
слово благодать А.Фетом? Кратко объясните
свою точку зрения (письм.).
5. Выпишите из стихотворения слова,
имеющие различные пометы: (разг.), (высок.), (устар.),
(стар). Проверьте себя по Толковому словарю.
6. Какой эмоциональный настрой придают
поэтическому тексту устаревшие слова? При ответе
на вопрос подберите 2–3 точных
определения-прилагательных к слову настрой (письм.
1 предл.).
7. Как вы считаете, почему в
стихотворении нет привычного деления на строфы?
Как это связано с идеей стихотворения? (Устно)
8. Подчеркните строки, выражающие
главную мысль текста.
9. Озаглавьте стихотворение А.А. Фета и
запишите название.
10. Выполните морфемный (инд. 2) и
синтаксический (инд. 4) разборы.
11. Выучите стихотворение А.А. Фета и
подготовьтесь к его выразительному чтению и письму
по памяти (самодиктанту) в классе.
<ПЕРЕД РАССВЕТОМ>
Плавно у ночи с чела
Мягкая падает мгла4.
С поля широкого тень
Жмется под ближнюю сень5.
Жаждою света горя,
Выйти стыдится заря.
Холодно, ясно, бело,
Дрогнуло птицы крыло…
Солнца еще не видать2,
А на душе благодать5.
<1 апреля 1886>
А.А. Фет
Устаревшая лексика.
Роль старославянизмов в поэтическом тексте.
Беглые гласные в корнях и суффиксах
1. Запишите в Поэтическую тетрадь
стихотворение Федора Ивановича Тютчева
«Весенние воды».
2. Какие предметы и явления окружающего
мира одухотворяются Ф.И. Тютчевым и становятся
своеобразными действующими лицами поэтического
текста? Назовите этих «героев» (с необходимым
контекстом, т.е. с теми словами, которые их
«очеловечивают» – письм.).
3. Сделайте вывод, на каком
художественном приеме построено данное
стихотворение. (Письм. 1 предл.)
4. Почему именно весенние воды
могут быть названы гонцами весны? Раскройте
смысл данной метафоры, опираясь на текст
стихотворения. (Письм. 1 предл.)
5. Найдите устаревшие иноязычные
слова. Укажите источник заимствования. Какой
эмоциональный настрой создается благодаря их
использованию? (Письм.) – Повт. § 65 (Теория)
6. Сделайте морфемный разбор слов весело,
сонный, выслала, гонцы.
NB! Не забывайте про возможные
чередования гласных и согласных в корнях и
суффиксах слов.
7. Рифмовка различных по написанию слов
вперед – идет – хоровод объясняется законом
конца слова. Затранскрибируйте эти слова и
попытайтесь сформулировать данный фонетический
закон (Продолжите предложение: Закон конца
слова – это...).
8. Найдите однородные члены
предложения в первой строфе.
NB! Обратите внимание, что при
использовании повторяющегося союза и
запятая ставится после первого однородного
члена.
9. Составьте схему 2-го простого
предложения из первой строфы, входящего в состав
СП (строки 2–4).
10. Выучите стихотворение Ф.И. Тютчева и
подготовьтесь к его выразительному чтению и
письму по памяти (самодиктанту) в классе.
<ВЕСЕННИЕ ВОДЫ>
Еще в полях белеет снег
А воды уж весной шумят,
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят.
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
<1832>
Ф.И. Тютчев
Общее повторение в конце года
1. Запишите в Поэтическую тетрадь
стихотворение Ивана Алексеевича Бунина.
2. Какое время года и суток изображено в
стихотворении? Выпишите слова, помогающие их
определить.
3. Вспомните изученные стихотворения.
Есть ли в них тематические переклички с данным
поэтическим текстом? (Устно)
4. Центральными в композиции пейзажной
зарисовки являются два образа. Один из них назван
– тополь, другой же изображен иносказательно.
Найдите описательный оборот, рисующий второй
центральный образ. Какой художественный прием
лежит в его основе? (Письм.)
5. Озаглавьте стихотворение (в
соответствии с темой).
6. Обратите внимание, какими
художественными средствами создается образ
тополя. Что означают слова весь из жидкого
стекла? Затранскрибируйте эту фразу.
7. Найдите, как трансформируется
(изменяется) эта метафора в стихотворении (см. п.
6).
8. Выпишите синонимы, которые относятся
к описанию тополя. Определите их вид (лексические
или текстовые – повт. § 60). Разберите их по
составу.
9. Выпишите из текста слова с
чередующимися (1) и проверяемыми гласными в
корне(3). Обозначьте орфограмму.
10. Сделайте синтаксический разбор
последнего предложения (с общей характеристикой
и схемой).
11. Напишите сочинение-миниатюру (1/2–2/3
стр.) на тему стихотворения, стараясь
использовать отдельные художественные средства
текста Бунина и передать его основную мысль. Не
забудьте записать название стихотворения.
12. Выучите стихотворение И.А. Бунина и
подготовьтесь к его выразительному чтению и
самодиктанту (письму по памяти) в классе.
ТОПОЛЬ
В чаще шорох потаенный,
Дуновение тепла.
Тополь, сверху озаренный,
Перед домом вознесенный,
Весь из жидкого стекла.
В чащу темную глядится
Круг зеркально-золотой.
Тополь льется, серебрится,
Весь трепещет и струится
Стекловидною водой.
<3.Х.1917>
И.А. Бунин
Глагол как часть речи
1. Прочитайте и запишите в Поэтическую
тетрадь стихотворение Анны Андреевны
Ахматовой.
2. Выпишите из Толкового словаря
лексическое значение слов (инд. 5).
NB! Слово всегда дается в
начальной форме, как в словаре.
3. Известно ли вам, кто этот смуглый
отрок? О каких аллеях говорится в поэтическом
тексте? (Письм. 2 предл.)
4. Подчеркните строки, в которых
выражается основная мысль (идея) стихотворения?
5. Понаблюдайте за употреблением
временных форм глаголов в каждой строфе.
Поразмышляйте, как это связано с идеей
стихотворения (письм. 2–3 предл.).
6. Найдите в стихотворении и выпишите 3
словосочетания, соответствующие схеме сущ. +
сущ. Обратите внимание, что зависимое
существительное при главном существительном
в предложении будет определением!!!
Определите их разряд, поставьте вопрос от
главного к зависимому слову (как на схеме).
7. Выполните синтаксический разбор, с
полной характеристикой и схемой (4).
8. Найдите в тексте сложное
предложение, составьте его схему, укажите вид
(ССП, СПП, БСП).
9. Найдите слово с чередующейся
гласной, сделайте его морфемный разбор.
10. Подготовьте выразительное чтение
стихотворения наизусть и его письмо по памяти
(самодиктант) в классе.
* * *
Смуглый
отрок5 бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем5
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни4…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.*
<1911>
А.А. Ахматова
_________________________________
* Эварист Парни (1753–1814) –
французский поэт.
Виды глагола.
Чередующиеся, проверяемые и непроверяемые
гласные в корне слова.
Художественные определения (эпитеты)
1. Запишите в Поэтическую тетрадь
стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова.
2. Подберите заглавие. Определите и
запишите, что в вашем названии отражено: тема или
идея.
3. Вспомните определение описательного
оборота (см. Речь § 5). Найдите и «расшифруйте» в
поэтическом тексте два любых описательных
оборота (письм.).
4. Выпишите из Толкового словаря
значения слов багряница, пурпур (инд. 5).
5. Можно ли утверждать, что это
стихотворение необыкновенно живописно? Назовите
художественные средства, которые делают
изображенную картину яркой, зримой? (Письм.)
6. Понаблюдайте, глаголы какого вида и
времени преобладают в стихотворении? Какие
действия обозначают в данном тексте глаголы
совершенного вида? (Письм.).
7. Сделайте синтаксический разбор
предложения (инд. 4). Будьте внимательны: в нем
содержится описательный оборот, который
будет одним членом предложения, т.к. описательный
оборот по смыслу равен одному слову.
8. Выпишите из текста слова с
чередующимися (3), проверяемыми гласными (2) и
непроверяемыми гласными в корне (2). Обозначьте
орфограмму.
9. Выучите 2-ю строфу стихотворения
В.Я. Брюсова, подготовьтесь к ее выразительному
чтению и самодиктанту (письму по памяти) в
классе.
* * *
Желтым шелком, желтым шелком
По атласу голубому
Шьют невидимые руки.
К горизонту золотому
Ярко-пламенным осколком
Сходит солнце в час разлуки4.
Тканью празднично-пурпурной
Убирает кто-то дали,
Расстилая багряницы5,
И в воде желто-лазурной
Заметались, заблистали
Красно-огненные птицы…
<1905>
В.Я. Брюсов
Наклонения глагола.
Фразеологический оборот
1. Запишите в Поэтическую тетрадь
стихотворение Николая Александровича
Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».
2. Повторите § 66 (Теория) и объясните
письменно смысл следующих фразеологизмов из
стихотворения: толочь воду в ступе, держать в
черном теле, не снимать узды, сорвать последнюю
рубашку.
3. Объясните, что означает выражение труд
души. Чем отличается он от физической или
умственной работы? Приведите примеры из своей
жизни, когда вашей душе пришлось потрудиться
(письм. 3–4 предл.).
4. Найдите и выпишите глаголы в
повелительном наклонении, определите письменно
их смысловую группу (приказ, пожелание, совет,
просьба, требование и т.п.), сделайте их
морфемный разбор (инд.2).
5. Составьте схему 2-го предложения (с
осложнениями внутри СПП).
6. Выпишите подчеркнутую часть СП и
сделайте синтаксический разбор (как простого
предложения).
NB! Фразеологизмы (ФЕ) по смыслу
равны слову, а значит – это один член
предложения!
7. Найдите и выпишите с нужной
стилистической пометой устаревший союз, равный
по смыслу современному союзу если.
8. Вспомните и запишите названия ранее
изученных стихотворений Н.А. Заболоцкого.
9. Выучите 1-ю и 2-ю строфы
стихотворения, подготовьтесь к их выразительному
чтению и самодиктанту (письму по памяти) в
классе.
НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет…
<1958>
Н.А. Заболоцкий
Словообразование. Диалог
1. Запишите в Поэтическую тетрадь
стихотворение Николая Михайловича Рубцова
«Добрый Филя».
2. Выпишите из Толкового словаря
значение слова хутор. Сравните (устно),
совпадают ли по смыслу слова хуторок из
стихотворения Н. Рубцова и хутор, описанный Н.
Гоголем в повестях «Вечера на хуторе близ
Диканьки».
3. Напишите мини-сочинение на
полстраницы на тему «Добрый Филя» (по мотивам
стихотворения), опираясь на следующие вопросы:
а) Почему лирическому герою «тот
лесной хуторок» захотелось сравнить с «дивом»?
Что в нем необычного, удивительного, особенного?
б) В стихотворении Рубцова пропущена одна строфа.
Подумайте, о чем молчит Филя? В чем секрет его
жизненной «правды»?
в) Кого из литературных персонажей, может быть,
вам напомнил герой Н.Рубцова?
4. Обычно прилагательные образуются от
существительных, но не всегда. Найдите в тексте
пример отглагольного прилагательного (т.е.
образованного от глагола). Какая глагольная
морфема в нем сохраняется? Сделайте
словообразовательный разбор этого
прилагательного.
NB! Учтите, что слово задремавший
– это не прилагательное, а другая часть речи –
причастие!
5. Обозначьте в тексте стихотворения
суффиксы и разряд всех остальных имен
прилагательных.
6. Найдите в тексте стихотворения
существительное, перешедшее из разряда
относительных прилагательных. Покажите на
примере, как произошел этот процесс.
NB! При затруднении обратитесь к §
47, п. 6, с. 67.
7.
Вспомните текст и запишите название изученного в
5-м классе стихотворения Н.М. Рубцова.
8. Выучите стихотворение,
подготовьтесь к его выразительному чтению и
самодиктанту письму по памяти) в классе.
ДОБРЫЙ ФИЛЯ
Я запомнил, как диво,
Тот лесной хуторок,
Задремавший счастливо
Меж звериных дорог…
Там в избе деревянной,
Без претензий и льгот,
Так, без газа, без ванной,
Добрый Филя живет…
Мир такой справедливый,
Даже нечего крыть…
– Филя! Что молчаливый?
– А о чем говорить?
<1962>
Н.М. Рубцов
Наречие.
Функциональная омонимия качественных наречий
и кратких прилагательных среднего рода.
Стилистически окрашенная лексика.
1. Запишите в Поэтическую тетрадь
фрагмент стихотворения Федора Ивановича
Тютчева.
2. О какой «воздушной арке» говорится в
тексте? Напишите, как называется этот
художественный прием.
NB! При затруднении ищите
подсказку в §5 учебника «Русская речь». 6-й
класс»).
3. Озаглавьте стихотворение. В скобках
укажите, что в нем отражено: тема или идея. Если
можете, подберите два заглавия.
4. Подумайте, как «обыгрываются» в
поэтическом тексте прямое и переносное значения
в слове радужный. Перепишите словарную
статью к слову радужный из словаря С.И.
Ожегова (инд. 5).
5. Подберите синонимы к наречиям неожиданно,
ярко из стихотворения и запишите полученные
пары слов.
6. Докажите, что в данном тексте слово ярко
является наречием. Придумайте и запишите
предложения, в которых бы это слово было кратким
прилагательным. Покажите, как изменился его
морфемный состав и синтаксическая функция в
предложении.
NB! В случае затруднения
обратитесь к схеме:
ГЛАГ. + НАРЕЧИЕ;
СУЩ. + КРАТКОЕ ПРИЛАГ.
7. Сделайте синтаксический разбор
первого предложения с полной характеристикой.
NB! Воздушная арка – целостное
сочетание, один член предложения; как – в данном
случае – частица, не член предложения, свой –
местоимение.
8. Отношение лирического героя Тютчева
к природе можно выразить так: трепет, восторг,
преклонение. Эти чувства помогают выразить слова
книжного, высокого стиля, а также устаревшая
лексика. Найдите в стихотворении, проверяя себя
по словарю, слова с соответствующими словарными
пометами (книжн.), (высок.), (устар.), подберите к
каждому слову нейтральный (общеупотребительный)
синоним. Например: уста (устар.) – губы.
9. Вспомните текст и запишите название
изученного в 5-м классе стихотворения Ф.И.
Тютчева.
10. Выучите первую строфу
стихотворения, подготовьтесь к его выразительному
чтению и самодиктанту (письму по памяти) в
классе.
* * *
Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба охватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном5 виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его – лови скорей!..
<1865>
Ф.И. Тютчев
Правописание местоимений.
Правописание приставок.
Публицистический стиль
1. Прочитайте и запишите в Поэтическую
тетрадь стихотворение поэта 2-й половины ХХ века Вадима
Шефнера.
2. Известно, что чудеса – это что-то
поразительное и удивляющее своей необычностью.
Тогда почему поэт призывает к ним не привыкать? О
каких «чудесах» говорится в поэтическом тексте?
Что нужно сделать, каким нужно быть, чтобы их
увидеть? Поразмышляйте. (Письм. 3–4 предл.)
3. О чем этот текст? Сформулируйте тему.
4. Подчеркните ключевое предложение
стихотворения и сформулируйте его основную
мысль своими словами (письм.).
5. Какая форма глаголов выражает
призыв? Приведите примеры.
6. Сделайте орфографический анализ
слов (инд. 6).
7. Сделайте синтаксический разбор с
полной характеристикой и схемой (инд 4).
NB! Будьте внимательны при
определении сказуемого, не попадите впросак. Да и
второстепенные члены требуют к себе внимания…
8. Подготовьте выразительное чтение
наизусть и письмо по памяти (самодиктант) в
классе первой строфы (8 строк) стихотворения.
Не
привыкайте к чудесам,
Дивитесь6 им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам –
Ничто6 не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье4.
Все будет так и все не так
Через одно мгновенье!
Вадим Шефнер
Деепричастие.
Деепричастный оборот
1. Прочитайте и запишите в Поэтическую
тетрадь стихотворение поэта 2-й половины ХХ века Николая
Михайловича Рубцова.
2. Найдите и подчеркните в тексте
сравнения, которые характеризуют его тему.
Попробуйте догадаться, о чем идет речь.
Озаглавьте стихотворение.
NB!!! Учтите, что глаголы,
характеризующие предмет речи (смеется, смотрит,
снится, разгневается), употреблены в
переносном смысле.
3. Запишите толкование слова допотопный.
Вспомните историю его происхождения
(этимологию). В каком значении употреблено слово
Н.М. Рубцовым?
4. Сделайте морфемный анализ слов
(инд. 2) и фонетический анализ (инд. 1).
5. Сделайте синтаксический разбор с
полной характеристикой и схемой (инд. 4).
NB!!! Меж (устар.) – предлог (ср.
между)
6. Вспомните изученные стихотворения
Н.М. Рубцова и запишите их названия.
7. Подготовьте выразительное
чтение наизусть и письмо по памяти
(самодиктант) в классе первых восьми строк стихотворения.
ПРИРОДА
Звенит, смеется, как младенец.
И смотрит солнышку вослед.
И меж домов, берез1, поленниц
Горит, струясь, небесный свет4.
Как над заплаканным2 младенцем,
Играя2 с нею, после гроз
Узорным чистым полотенцем
Свисает радуга с берез.
И сладко, сладко ночью звездной
Ей снится дальний скрип телег…
И вдруг разгневается грозно2,
Совсем как взрослый человек!
Как человек богоподобный,
Внушает в гибельной борьбе
Пускай не ужас допотопный,
Но поклонение себе!..
<1965>
Николай Рубцов
|