ИГРАЕМ ВСЕРЬЕЗ
В нынешнем учебном году в нашей школе был
создан клуб «Умницы и умники», члены которого –
ученики 7–8-х классов. Мы уже провели три игры. Они
вызвали большой интерес у детей и порадовали нас,
учителей, потому что показали, как серьезно
(иногда всей семьей) готовятся умники к каждому
туру.
Имею смелость послать вам свой сценарий игры,
посвященной лингвистическим словарям. Она
потребовала наиболее напряженной подготовки,
консультаций учителей, глубокой работы с
различными словарями. Но результат стоил всех
трудов: ученики хорошо усвоили азы
лексикографии, познакомились с известными
русскими учеными-лексикографами, получили
навыки грамотного пользования словарями.
Н.П. ШМАТКОВА,
школа № 23,
хутор Братский,
Краснодарский край
Игра «Умники и умницы»,
посвященная лингвистическим
словарям
Цели игры:
– формировать у школьников умения и
навыки самостоятельной работы с научной и
научно-популярной литературой получение знаний
по теме игры: история русской лексикографии и
известные отечественные ученые-лексикографы,
виды лингвистических словарей и их структура;
– отработать навыки грамотного пользования
разными видами лингвистических словарей;
– воспитывать у детей любовь к русскому языку,
показывая с помощью словарей его неисчерпаемые
богатства;
– повышать общую эрудицию и культуру учеников,
развивать интерес к научной деятельности.
Оформление читального зала школьной
библиотеки:
1) выставка лингвистических словарей
«Словарь – это книга книг»;
2) выставка научной и научно-популярной
литературы «Что нужно знать о словарях»;
3) портреты ученых-лексикографов;
4) плакаты.
Словарь – это вся вселенная в
алфавитном порядке. Если хорошенько подумать,
словарь – это книга книг. Она включает в себя все
другие книги, нужно лишь извлечь их у нее.
А.Франс
Язык – это инструмент, надо учиться
языку, надо расширять свой лексикон, учиться
облекать свои впечатления в более совершенную,
яркую, простую форму...
М.Горький
Необходимо широкое знакомство со всем
запасом слов богатейшего нашего словаря и
необходимо умение выбирать из него наиболее
точные, ясные, сильные слова.
М.Горький
Определите точно каждое слово, и вы
избавитесь от половины заблуждений.
Декарт
Проведение игры
Ученик (помощник ведущего):
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать,
Они дались не даром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой...»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
С.Я. Маршак
Ведущий.
– Я приветствую участников игры
«Умницы и умники» – умников и теоретиков,
уважаемых судей и дорогих гостей. Наша игра
посвящена верным друзьям и незаменимым
помощникам человека – словарям. Трудно
переоценить ту роль, которую они играют в нашей
жизни. Словари не только помогают правильно
писать слова, определять их значение, объяснять
происхождение, но и расширяют кругозор, дают
новые сведения из разных областей науки, техники,
искусства и литературы, развивают нашу культуру
речи, приобщают к культуре народа. Чем раньше вы
заведете крепкую дружбу со словарями, научитесь
ими грамотно пользоваться, тем шире раздвинутся
для вас горизонты мира, основательнее будут ваши
знания.
Представление членов ареопага.
Правила игры
Игра состоит из четырех агонов: трех
отборочных и четвертого финального. В первых
двух агонах участвуют шесть человек –
победители предварительно проведенного
конкурса «Грамотность всегда важна, грамотность
везде нужна». В третьем агоне играют умники,
получившие на протяжении игры наибольшее
количество орденов. В четвертом, финальном агоне
принимают участие победители первых трех туров.
Для победы в агоне достаточно ответить
правильно на два вопроса. На красной дорожке
ошибаться нельзя, но она самый короткий путь к
победе: если все участники агона ответили на два
вопроса, предпочтение отдается игроку на красной
дорожке. На желтой дорожке можно ошибаться один
раз, на зеленой дважды.
Первый агон
Из истории отечественной
лексикографии
Для розыгрыша дорожек проводится
конкурс красноречия: за 40 секунд участники
должны произнести гимн словарям (задание дается
за день до игры).
Вопросы
1. Благодаря каким двум событиям на
Руси стало возможным появление письменности, а
вместе с ней развитие образования, культуры,
науки, в том числе и такой области языкознания,
как лексикография?
(Создание Кириллом и Мефодием
славянской азбуки в 863 году и принятие Русью
христианства в 988 году.)
2. Словарь – какое привычное для нас
слово! А как назывались словари на Руси в средние
века?
(«Азбуковник». «Алфавит»,
«Лексикон».)
3. Корни отечественной лексикографии
уходят в глубину веков. Ученые предполагают, что
уже к концу X века на Руси существовали
переводные словарики, а в XIII веке появились
своеобразные толковые словари при рукописях, в
них объяснялось значение непонятных для
читателей слов. Какой словарь является самым
древним из дошедших до наших дней? К какому виду
лингвистических словарей он относится?
(Самый древний словарь помещен в
Новгородской Кормчей книге за 1282 год, он
называется «Ръчь жидовъского азыка преложена на
роускоую, неразумно на розоумъ...», т.е. перевод с
еврейского языка на русский, непонятного на
понятное. В переводном словарике 174 слова.)
4. На какие виды делятся
лингвистические словари? В каких случаях к
словарям какого вида мы прибегаем?
(Одноязычные и переводные – дву- и
многоязычные. Одноязычными лингвистическими
словарями мы пользуемся для глубокого освоения
родного языка, а переводными при изучении
иностранных языков.)
5. В 1783 году была основана Российская
академия наук, которая одним из важнейших своих
дел считала создание словаря русского
литературного языка. Как назывался первый
академический словарь русского языка, в какие
годы он появился, кто из известных вам людей
принял участие в его подготовке?
(«Словарь Академии Российской»,
1789–1794 гг. 43257 слов. Над ним, помимо ученых и
представителей духовенства, работали
Е.Р. Дашкова, А.И. Мусин-Пушкин,
Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин,
И.Ф. Богданович.)
6. Какой тип словаря в лексикографии
называется тезаурусом? Приведите хотя бы один
пример словаря-тезауруса.
(Тезаурус – тип словаря,
отражающий словарный состав языка в полном
объеме. Толковый словарь... В.И. Даля, «Словарь
русского языка» А.А. Шахматова.)
8. Какой тип словаря в лексикографии
называется глоссарием? Встречались ли вы с таким
словарем?
(Глоссарий – словарь
малоупотребительных слов с их толкованиями.
Примеры – словари произведений художественной
литературы в конце XVIII– XIX веков.)
9. Этот писатель навечно вошел в
историю русской литературы благодаря одной
своей очень поучительной комедии, но он также
оставил след и в отечественной лексикографии,
став автором первого в русском языке словаря
синонимов, который назывался «Опыт российского
сословника» и насчитывал всего 32 синонимических
гнезда из 105 слов. Кто сей писатель и ученый?
(Д.И. Фонвизин.)
Второй агон
Известные русские
ученые-лексико-графы и их словари
Конкурс красноречия для розыгрыша
дорожек: похвальное слово любимому
лингвистическому словарю.
Вопросы
1. Этот великий русский ученый стоит у
истоков отечественного языкознания. Его
изыскания в области лексикологии, научные труды
по теории стилей литературного языка легли в
основу первого академического толкового
словаря. Вы можете назвать имя этого ученого?
(Михаил Васильевич Ломоносов)
2. Огромна заслуга этого языковеда в
теории и практике отечественной лексикографии. В
1940 году была напечатана его статья «Опыт общей
теории лексикографии», которая вошла в золотой
фонд русской лингвистики, потому что в ней
впервые дана характеристика разных типов
словарей, четко разграничены энциклопедические
и лингвистические словари, убедительно доказано,
что толковый словарь должен содержать лишь те
сведения о значениях слова, которые известны
обычному носителю языка. Назовите имя этого
выдающегося русского лингвиста.
(Лев Владимирович Щерба)
3. Академик Измаил Иванович
Срезневский работал в области истории и
диалектологии русского языка, был большим
знатоком древнерусской литературы. Он автор
необыкновенного словаря, благодаря которому
русский язык предстает перед нами в его
историческом развитии. Знаком ли вам этот
словарь?
(«Материалы для словаря древнерусского языка
по письменным памятникам», 1893–1903 гг.)
4. Этот ученый отрицательно относился к
заимствованным словам и считал, что литературный
язык должен основываться на народном языке. По
его мнению, в языке нет плохих и хороших слов, все
они имеют право на существование, если
употребляются в народе. По созданному им словарю
можно изучать диалекты русского языка,
знакомиться с профессиональной и жаргонной
лексикой, словами различных ремесел, сельского
хозяйства и так далее. Назовите этого ученого и
его словарь.
(В.И. Даль. «Толковый словарь живого
великорусского языка»)
5. Знаменитый языковед стал самым
молодым академиком в истории русской филологии.
Он получил это ученое звание в 35 лет. Широк спектр
его научных интересов: история русского языка,
диалектология, славистика (т.е. сравнительное
изучение славянских языков) и т.д.
Во 2-й половине XIX века Российская Академия наук
готовила к изданию новый толковый словарь
русского языка. В 1895 году редактором словаря стал
этот молодой ученый. Он решил создать не словарь
литературного языка, а словарь русского языка
вообще, тезаурус, поэтому в него входили и
областная лексика, и устаревшие слова. Ранняя
смерть помешала языковеду довести дело до конца,
словарь остался незавершенным. О каком
знаменитом лингвисте шла речь?
(Алексей Александрович Шахматов)
Дмитрий Николаевич Ушаков
|
6. Известный русский лингвист
поражал современников благородством своей души,
разнообразием интересов: он был великолепным
педагогом, хорошим художником и настоящим
ученым, много сделавшим для развития
отечественного языкознания. Его ученики
утверждали, что к нему «можно применить то, что
говорят о немецком поэте Гете его биографы –
самое лучшее из всего того, что он сделал, это его
собственная жизнь».
Благодаря этому ученому, еще в 30-х годах XX века
учащиеся школ получили «Орфографический
словарь», но известнее в нашей стране другой его
словарь, ныне несколько устаревший, но наиболее
полно отражающий изменения в русском языке после
Октябрьской революции 1917 года, в 20–30-х годах XX
века. О каком ученом и каком словаре идет речь?
(Дмитрий Николаевич Ушаков.
«Толковый словарь русского языка» в 4-х томах;
1934–1940 гг.; 85289 слов)
7. Этот знаменитый русский ученый внес
огромный вклад не только в развитие языкознания,
но и в теорию литературы. Его выдающиеся заслуги
оценены по достоинству: он был профессором
Московского и Ленинградского университетов, в
50–60-е годы XX века возглавлял Институт
языкознания АН СССР и Институт русского языка АН
СССР. Многие зарубежные академии избирали его
своим почетным членом: болгарская, польская,
датская, французская и другие.
Этот ученый являлся членом редакционной
коллегии многих академических словарей, но
главная его заслуга в том, что он руководил
работой по составлению «Словаря языка
А.С. Пушкина» – первого в русской
лексикографии словаря языка отдельного
писателя. Кто этот замечательный ученый-лингвист
и литературовед?
(Виктор Владимирович Виноградов)
8. Кропотливая работа по составлению
словаря требует от лексикографа физической
выносливости, собранности, аккуратности.
Воспитать в себе эти качества помогает спорт.
Ученый, о котором сейчас идет речь, свободное
время отдавал гимнастике, конному спорту,
футболу. А трудолюбие этого человека было
образцом для всех окружающих.
Величайшая заслуга ученого – в создании
однотомного толкового словаря, продолжающего
традиции его учителя Д.Н. Ушакова. Сейчас этот
«Словарь русского языка» самый популярный среди
толковых, переиздается чуть ли не каждый год и в
народе носит имя своего автора. Назовите это имя.
Сергей Иванович Ожегов
|
(Сергей Иванович Ожегов)
9. Толковый словарь С.И. Ожегова,
безусловно, замечательный справочник по русской
лексике: достаточно объемный по словнику,
удобный для пользования. Именно поэтому после
смерти автора было решено продолжить
систематическое переиздание словаря с
дополнениями и исправлениями: ведь язык, как и
жизнь, не стоит на месте, он развивается,
изменяется. Работу над словарем возглавила
коллега С.И. Ожегова, сотрудничавшая с ним
долгие годы. Известно ли вам ее имя?
(Член-корреспондент Российской
академии наук Наталья Юльевна Шведова)
Третий агон
Знаете ли вы лингвистические словари?
Для розыгрыша дорожек – практическое
задание трем игрокам: используя нужные виды
лингвистических словарей, ответить на вопросы
(на скорость).
Задание для первого игрока
1. Сколько лексических значений имеет
слово родина?
2. Каково происхождение слова родина?
Задание для второго игрока
1. Каково лексическое значение слова анчутка
в кубанском говоре?
2. Как слово анчутка толкует В.И. Даль?
Задание для третьего игрока
1. Каково лексическое значение
фразеологизма кошки скребут на душе?
2. Есть ли у этого устойчивого сочетания
фразеологические синонимы?
Вопросы
1. Этот словарь служит для объяснения
значения слов языка, а также показывает условия
их правильного употребления. Что это за словарь? (Толковый
словарь.)
Скажите, кто первый ввел этот привычный нам
термин в русскую лексикографию?
(В.И. Даль, назвавший свой словарь
«Толковым словарем живого великорусского
языка».)
2. С помощью этого словаря вы узнаете о
происхождении слова и об истории его развития до
наших дней. Назовите этот словарь.
(Этимологический словарь)
Благодаря этимологическому словарю мы
узнаем удивительную историю о том, как потеряло
свой корень одно всем известное слово. Кстати,
это единственное слово в русском языке, в котором
не вычленяется самая главная морфема – корень.
Знакомо ли вам это слово?
(Вынуть)
3. В этом словаре собраны слова, близкие
по своему лексическому значению, отличающиеся
лишь смысловыми оттенками этого значения и
стилистической окраской. О каком словаре идет
речь?
(Словарь синонимов)
В любом языке есть группы слов с
приблизительно одинаковыми значениями. Ученые
называют такие группы синонимическими рядами,
как раз они и собраны в словаре синонимов. Как
называется слово из всего синонимического ряда,
которое является заглавным в словарной статье?
Какими лексическими свойствами оно должно
обладать?
(Доминанта – «господствующий»
(лат.). Это стилистически нейтральное
общеупотребительное слово, которое наиболее
часто встречается в речи.)
4. Имея под рукой этот словарь, вы
никогда не ошибетесь в написании самого трудного
слова или его формы. Какой это словарь?
(Орфографический словарь)
Каждое слово в орфографическом
словаре снабжено грамматическими пометами.
Объясните, что означают грамматические пометы,
относящиеся к слову домишко:
домишко – а, мн. -шки, -шек, м.
(В родительном падеже единственного
числа у слова окончание -а, форма
именительного падежа множественного числа – домишки,
родительного падежа множественного числа — домишек,
это слово мужского рода.)
5. Этот словарь помогает обогатить
словарный запас человека образными выражениями.
Он толкует лексическое значение устойчивых
сочетаний слов, выявляет морфологические и
синтаксические свойства данных единиц языка.
Какой словарь имеется в виду?
(Фразеологический словарь)
Фразеологический словарь объясняет
лексическое значение фразеологизмов, дает им
грамматическую, а иногда и синтаксическую
характеристику, каждая словарная статья
иллюстрируется примерами из русской
художественной литературы. А какие еще
чрезвычайно интересные сведения о
фразеологизмах можно почерпнуть из этого
словаря?
(Словарные статьи могут завершаться
историко-этимологической справкой, в которой
сообщается об истории происхождения
фразеологизма или объясняются входящие в его
состав устаревшие слова, архаические
грамматические формы)
6. В этом словаре представлены слова с
противоположным лексическим значением. Как он
называется?
(Словарь антонимов)
Пара антонимов – это равноправные
слова, главного слова среди них нет. Какой же из
антонимов в словаре ставится на первое место?
Каким правилом пользуются составители словаря
антонимов? Исходя из этого принципа, какое слово
из антонимической пары вы поставите первым:
глупый или умный?
мириться или ссориться?
(Составители словаря антонимов на
первое место ставят слова, обозначающие
положительные свойства, признаки или действия,
говорящие о наличии, а не об отсутствии чего-либо.
Исходя из этого принципа, слова в антонимических
парах следует поставить так: умный – глупый;
мириться – ссориться.)
7. Этот словарь поможет разобраться в
том, как образуются слова в современном русском
языке, с помощью каких словообразовательных
средств это осуществляется. Что это за словарь?
(Словообразовательный словарь)
Однокоренные слова в данном словаре
собраны в словообразовательные гнезда.
Возглавляют гнезда исходные слова, в подавляющем
большинстве непроизводные. Именно с исходных
слов начинается ступенчатый процесс
словообразования. Назовите общий для всех частей
речи способ образования нового слова на первой
ступени словообразования.
(Суффиксальный способ)
8. Узнать, из каких языков пришли в
русский слова-чужестранцы, поможет именно этот
словарь. Какой?
(Словарь иностранных слов)
Русский язык на всем протяжении своего
существования и развития заимствовал слова из
языков других народов. Главное для участников
этого процесса – соблюдать меру, не перенасыщать
свою речь в угоду моде иностранными словечками,
помнить о необыкновенном богатстве родного
языка. В словаре иностранных слов толкуется
иноязычное слово, указывается источник
заимствования и часто промежуточный язык, из
которого слово непосредственно пришло в русский.
Но объемные, академические словари иностранных
слов дополнены разделом, где мы можем увидеть
слова в латинском написании. Что это за слова и
выражения?
(Это слова и выражения, встречающиеся
в русской литературе в латинском написании.
Большей частью они относятся к так называемым
крылатым словам и выражениям. Существует и
специальный словарь, в котором собраны самые
распространенные из них.)
9. Если вы хотите произносить слова с
правильным ударением, верно образовывать
грамматические формы слов и вообще обладать
безукоризненным произношением, не расставайтесь
с этим словарем. Каким?
(Орфоэпический словарь. Его варианты:
«Русское литературное произношение и ударение»,
«Словарь ударений».)
Орфоэпический словарь помогает нам
правильно произносить отдельные звуки и
сочетания звуков в словах, особенно если они
заимствованные, ставить ударение в нужном месте.
Этот словарь очень строг, потому что имеет целую
систему запретительных помет. Назовите эти
пометы.
(«Не рекомендуется», «неправильно»,
«грубо неправильно».)
Четвертый агон
В.И. Даль и его «Толковый словарь
живого великорусского языка».
В.И. Даль
|
Для розыгрыша дорожек конкурс
красноречия: ответ на вопрос: «В чем подвиг
В.И. Даля – ученого и человека?»
Вопросы
1. Сколько лет работал В.И. Даль над
своим «Толковым словарем...»?
(53 года)
2. С какого года В.И. Даль стал
собирать и записывать слова живого народного
русского языка? Каким было первое записанное им
слово?
(В 1819 году в Новгородской губернии
мичман Даль записал заинтересовавшее его слово замолаживать
(иначе пасмурнеть, клониться к ненастью). С
этого слова и началось собирание им народных
слов.)
3. Сколько слов включает в себя
«Толковый словарь живого великорусского языка»?
Сколько слов из общего количества собрано и
растолковано самим В.И. Далем?
(200 тысяч слов; 80 тысяч собрано самим
Далем, 120 тысяч взято из других словарей.)
4. Каким способом расположил Даль слова
в «Толковом словаре....»?
(Алфавитно-гнездовым)
5. В состав «Толкового словаря...» в
качестве иллюстративного материала входят
пословицы и поговорки, собранные и записанные
В.И. Далем. В 1862 году они вышли отдельным
изданием. Сколько же пословиц, поговорок,
прибауток, загадок русского народа собрал Даль?
(30 тысяч)
6. Всем известно о дружбе В.И. Даля с
А.С. Пушкиным. Каким словом, позаимствованным у
Даля, великий поэт называл свой сюртук?
(Выползина – сброшенная змеей
кожа.)
7. Значение какого слова Даль не только
растолковал, но и проиллюстрировал рисунками?
(Шляпа)
8. Что написал В.И. Даль внизу на
последней странице своего четырехтомного
словаря?
(Конец)
9. Сколько изданий «Толкового
словаря...» вышло при жизни В.И. Даля?
(Одно издание)
Подведение итогов игры. Награждение
победителя. Принятие в число умников тех, кто
впервые получил орден.
Ведущий.
– Наша игра подходит к концу.
Надеюсь, что в те несколько недель, которые были
посвящены подготовке к нашей сегодняшней
встрече, вы поняли, какое богатство содержится в
словарях, и почувствовали благодарность к их
авторам и уважение к словарям. Надеюсь, что
отныне многие из них будут вашими настольными
книгами.
Ученик.
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми, населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь.
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.
Уважаем государь
По прозванию Словарь,
Даже Пушкин, я об этом
Достоверно говорю,
Не однажды за советом
Обращался к словарю.
Он связует новь и старь,
И тебе всегда, как другу,
Оказать готов услугу
Русской речи государь
По прозванию Словарь!
Рекомендательный список литературы для
подготовки к игре
Словари
1. Ахманова О.С. Словарь
лингвистических терминов. М.: Сов. энциклопедия,
1969.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого
великорусского языка. В 4-х томах. М.: Русский язык,
1999.
3. Жуков В.П. и др. Словарь
фразеологических синонимов русского языка. М.:
Русский язык, 1987.
4. Жуков В.П. Школьный
фразеологический словарь русского языка. М.:
Просвещение, 1980.
5. Львов М.Р. Словарь антонимов
русского языка. М.: Русский язык, 1985.
6. Макаров В.И., Матвеева Н.П.
Словарь лексических трудностей художественной
литературы. Киев: Рад. школа, 1989.
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.
Толковый словарь русского языка. М.: ООО «ИТИ
Технологии», 2003.
8. Орфографический словарь русского
языка. М.: Русский язык, 1999.
9. Орфоэпический словарь русского
языка: Произношение, ударение, грамматические
формы. М.: Русский язык, 1987.
10. Современный словарь иностранных
слов: толкование, словоупотребление,
словообразование, этимология. М.: Цитадель, 2000.
11. Тихонов А.Н. Школьный
словообразовательный словарь русского языка. М.:
Просвещение, 1978.
12. Ткаченко П. Кубанский говор.
Опыт авторского словаря. М.: Граница, 1998.
13. Цыганенко Г.П.
Этимологический словарь русского языка. Киев:
Рад. школа, 1989.
Учебная, научная и научно-популярная
литература
1. Баранкова Г.С., Еськова И.Б.
Из истории отечественной филологии. Рус.
словесность, 1998, № 1.
2. Бельчиков Ю.А. «Словарь
русского языка» и научная деятельность С.И.
Ожегова. Русская словесность, 1996, № 6.
3. Гетман И.М. Твой друг словарь.
Книга для учащихся. Киев: Рад. школа, 1990.
4. Гетьманенко Н.И. Екатерина
Дашкова и создание первого академического
словаря русского языка. Рус. язык, 2000, № 31.
5. Ефимов А.И. М.В. Ломоносов и
русский язык. М.: Изд-во Московского. ун-та, 1961.
6. Крысин Л.П. О Д.Н. Ушакове и
«ушаковском» словаре. Русский язык, 1997, № 25.
7. Люстров З.Н. и др. Беседы о
русском слове. М.: Знание, 1976.
8. Порудоминский В.П. Про
В.И. Даля и его словарь. М.: Дет. лит., 1979.
9. Русский язык: Энциклопедия. М.: Сов.
энциклопедия, 1979.
10. Сергеев В.Н. Словари – наши
друзья и помощники. Книга для уч-ся. М.:
Просвещение, 1984.
11. Сморгунова Е.М. Первоучители
славян – солунские братья Кирилл и Мефодий.
Русский язык, 1996, № 20.
12. Современный русский язык: Часть 1.
Лексика и фразеология: Учебник для вузов / Под
ред. Д.Э. Розенталя. М.: Высшая школа, 1979.
13. Тихонова Е.Н. Кружок любителей
русской лексикографии. РЯШ, 2001, № 2.
14. Ширяев Е.Н., Шахматов А.А.
Русский язык, 2000, № 18.
15. Энциклопедический словарь юного филолога
(языкознание). Составитель М.В. Панов. М.:
Педагогика, 1984.
|