УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва
В те дни, когда в садах Лицея...
Внеклассное занятие,
посвященное 195-летию со дня открытия
Царскосельского Лицея
(Заочная экскурсия в Царскосельский
Лицей)
9-й класс
1-я сцена
1-й ведущий
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
– писал самый знаменитый выпускник
Лицея, прославленный русский поэт Пушкин.
2-й ведущий
А. Дельвиг
|
19 октября 2006 г. исполняется 195
лет со дня открытия Царскосельского Лицея. В
числе его первых питомцев оказались будущие
видные деятели русской культуры XIX века: И.Пущин,
А.Горчаков, А.Дельвиг. Все они выдержали строгий
вступительный экзамен.
1-й ведущий
12 августа 1810 года Александр I
подписал проект, составленный министром
Михаилом Сперанским, «о создании в двадцати
верстах от столицы особенного, закрытого
учебного заведения, где небольшое число
дворянских детей должны получать наилучшее
образование, чтобы потом наилучшим образом
участвовать в управлении и просвещении России».
Чтец 1
Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей, –
Тогда гроза двенадцатого года
Еще спала. Еще Наполеон
Не испытал великого народа –
Еще грозил и колебался он.
Вы помните...
2-й ведущий.
Распорядок дня в Лицее строился
следующим образом:
Вставали в 6 утра и шли на молитву.
С 7 до 9 – занятия.
В девять часов – чай и первая прогулка.
С десяти до двенадцати часов опять класс.
От двенадцати до часа – вторая прогулка, обед.
От двух до трех – чистописание или рисование.
В пять часов – чай и прогулка.
Вечер – повторение уроков, отдых.
В десять часов – вечерняя молитва и сон.
Вместе мальчишкам неплохо жилось, правда, нельзя
было ездить домой и очень редко они виделись с
родителями. Уроков было немало, но и немало забав.
Василий Федорович Малиновский, директор Лицея,
хочет занять, просветить, развить своих
воспитанников.
2-я сцена
Чтец 2
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны...
1-й ведущий
И. Пущин
|
Пушкин жил в 14-й комнате на 4-м
этаже, соседом его был Иван Пущин. В каждой
комнате, – вспоминал Пушкин, – железная кровать,
комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания,
вместе и ночной. На конторке чернильница и
подсвечник со щипцами.
Лицей – маленькое, четырехэтажное здание.
Инспекторы, гувернеры живут внизу, там же
хозяйственное управление. Второй этаж –
столовая, больница, канцелярия, конференц-зал.
Третий этаж – учебный – на нем располагались
классы и библиотека.
Чтец 1
Вы помните ль то розовое поле,
Друзья мои, где красною весной,
Оставя класс, резвились мы на воле
И тешились отважною борьбой?
3-я сцена
2-й ведущий
Закончилась война с французами,
Наполеон разбит. А жизнь в Лицее проходила своим
чередом. Наступил 1815 год, пришла пора публичного
экзамена.
Чтец 2
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны...
И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
А. Горчаков
|
1-й ведущий
О публичном экзамене заранее было
объявлено в газете. Воспитанники отчитывались по
всем предметам. В экзаменационной комиссии сидел
сам Гаврила Романович Державин, первый поэт
России. Его присутствие Пушкина волновало больше
всего. Позже талантливый лицеист вспоминал о
своем выступлении: «Наконец вызвали меня. Я
прочел мои “Воспоминания в Царском Селе”, стоя в
двух шагах от Державина. Я не в силах описать
состояние души моей: когда я дошел до стиха, где
упоминалось имя Державина, голос мой отрочески
зазвенел, а сердце забилось с упоительным
восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение, не
помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он
меня требовал, хотел обнять... Меня искали, но не
нашли...».
Чтец 1
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.
С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
Его ленивою волной;
А там в безмолвии огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не се ль Минервы росской храм?
2-й ведущий
Голос Александра Пушкина дрожал,
срывался, когда он сдавал экзамен на высокое
звание русского поэта. Друзья не узнавали своего
одноклассника. Они слушали знакомые стихи,
понимая, что этот юноша с пылающим лицом, с
особенным выражением горящих глаз – гениальный
поэт.
Чтец 2
Пою мои мечты, природу и любовь,
И дружбу верную, и милые приметы,
Пленявшие меня в младенческие леты,
В те дни, когда, еще не знаемый никем,
Не зная ни забот, ни цели, ни систем,
Я пеньем оглашал приют забав и лени
И царскосельские хранительные сени.
1-й ведущий
Источником вдохновения юного поэта
часто служили живописные уголки царскосельских
парков. Он любил бродить в одиночестве по аллеям,
берегам прудов и каналов. Он слушал пение птиц и
любовался закатом.
Чтец 1
Итак, я счастлив был, итак, я
наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался...
И где веселья быстрый день?
Промчался лётом сновиденья,
Увяла прелесть наслажденья,
И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!..
4-я сцена
2-й ведущий
В. Кюхельбекер
|
В мае 1815 года
«Санкт-Петербургские ведомости» приглашают
«публику и родителей» на выпускные экзамены. В
течение 17 майских дней они сдали 15 экзаменов.
Пушкин оказался по успеваемости 26-м из 29
выпускников. О молодом поэте в аттестате была
сделана запись: «В познании языков: российского
– очень хорошо, французского – хорошо, немецкого
– не учился, в арифметике знает до тройного
правила, в познании общих свойств тел – хорошо, в
начальных основах географии и начальных основах
истории – имеет представление».
Чтец 2
Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
1-й ведущий
19 октября 1811 года в Царском Селе близ
Петербурга тридцать мальчиков сели за парты и
стали одноклассниками. Через шесть лет почти все
они получат аттестаты. Они были обычными
лицеистами, из которых вышли поэты, министры,
офицеры, «государственные преступники»,
сельские домоседы и неугомонные
путешественники. В детстве они читали повести о
греческих и римских героях, при жизни и вскоре
после смерти они сами становятся легендой,
преданием.
Без их дружбы Пушкин не стал бы Пушкиным.
Литература
1. Ермакова С.О. Царское Село и
Павловск. М.: Вече, 2005. С. 118–133.
2. Эйдельман Н.Я. Прекрасен наш союз //
Эйдельман Н.А. Твой XVIII век. Прекрасен наш союз.
М.: Мысль, 1991. С. 221–395.
|