УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.
Изучение обособленных членов
предложения
на материале повести А.Пушкина
«Капитанская дочка»
Урок-игра
8-й класс
Цель: обобщить и
систематизировать знания по теме «Обособленные
члены предложения», отработать навыки
пунктуации; повторить особенности строения
художественных текстов и их элементов. Учить
исследовать текст, наблюдать за его
архитектоникой, понимать замысел автора,
выделять основное в идейно-художественном
своеобразии произведения. Воспитывать интерес и
внимание к художественному тексту, умение
мыслить, задавать и решать проблемные вопросы.
Рекомендации и ход игры
Класс делится на команды (количество
команд не ограничено, в команде может быть любое
количество участников – от одного до...). Каждая
команда получает задание на карточке (учителю
надо позаботиться о достаточном количестве
карточек для всех желающих). После выполнения
первого задания команда получает следующее – и
так до тех пор, пока она не пройдет все этапы игры
(с «дистанции» можно сойти в любой момент). Пока
решается следующее задание, учитель сам или с
группой экспертов (а это могут быть
старшеклассники или ученики этого же класса)
проверяет карточки. Если групп много, задания
можно проверить и потом. Не обязательно
выполнять все задания. Большое количество баллов
можно набрать, выполняя задания на первых трех
карточках. Выигрывает та команда, которая
наберет наибольшее количество очков.
Приз – оценка, грамота самому знающему
– шоколад (скажем, для развития памяти) и т.п., тут
уж на что ваша фантазия горазда.
Карточка № 1
Портрет литературного героя
Илл. М.В. Нестерова
Задания
1. Определите, каким персонажам
принадлежат следующие портреты.
2. Расставьте знаки препинания в предложении.
3. В скобках кратко укажите причину обособления.
Каждое правильно выполненное
задание принесет вам 10 очков.
Каждая ошибка будет стоить вам 1 балла.
1. «...увидел я высокого барина лет
тридцати пяти с длинными черными усами в халате с
кием в руке и с трубкой в зубах... Он ротмистр
гусарского полку в Симбирске при приеме рекрут, а
стоит в трактире...»
_________________________________________________
2. «...молодой офицер невысокого роста с
лицом смуглым и отменно некрасивым но
чрезвычайно живым... это был офицер выписанный из
гвардии за поединок. Разговор его был остер и
занимателен».
_______________________________________________
3. «Она была в белом утреннем платье в
ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет
сорок. Лицо ее полное и румяное выражало важность
и спокойствие а голубые глаза и легкая улыбка
имели прелесть неизъяснимую».
____________________________ .
Ответы
1. «...увидел я высокого барина лет
тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате,
с кием в руке и с трубкой в зубах... Он ротмистр
гусарского полку в Симбирске при приеме рекрут, а
стоит в трактире». (Зурин) Обособленное
несогласованное определение.
2. «...молодой офицер невысокого роста, с
лицом смуглым и отменно некрасивым, но
чрезвычайно живым... это был офицер, выписанный из
гвардии за поединок. Разговор его был остер и
занимателен». (Швабрин) Обособленное
определение, выраженное причастным оборотом.
3. «Она была в белом утреннем платье, в
ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет
сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало
важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая
улыбка имели прелесть неизъяснимую». (Екатерина
II) Обособленные однородные определения после
определяемого слова.
Карточка № 2
Литературная почта
Задания.
1. Определите, каким персонажам
адресованы следующие письма.
2. Вставьте пропущенные слова.
3. Расставьте знаки препинания в
предложении.
4. Найдите фразеологизм и объясните его
значение.
Каждое правильно выполненное задание
принесет вам 10 очков.
Каждая ошибка будет стоить вам 1 балла.
1. «Любезный ___________ пожалуйста пришли
мне с моим мальчиком сто рублей которые ты мне
вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах.
Готовый к твоим услугам ___________ ».
2. «____________! Письмо твое в котором ты
просишь нас о родительском нашем благословении и
согласии ... мы получили и не только ни моего
благословения ни моего согласия дать тебе не
намерен но еще и собираюсь до тебя добраться да
за проказы твои проучить тебя путем как
мальчишку... Молю Бога чтоб ты исправился хоть и
не смею надеяться на его великую милость.
_______________».
3. «Государь _______________ отец наш
милостивый! Милостивое писание ваше я получил в
котором изволишь гневаться на меня раба вашего
что-де стыдно мне не исполнять господских
приказаний... А изволите вы писать что сошлете
меня свиней пасти и на то ваша барская воля. Засим
кланяюсь рабски. Верный ваш холоп _______________».
4. «_________________ Богу было угодно лишить
меня вдруг отца и матери не имею на земле ни родни
ни покровителей. Прибегаю к вам зная что вы
всегда желали мне добра и что вы всякому человеку
готовы помочь. Молю Бога чтоб это письмо к вам
как-нибудь до вас дошло!.. Батюшка ___________! Вы один у
меня покровитель заступитесь за меня бедную.
Упросите генерала и всех командиров прислать к
нам поскорее сикурсу да приезжайте сами если
можете. Остаюсь вам покорная бедная сирота
__________________».
Ответы
1. «Любезный Петр Андреевич,
пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто
рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне
крайняя нужда в деньгах. Готовый к твоим услугам
Зурин».
2. «Сын мой Петр! Письмо твое, в котором
ты просишь нас о родительском нашем
благословении и согласии, ... мы получили, и не
только ни моего благословения, ни моего согласия,
дать тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя
добраться да за проказы твои проучить тебя путем
как мальчишку... Молю Бога, чтоб ты исправился,
хоть и не смею надеяться на его великую милость.
Отец твой А.Г.».
3. «Государь Андрей Петрович, отец наш
милостивый! Милостивое писание ваше я получил, в
котором изволишь гневаться на меня, раба вашего,
что-де стыдно мне не исполнять господских
приказаний... А изволите вы писать, что сошлете
меня свиней пасти, и на то ваша барская воля.
Засим кланяюсь рабски. Верный ваш холоп Архип
Савельев».
4. «Петр Андреевич! Богу было угодно
лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле
ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная,
что вы всегда желали мне добра и что вы всякому
человеку готовы помочь. Молю Бога, чтоб это
письмо к вам как-нибудь до вас дошло!.. Батюшка
Петр Андреевич! Вы один у меня покровитель;
заступитесь за меня, бедную. Упросите генерала и
всех командиров прислать к нам поскорее сикурсу
да приезжайте сами, если можете. Остаюсь вам
покорная бедная сирота Марья Миронова».
Илл. Н.В. Фаворского
Карточка № 3
Бюро находок
Задания.
1. Определите, кому принадлежат
нижеперечисленные вещи.
2. Вставьте пропущенные буквы.
3. Запишите ваши ответы в виде предложений с
причастными и деепричастными оборотами.
Каждое правильно выполненное
задание принесет вам 10 очков.
Каждая ошибка будет стоить вам 1 балла.
1. В_здушный змей из г_ографической
карты.
2. Пр_дворный кал_ндарь.
3. Тру_ка, халат.
4. Т_пор.
5. Т_традка со стих_творениями.
6. Кувшин с в_дой.
7. Син_я заплатка на локте п_тертого зеленого
мундира.
8. Вяза_ая шерстя_ая фуфайка.
Ответы
1. Воздушный змей, сделанный из
географической карты, принадлежал Пете Гриневу.
2. Придворный календарь выписывал давно не
появлявшийся при дворе отец Петруши.
3. В халате, с кием в руках расхаживал Зурин,
попыхивая трубкой.
4. За полой у провожатого (Пугачева) Гринев увидел
плохо спрятанный топор.
5. Тетрадка со стихотворениями, написанными
Гриневым, оказалась в руках Швабрина.
6. Маша сидела на полу, рядом стоял кувшин с водой,
накрытый ломтем хлеба.
7. Инвалид Кузьмич сидел у окна, прилаживая на
локоть потертого мундира синюю заплатку.
8. Мать Петруши, одетая в вязаную шерстяную
фуфайку, варила медовое варенье.
Карточка № 4
Художественный салон
Задание. Допишите текст, указав,
что именно было изображено на лубочных картинках
(2 балла).
Расставьте недостающие знаки
препинания (1 балл).
Я вошел в чистенькую комнатку,
убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с
посудой; на стене висел диплом офицерский за
стеклом и в рамке; около него красовались
лубочные картинки, представляющие...
Ответ
... взятие Кистрина и Очакова, а также
выбор невесты и погребение кота.
Карточка № 5
Следственный отдел
Задания:
1. Найдите фактические ошибки.
2. Запишите исправленный вариант, используя
обособленные члены предложения.
Каждый правильный ответ вам
принесет 2 балла.
Каждый обособленный член предложения
даст вам возможность заработать 2 балла.
Каждая ошибка тоже будет стоить вам 2
баллов.
«В пятидесяти верстах от *** находится
село которое принадлежит двум помещикам. В одном
из барских флигелей показывают собственноручное
письмо Елизаветы Петровны за стеклом и в рамке.
Оно писано к отцу Петра Алексеевича и содержит
оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери
майора Миронова».
Ответ
«В тридцати верстах от *** находится
село, принадлежащее десятерым помещикам. В одном
из барских флигелей показывают письмо,
написанное собственноручно Екатериной II, за
стеклом и в рамке. Написанное к отцу Петра
Андреевича, оно содержит оправдание его сына и
похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова».
Илл. А.Н. Бенуа
Карточка № 6
Клуб знатоков
Задание
На поставленные вопросы ответьте
предложениями с обособленными приложениями.
Каждый правильный ответ вам принесет 5
баллов.
Каждая ошибка в построении
предложения или отсутствие приложения обойдется
вам в 2 балла.
1. Какое наказание грозило Гриневу до
того, как Маша Миронова отправилась в Петербург?
2. А.Пушкин закончил писать «Капитанскую дочку» 19
октября 1836 года. Известно, что поэт многие
стихотворения посвятил именно 19 октября. Почему?
Что это была за дата?
3. Как начиналась любимая песня Емельяна
Пугачева?
4. В каком чине был записан Петруша Гринев в
Семеновский полк еще до своего рождения?
5. Как умер дед Гринева?
Ответы
1. Петру грозило страшное наказание –
ссылка на вечное поселение в Сибирь.
2. «Капитанскую дочку» А.Пушкин закончил 19
октября 1936 года. Этот день – день основания
Царскосельского Лицея – поэт отметил многими
своими произведениями.
3. Народная песня «Не шуми, мати зеленая
дубровушка...», любимая песня Емельяна Пугачева,
после выхода в свет повести «Капитанская дочка»
приобрела еще большую популярность.
4. Свой первый чин – сержант гвардии – Петр
Гринев получил еще в утробе матери.
5. Дед Гринева – упрямый и гордый вояка – умер на
лобном месте.
Дополнительное задание (в случае
нескольких фаворитов можно разыграть как
аукцион, и тогда победительницей станет команда,
назвавшая пословицу последней).
Задание
Выпишите пословицы и поговорки,
которые встречаются в повести Пушкина
«Капитанская дочка».
Каждая пословица или поговорка
принесет вам 2 балла.
Ответы
Береги платье снову, а честь смолоду.
Семь бед – один ответ.
Зашел к куме, да засел в тюрьме.
Лошади чужие, хомут не свой, погоняй, не стой.
В огород летал, конопли клевал: швырнула бабушка
камушком, да мимо.
Стали к вечерне звонить, да попадья не велит.
Поп в гостях, черти на погосте.
Будет дождик – будут и грибки.
Частый гребень, да веник, да алтын денег.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Быль молодцу не укор.
Конь о четырех ногах, да спотыкается.
Вместе жить– вместе и умирать.
Незваный гость хуже татарина.
Небо с овчинку показалось.
Кто ни поп, тот батька.
Послужи верой и правдой.
Бог тебе судья.
Казнить так казнить, миловать так миловать.
С лихой собаки хоть шерсти клок.
Семи пядей во лбу.
Долг платежом красен.
Утро вечера мудренее.
Держать ухо востро.
Закутим, запьем – и ворота запрем.
Совет вам да любовь.
Не все то ври, что знаешь.
Итоги игры – это своеобразная
работа над ошибками. Ее можно провести на
следующем уроке коллективно. Можно предложить
командам поменяться карточками и проверить друг
друга. А можно предложить желающим создать свою
игру, свой лингвистический марафон на самую
любимую тему по одному художественному
произведению.
|