МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Е.Ю. КУЛАКОВА,
гимназия № 3,
г. Сургут
Комплексный анализ текста
Групповая работа
5-й класс
Очень хорош и красив чистый сосновый
бор. Идешь, и, точно огромные свечи, возвышаются
над головой стволы старых деревьев, чуть не
касаются неба своими вершинами. Седым мягким
мхом поросли невысокие кочки. Зеленеют блестящие
листья брусники. Через высокие вершины деревьев
пробиваются лучи солнца. Светлые золотистые
зайчики загораются на стволах.
Тихо в соснов_м лесу. Пахнет см_лой и з_млей.
Сказочными великанами ст_ят старые сосны среди
молодого подр_стающего леса. Одна к другой тесно
жмутся п_крытые зеленой хвоей молодые сосенки.
Ранней весной здесь р_стут сморчки, а летом
кр_суются желтые рыжики.
На болотистых местах располагается низкая
болотная осина. Идешь по сосновому болоту, и нет
конца мягким моховым кочкам с дозревающей
клюквой.
(По И.С. Соколову-Микитову)
1-я группа
1. Озаглавьте текст. Докажите, что это
текст.
2. Определите тему текста. Укажите ключевые слова.
Какие это части речи?
3. Определите тип речи (докажите свое мнение).
4. Укажите в тексте смысловые части. Озаглавьте
каждую часть. Обоснуйте свое мнение.
2-я группа
1. Вставьте пропущенные буквы, укажите,
в какой части слова пропущена орфограмма.
2. Из предложения (Светлые золотистые зайчики
загораются на стволах.) выпишите пары слов,
связанные подчинением и сочинением.
3. Найдите предложение во 2-м абзаце,
соответствующее схеме:
Выполните синтаксический разбор
предложения, дайте его характеристику.
4. В первом абзаце найдите предложение,
соответствующее характеристике: повествовательное,
невосклицательное, простое, двусоставное, в роли
сказуемых выступают краткие прилагательные.
Составьте схему предложения.
3-я группа
1. Укажите глаголы. В форме какого
времени они употреблены? По каким грамматическим
признакам вы определили время глаголов? С какой
целью автор их использует?
2. Докажите, что в предложении (Седым мягким мхом
поросли невысокие кочки.) существительное кочки
«командует» формами числа прилагательного невысокие
и глагола поросли.
3. Какую роль в создании этого текста играют
прилагательные? Попробуйте прочитать текст без
прилагательных. Что получилось?
4. Укажите грамматические признаки
существительного, прилагательного, глагола из
предложения (На болотистых местах
располагается низкая болотная осина.).
4-я группа
1. Во втором абзаце текста найдите
слова, имеющие противоположное значение.
2. Докажите, что слово седой имеет несколько
значений. (Обратитесь к словарю.)
3. Подберите к каждому слову сначала близкое по
значению слово, а затем слово с противоположным
значением:
чистый – ..., старый – ..., мягкий
– ..., низкий – ... .
5-я группа
1. Подберите однокоренные слова к слову
поросли.
2. В последнем абзаце найдите слово, которое в
своем составе имеет две приставки, корень,
суффикс, окончание, постфикс.
Подберите свои примеры, т.е. слова, имеющие такой
же состав.
3. Найдите однокоренные слова в предложениях
второго абзаца.
4. Выполните морфемный разбор слов идешь, тихо,
золотистые, вершинами.
6-я группа
1. Выпишите средства художественной
выразительности.
2. Определите их роль в тексте.
3. Как вы объясните слова Д.Самойлова: «Люблю
обычные слова, как неизведанные страны»?
4. Какие чувства переживаете вы, читая строки
прозаического отрывка?
|