Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2006

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

С.Ф. БЕЛОВА,
школа № 184,
г. Москва


Письменный зачет по развитию речи

Строение текста, типы речи

6-й класс

I вариант

Выполняя задание, обведите ответ (букву или цифру) кружком.

I. Укажите неверное суждение о данном тексте.

Текст делится на смысловые части, в которых развиваются его тема и идея. Каждая смысловая часть отражает часть общей темы. Тема каждой смысловой части называется микротемой. В письменной речи микротема оформляется в виде абзаца.

А. Это – связное высказывание на определенную тему.
Б. Тип речи – рассуждение.
В. Способ связи предложений – параллельный.
Г. Средства связи – лексический повтор.

II. Найдите неверное утверждение.

А. В повествовании говорится о действиях и событиях.
Б. В описании изображаются различные предметы.
В. В рассуждении необходимо обнаружить причинно-следственные связи.
Г. В тексте не могут сочетаться разные типы речи.

III. Определите, правильный порядок предложений.

1. Тематическое предложение обычно помещается в начале абзаца.
2. Остальные предложения содержат примеры, доказательства, объяснения.
3. Оно как бы предупреждает читателя, о чем пойдет речь в дальнейшем, и помогает ему следить за мыслью автора.
4. Абзац состоит из тематического предложения и предложений, в которых высказанная мысль уточняется и развивается.

А. 1, 3, 2, 4.
Б. 4, 2, 1, 3.
В. 1, 2, 4, 3.
Г. 4, 1, 3, 2.

IV. Найдите верное утверждение.

А. Лексический повтор используется в тексте только при последовательной связи.
Б. В построении рассказа различают только завязку и развязку действия.
В. Текст-рассуждение состоит только из тезиса и аргументов.
Г. Между предложениями в тексте могут быть сочинительные, а также подчинительные отношения.

V. Найдите лишнее.

А. «Зачин».
Б. «Кульминация».
В. «Развязка».
Г. «Сюжет».

II вариант

Выполняя задание, обведите ответ (букву или цифру) кружком.

I. Укажите неверное суждение о данном тексте.

Развивая мысль, автор текста движется как бы по ступенькам, переходя от одной части темы к другой. Часть общей темы называется микротемой. Микротема обычно развивается в нескольких предложениях. Эти предложения объединяются в абзац.

А. Это – связное высказывание на определенную тему.
Б. Тип речи – рассуждение.
В. Способ связи предложений – параллельный.
Г. Средства связи – лексический повтор, местоимение.

II. Найдите неверное утверждение.

А. Схема строения любого текста содержит три части.
Б. В сложном плане обычно отражаются все три компонента текста: зачин, развитие темы, концовка.
В. Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически.
Г. Лексический повтор используется в тексте только при параллельной связи.

III. Определите правильный порядок предложений.

1. Тематическое предложение обычно помещается в начале абзаца.
2. Абзац состоит из тематического предложения и предложений, в которых высказанная мысль уточняется и развивается.
3. Остальные предложения содержат примеры, доказательства, объяснения.
4. Оно как бы предупреждает читателя, о чем пойдет речь в дальнейшем, и помогает ему следить за мыслью автора.

А. 1, 3, 2, 4.
Б. 4, 2, 1, 3.
В. 1, 2, 4, 3.
Г. 4, 1, 3, 2.

IV. Найдите верное утверждение.

А. При цепной связи ряд последующих предложений конкретизируют смысл предыдущего предложения.
Б. При параллельной связи каждое последующее предложение связано с предыдущим.
В. В тексте могут встречаться разные типы речи.
Г. В тексте одно предложение может быть связано с другими только одной связью.

V. Найдите лишнее.

А. «Композиция».
Б. «Описание».
В. «Рассуждение».
Г. «Повествование».

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru