Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2006

Я ИДУ НА УРОК

Н.П. ЧУГУНОВА,
с. Кошки,
Самарская обл.


В гостях у сказочных героев

Значение, происхождение и употребление фразеологизмов

6-й класс

Цели: познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов, развивать умение находить фразеологизмы в тексте, правильно употреблять в речи и понимать их значения, воспитывать любовь к слову и к родному языку.

Оборудование: фразеологические словари, рисунки учащихся к фразеологическим оборотам; распечатка стихотворения; костюмы сказочных персонажей.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

Прочитайте предложения и сопоставьте по значению выделенное слово и словосочетание. Попытаемся заменить или опустить одно слово из словосочетания.

Миша быстро бежал по длинному коридору.

Миша сломя голову бежал по длинному коридору.

Вывод: в русском языке есть словосочетания, которые равны по значению слову. В них нельзя изменить или опустить слово. Лексическое значение имеет все словосочетание. Такие словосочетания называются фразеологизмами, или устойчивыми выражениями.
Русский язык богат фразеологизмами. Я уверена, что вы знаете много устойчивых выражений. Какие можете назвать? (Ответы детей.)
Большую помощь в изучении фразеологии вам может оказать вышедший в 1967 году под редакцией А.И. Молоткова «Фразеологический словарь русского языка». В 2007 году Словарю исполняется 40 лет.
Василиса Премудрая расскажет нам, как пользоваться этим словарем. (Сообщение заранее подготовлено.)

Учитель. Сегодня мы побываем в гостях у героев известных сказок, познакомимся с большим количеством фразеологизмов. Каждый сказочный герой поможет узнать что-то важное о них.

В гостях у Лешего

Леший предлагает собрать стенд «Фразеологический зверинец». Кто быстрее?

Голоден как... волк
Хитер как... лиса
Труслив как... заяц
Изворотлив как... уж
Надут как... индюк
Нем как... рыба
Упрям как... осел
Болтлив как... сорока

Вывод: выражения устойчивые: нельзя заменить слово или опустить его, так как меняется смысл.

У Емели

– Ребята, помогите мне, пожалуйста, собрать правильное словосочетание.
Выберите слово и объясните получившийся фразеологизм.

  • Как ветром (унесло, сдуло, закрутило). – Исчез мгновенно.

  • Хвост (сжать, скомкать, поджать). – Испугаться.

  • Начать с (азов, буквы, книги). – Начать делать что-либо с самого начала, с простого, элементарного.

  • Метать бисер перед (свиньями, кошками, птицами). – Напрасно доказывать что-то людям, которые не могут это оценить.

  • Выносить сор из (избы, бани, погреба). – Разглашать семейные ссоры, неприятности.

  • Брать (быка, корову, оленя) за рога. – Решительно приступать к делу.

  • (Олух, тупица, бестолочь) царя небесного. – О глупом, недалеком человеке.

В тех словах, что вы выбрали, подчеркните первую букву. Получилось слово спасибо.

– Спасибо, ребята, за помощь.

У Ивана-дурака

– Здравствуйте, дети! Вы куда?
– На конкурс знатоков фразеологии!
– А я вот только готовлюсь к конкурсу. Не поможете мне?

а) Определите, среди представителей каких профессий появились следующие фразеологизмы:

закидывать удочку (рыбак)
ждать у моря погоды (моряк)
сгущать краски (художник)
брать на прицел (военный)
топорная работа (столяр)
семь раз отмерь, один раз отрежь (портной)

б) Определите, где фразеологизм, а где свободное словосочетание.

  • За двойку по литературе папа мне намылит голову.

  • Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза.

  • Расстояние мы определили на глаз.

  • На глаз пострадавшего наложили повязку.

– Спасибо, ребята! Научили дурака уму-разуму.

В гостях у Мудрой совы

– Здравствуйте, дети! Как вас много! Куда же вы собрались?
– Мы отправляемся на конкурс знатоков фразеологии.
– Отдохните с дороги, попейте чайку, а вечером продолжите свой путь.
– Нет, спасибо, сова. Нам нельзя откладывать наше дело в долгий ящик. Мы должны как можно быстрее попасть на конкурс.
– А вы знаете, каково происхождение фразеологизма положить в долгий ящик?
– Я знаю! (Сообщение заранее подготовленного ученика о происхождении этого устойчивого выражения.)
– Раз торопитесь, не буду вас больше задерживать. Счастливого пути! Дальше вам следует идти через царство Кощея.

В гостях у Кощея

– Здравствуйте, друзья! Чтобы пересечь мое царство, вы должны выполнить несколько заданий. (Каждый ряд получает от Кощея конверт с заданием.)

а) Подберите к слову синоним-фразеологизм:

  • Много – куры не клюют, пруд пруди, вагон и маленькая тележка.

  • Быстро – на всех порах, во всю прыть, во весь дух, со всех ног, во весь опор, сломя голову, во все лопатки.

  • Наказывать – снять стружку, дать нагоняй.

Вывод: к фразеологизму, как и к слову, можно подобрать синоним.

б) Расположите фразеологизмы по степени нарастания признака:

приводить в ярость (3)
действовать на нервы (1)
выводить из равновесия (2)
доводить до белого каления (4)

в) Подберите к данным фразеологизмам антонимы.

  • Жить душа в душу – как кошка с собакой.

  • Пруд пруди – с гулькин нос; раз-два и обчелся.

  • За тридевять земель – рукой подать.

  • Засучив рукава – спустя рукава.

Вывод: к фразеологизму, как и к слову, можно подобрать антоним.

Конкурс знатоков

Конкурс проводится учителем. За каждый верный ответ ребенок получает жетон. Победителем считается тот, кто набрал наибольшее количество жетонов. Целесообразнее задания расположить в следующем порядке.

1. Что такое фразеологизм?
2. Назовите признаки фразеологизма.
3. Найдите фразеологизмы в стихотворении Суслова.

Бывает частенько, что слово – одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмем хоть короткое слово вода.
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет.
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода.
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? Воды в рот набрал.
Лентяй отдыхает, а время идет.
Под камень лежачий вода не течет.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, воду-то в ступе толочь;
Не прочь и другому сказать невзначай:
Довольно лить воду! Ты дело давай.
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.

4. Отгадайте загадки.

1) Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер.)

2) Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело; а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее «просит» рваная обувь; она в голове у путаников. (Каша.)

3) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос.)

4) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши.)

5) Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими. (Вода.)

6) Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут и дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда хотят не говорить лишнего. (Язык.)

5. Подберите к рисункам фразеологизм.

6. Объясните фразеологизмы:

кожа да кости,
дырявая память,
перемывать косточки,
пушкой не пробьешь,

авгиевы конюшни,
ахиллесова пята,
Содом и Гоморра.

7. Назовите фразеологизмы, в которых упоминается о каком-либо животном. С приведенными фразеологическими оборотами составьте предложения.

Кошка (кот). Кот наплакал, купить кота в мешке, тянуть кота за хвост, жить как кошка с собакой, как угорелая кошка, черная кошка пробежала (проскочила), играть в кошки-мышки, кошки скребут на душе (на сердце).
Медведь. Медведь на ухо наступил.
Свинья. Подкладывать свинью, метать бисер перед свиньями, разбирается (смыслит, понимает) как свинья в апельсинах.
Собака. Устал как собака, вешать собак (на кого-то), собак гонять, вот где собака зарыта, каждая собака, (нужен) как собаке пятая нога, собаке (псу) под хвост, (жить) как кошка с собакой, (в этом) собаку съел.
Курица. Писать как курица лапой, мокрая курица, носится как курица с яйцом, слепая курица, денег куры не клюют, курам на смех.

8. Назовите фразеологизмы, в которых упоминается какой-либо орган человека (нос, сердце, душа, руки, ноги, лицо, глаза).

Заключительное слово учителя

Вот и подошел к концу конкурс знатоков фразеологии. Давайте подведем итоги. (Определяем победителя.)
Русский язык очень богат фразеологизмами. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой. Очень важно их правильно и уместно использовать.

Домашнее задание. Напишите рассказ, объясняющий значение одного из фразеологизмов (золотые руки, кот наплакал, когда рак на горе свистнет).

Литература

1. Волкова Т.Н. Новые формы организации обучения на уроках русского языка. Иваново, 1991.

2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М., 1988.

3. Ивкина С.М. Урок-конкурс в 6-м классе // РЯШ, 1984. № 4.

4. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. М., 1987.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru