Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2006

ИНФОРМАЦИЯ

О.Ю. ШЕМАНАЕВА,
г. Москва


«До чего же хороша жизнь студента ЛЛШ»,

или «Лето. Луна. Шум»

В этом году состоялась VIII Летняя Лингвистическая Школа, сокращенно – ЛЛШ. Школа проходила с 10 по 19 июля под г. Дубной, в санатории «Ратмино», в месте слияния рек Дубны и Волги. В Школе участвовали 40 школьников – призеров Московской традиционной олимпиады по лингвистике и математике (7–11-е классы) и других языковых конкурсов, участников лингвистических кружков и факультативов и 20 преподавателей – аспирантов и преподавателей РГГУ, кандидатов и докторов наук, авторов научных статей, учебников и монографий. Кроме этого, проверять лингвистические задачи и заниматься с детьми помогали трое студентов-лингвистов из РГГУ и МГУ, для которых Школа оказалась бесценным опытом общения с разными поколениями лингвистов и местом, где они могли обсуждать свои научные проблемы с профессорами и даже выбрать себе научного руководителя на следующий год!

Как и в обычной школе, у нас было расписание. Каждый день до обеда – две лекции, потом свободное время, например, для купания и катания на лодке по реке Дубне, потом обед, а после обеда – три-четыре семинара. После этого немного времени для игры в бадминтон, настольный теннис, футбол, придумывания ребусов или решения домашних задачек и подготовки к следующему семинару. Затем ужин, а после ужина – разнообразная программа: интеллектуальные игры, каждый вечер разные. «Интеллектуальный фейерверк» (ведущий – И.А. Леенсон), «Эрудит-квартет» и «Что? Где? Когда?» (ведущий – И.Б. Иткин), «Литературный маскарад» (ведущий – Б.Л. Иомдин), игры с английским языком (ведущие – О.И. Виноградова и О.Ю. Шеманаева), просмотр кино про эмоциональных роботов (А.А. Котов) и многое другое (см. программу).

Как и в обычной школе, у нас был директор, и даже целых два – директор Института лингвистики Максим Анисимович Кронгауз и доцент кафедры русского языка ИЛ РГГУ Елена Владимировна Муравенко. Уже больше 10 лет неизменные руководители и устроители Школы, в этот раз они читали лекции об изменениях в русском языке: «Девальвация смысла» (М.А. Кронгауз) и «Об изменениях в синтаксисе современного русского языка» (Е.В. Муравенко).

Кроме лекций и семинаров собственно по лингвистике, таких, как «Лингвистика и машинный перевод» (Л.Л. Иомдин), «Междометия: две формы бытия» (И.А. Шаронов), «Японский язык», «Айнский язык» (В.М. Алпатов), «Китайская языковая картина мира» (М.Б. Рукодельникова), «Закономерности и причуды суффиксального словообразования» (И.Б. Иткин), «Кое-что о древнегреческом» (В.В. Файер) и др., были занятия по смежным гуманитарным дисциплинам: редактированию текста (Н.А. Шапиро), текстологии (В.В. Файер), литературоведению (Е.С. Абелюк) и даже математике, необходимой лингвистам (В.А. Успенский).

Не обошлось и без олимпиады по лингвистике. Было составлено три специальных варианта олимпиады для 7–8-, 9-х и 10-х классов из задач, не встречавшихся ранее ни на олимпиадах, ни на кружке по лингвистике при РГГУ, так что все дети – и призеры, и кружковцы – находились в равных условиях. На решение задач отводилось, как и на большой Московской олимпиаде, 5 часов. Задания составлялись на материале русского, украинского, сербского и хорватского, японского, турецкого и персидского языков. Разумеется, знаний иностранных «экзотических» языков от учеников не требовалось, все задачи можно было решить, пользуясь логикой и находчивостью. На закрытии Школы победителям олимпиады вручили дипломы, похвальные отзывы, а также специальные премии за решения отдельных задач. Кроме грамот, призеры получили в награду книги по лингвистике, электронные и обычные словари. В проверке работ школьников участвовали как преподаватели, так и студенты.

Интересно, что много семинаров было посвящено прикладной лингвистике, воплощению идей в жизнь: «Конструируем эмоциональных роботов!» (А.А. Котов), «Как составляются задачи для конкурса «“Русский медвежонок” — языкознание для всех» (Е.В. Муравенко), «Как составляются словари» (Б.Л. Иомдин). Школьники сочиняли сценарии эмоционального поведения роботов, придумывали задачи для игры-конкурса «Медвежонок», участвовали в составлении словарных статей.

Какие же отличия нашей Школы от обычной школы? Во-первых, особая атмосфера, царящая на занятиях и вне аудиторий, непрекращающийся поиск новых ребусов, головоломок, слов, идей, друзей. Во-вторых, она проходила летом, и большое количество времени дети проводили на воздухе – купались, играли в футбол, волейбол, бадминтон, разводили костер, наконец, некоторые вечерние занятия тоже проходили на воздухе, и самый младший участник школы, сын И.Б. Иткина и С.А. Бурлак пятилетний Саша, конспектировал семинар цветными мелками на асфальте.

Школа заканчивалась традиционной игрой «Казино “Максим”», на которой участникам было предложено несколько творческих заданий, например: за короткое время расшифровать по-другому аббревиатуру ЛЛШ (Летняя Лингвистическая Школа). Среди остроумных ответов были такие: Любимая Летняя Школа, Любимая Лингвистическая Школа, Люди Любят Школу, Леенсон – Любимый Шутник, Лучший Литератор Шапиро, Лепестки Лотоса – Шмелевой, Лето. Луна. Шум, Лагерь Любителей Шахмат, Лязгающая Летающая Штуковина, Левая Ладонь Шахерезады, Лаборатория Лучших Шуток, Лафонтена Лень Штудировать.

Среди других заданий были командные шарады на время (надо было показать строчку из известного произведения), во время которых дети приятно удивили нас и выбором строчек, и артистизмом выступления; буриме на заданные рифмы; конкурс комплиментов; хокку и лимериков.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru