МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Дорогая редакция «Русского языка»,
здравствуйте!
Предлагаю вашему вниманию разработку
заключительного урока по русскому языку в 6-м
классе. Ее можно использовать и в 7-м классе при
повторении материала, изученного в предыдущем
году. Цель урока – не только повторить то, что
изучено, но и еще раз обратиться к хорошему
тексту, словарям, пословицам, поговоркам,
фразеологизмам – к тому, что составляет красоту,
богатство и выразительность языка. Только на
этом уроке были использованы «Толковый словарь
русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой,
«Фразеологический словарь русского языка» (под
редакцией А.И. Молоткова), «Словарь эпитетов
русского языка» (К.С. Горбачевич), сборник
«Крылатые слова» (Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина),
«Русские пословицы и поговорки» (под ред.
В.П. Аникина), «Школьный словообразовательный
словарь» Н.Тихонова.
Т.Л. ГУДОШНИКОВА,
г. Набережные Челны
...Правильно писать потребно всем уметь
Повторение и систематизация
изученного
6–7-е классы
Портрет А.П. Сумарокова,
Н.В. Гоголя.
Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат;
Но скупо вносим мы в него хороший склад;
Так чтоб незнанием его нам не бесславить,
Нам должно весь свой склад хоть несколько
поправить.
Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,
А правильно писать потребно всем уметь.
(А.П. Сумароков)
По словам поэта XVIII века
А.П. Сумарокова, «язык наш сладок, чист, и пышен,
и богат».
– Действительно, язык наш богат. В
словаре В.И. Даля 200 тысяч слов. В «Толковом
словаре русского языка» С.И. Ожегова и
Н.Ю. Шведовой 70 тысяч слов, в «Словаре
современного русского литературного языка» в 17
томах более 120 тысяч слов. Как еще можно доказать
мысль А.П. Сумарокова?
– На русском языке написано много
прекрасных стихотворений, сказок, рассказов,
повестей.
– Сами писатели и поэты всегда
говорили о богатстве, красоте, пышности и чистоте
русского языка.
Н.М. Карамзин, русский историк,
писал: «Да будет же честь и слава нашему языку,
который в самородном богатстве своем почти без
всякого чуждого примеса течет как горная
величественная река – шумит, гремит – и вдруг,
если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком
и сладостно вливается в душу...».
«Чуждый примес», о котором говорил
Н.М. Карамзин, неизбежен в каждом языке, в том
числе и в русском. Есть эпохи, когда он особенно
ощутим.
Послушайте стихотворение и скажите, какие из
заимствованных слов, употребленных в нем, вам
понятны.
У торговцев, у послов
(Да и в любой газете)
появилось много слов,
Непонятных, умных слов,
Вот таких, как эти:
Ноу хау, чартер,
Тюнер, саммит, зомби,
Картер, брокер, лобби,
Сервис, ксерокс, принтер,
Фьючерс, дайджест, рейтинг,
Имидж, спонсор, серфинг,
Шоу, таймер, бизнес...
Нет от них покоя мне
Наяву, да и во сне,
И никак я не пойму:
Что к чему и почему?
(Н.П. Колесников)
Особенно трудно понять что к чему, если
слова написаны с ошибками.
– Встречали ли вы ошибки в книгах, в
газетах, в рекламе?
– Слово ночной в рекламе написано
с мягким знаком. В объявлении «Продается дом»
написано «Продаетца». Слово кокос
написано с буквой а: какос.
– В бегущей строке 1-го канала
телевидения было написано: Около три тысячи.
– Названия кафе, газет, магазинов
написаны без кавычек, например, кафе Телега,
магазин Нинель, газета Единство.
– Нет запятых между однородными
членами, при обращениях в объявлениях, рекламе: жалюзи
шторы окна от Каусара. Домофоны качество
гарантия. Окна витражи перегородки. Товарищи
садоводы не засоряйте территорию остановки.
Воспитанного человека всегда можно
отличить по хорошей речи, по тому, как он говорит,
какие слова употребляет. Принадлежностью
прекрасного сказочного героя всегда была
красивая, правильная речь. В «Сказке о царе
Салтане» А.С. Пушкина Царевна Лебедь «...сама-то
величава, // Выступает, будто пава; // А как речь-то
говорит, // Словно реченька журчит».
В русских сказках когда говорили трудолюбивые
девушки, то с их языка сыпались драгоценные
камни, когда ленивые открывали рот – с их языка
сыпались лягушки, жабы и змеи.
Слова, даже самые красивые, нужно уметь
произносить. Для того чтобы вы произносили слова
правильно и чисто, вы изучили скороговорки.
Повторим их. (Каждая скороговорка произносится
три раза.)
– Шесть мышат в камыше шуршат.
– Шесть мышей несли шесть грошей,
А две мыши поплоше несли по два гроша.
– Баран-буян залез в бурьян.
– Пошел спозаранку
Назар на базар,
Купил там козу
И корзинку Назар.
– Сух сук несет барсук.
– На рынке Кирилл крынку и кружку
купил.
– Король-орел.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Теперь выразительно прочитаем текст,
который находится перед вами. Это отрывок из
поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Павел
Иванович Чичиков и Платон Михайлович Платонов
оказались в гостях у Петра Петровича Петуха.
– А вот мы скуку сейчас прогоним, –
сказал хозяин. – Бежи, Алексаша, проворней на
кухню и скажи повару, чтобы поскорей прислал нам
расстегайчиков. Да где же ротозей Емельян и вор
Антошка? Зачем не дают закуски?
Но дверь растворилась. Ротозей Емельян и вор
Антошка явились с салфетками, накрыли стол,
поставили поднос с шестью графинами
разноцветных настоек. Скоро вокруг подносов и
графинов обстановилось ожерелье тарелок – икра,
сыры, соленые грузди, опенки да новые приносы из
кухни чего-то в закрытых тарелках, сквозь которые
слышно было ворчавшее масло. Ротозей Емельян и
вор Антошка были народ хороший и расторопный.
Названья эти хозяин давал только потому, что без
прозвищ все как-то выходило пресно. А он пресного
не любил; сам был добр душой, но словцо любил
пряное. Впрочем, и люди за это не сердились.
Закуске последовал обед. Здесь добродушный
хозяин сделался совершенным разбойником. Чуть
замечал у кого один кусок, подкладывал ему тут же
другой, приговаривая: «Без пары ни человек, ни
птица не могут жить на свете». Съедал гость два –
подваливал ему третий, приговаривая: «Что же за
число два? Бог любит троицу». Съедал гость три –
он ему: «Где ж бывает телега о трех колесах? Кто ж
строит избу о трех углах?». На четыре у него опять
была поговорка, на пять – тоже. Чичиков съел
чего-то чуть ли не двенадцать ломтей и думал: «Ну,
теперь ничего не приберет больше хозяин». Не
тут-то было: хозяин, не говоря ни слова, положил
ему на тарелку хребтовую часть теленка,
жаренного на вертеле, лучшую часть, какая ни была,
с почками. Да и какого теленка!
– Два года воспитывал на молоке, – сказал хозяин,
– ухаживал, как за сыном!
– Не могу! – сказал Чичиков.
– Да вы попробуйте, да потом скажите: не могу!
– Не взойдет. Нет места.
– Да ведь и в церкви не было места. Взошел
городничий – нашлось. А ведь была такая давка,
что и яблоку негде было упасть. Вы только
попробуйте: этот кусок тот же городничий.
Попробовал Чичиков – действительно, кусок был
вроде городничего. Нашлось ему место, а казалось,
ничего нельзя было поместить.
С винами была тоже история. Получивши деньги из
ломбарда, Петр Петрович запасся провизией на
десять лет вперед. Он то и дело подливал да
подливал; чего же не допивали гости, давал допить
Алексаше и Николаше, которые так и хлопали рюмку
за рюмкой, а встали из-за стола – как бы ни в чем
не бывали, точно выпили по стакану воды. С гостями
было не то: в силу, в силу перетащились они на
балкон и в силу поместились в креслах. Хозяин как
сел в свое, так тут же и заснул.
Вопросы
Понравился ли вам текст? (Понравился.
Он интересный и смешной.)
К какому стилю он относится? (К
художественному. Это текст – повествование. В
нем рассказывается о событии, о том, как Чичиков и
Платонов обедали у Петра Петровича Петуха.
Гоголь как бы посмеивается над хозяином и
гостями. Гостям он сочувствует. В тексте
используются слова и в прямом, и в переносном
значении, много устойчивых словосочетаний,
пословиц.)
РАБОТА С ЛЕКСИКОЙ И ФРАЗЕОЛОГИЕЙ
Какие слова вы не поняли? (Расстегайчики,
городничий.)
Посмотрите в толковом словаре значение этих
слов.
Какими словами можно охарактеризовать
обед, описанный Гоголем? (Обильный, изобильный,
тяжелый, демьянова уха.)
В «Словаре эпитетов русского языка» написано,
что обед может быть «богатый, гастрономический
(устар.), длинный, длительный, добрый, жирный,
зазвонистый (устар.), изобильный, изощренный,
изысканный, королевский, лакомый, легкий,
лукулловский, медленный, незамысловатый,
отличный, плотный, постный, прекрасный, простой,
пышный, русский, скоромный, скромный, скудный,
сытный, тонкий (устар.), тощий (устар.), тягучий,
тяжелый, утонченный, фантастический, царский,
чинный, шумный».
Какие еще слова мы можем употребить для
характеристики обеда у Петра Петровича? (Богатый,
плотный, жирный, русский, тяжелый.)
Можем ли мы назвать этот обед лукулловским?
Посмотрите значение фразеологизма лукулловский
пир в книге «Крылатые слова и выражения»
Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной.
Лукулловский пир – это «роскошный,
изысканный пир, по имени римского консула Люция
Лициния Лукулла (ок. 106–56 гг. до н.э.),
обладавшего огромным богатством и
прославившегося роскошью и пирами...». Значит,
обед у Петра Петровича можем назвать
лукулловским.
Как бы вы озаглавили этот текст? (Лукулловский
пир; Демьянова уха; Обед у Петра Петровича;
Тяжелый обед.)
Какое заглавие наиболее удачно?
Демьянова уха, потому что значение этого
фразеологизма – «что-то, назойливо предлагаемое,
навязываемое кому-либо в неумеренном количестве.
От названия басни И.А. Крылова».
В этом отрывке много фразеологизмов, поговорок,
устойчивых сочетаний слов. Найдите их и
подчеркните.
Без пары ни человек, ни птица не могут жить на
свете. Бог любит троицу. Где ж бывает телега о
трех колесах? Кто ж строит избу о трех углах? Не
говоря ни слова; яблоку негде упасть; не тут-то
было; было не то; то и дело, как бы ни в чем не
бывали, добр душой, крепкое словцо; на десять лет
вперед.
Какое выражение в современном языке звучит
несколько иначе, чем в гоголевском тексте (ср. как
бы ни в чем не бывали – совр. как ни в чем не
бывало)? Какие еще слова и формы выглядят
устаревшими? Назовите их и переведите на
современный язык. (Зачем – почему; закуске
последовал – за закуской; в силу перетащились –
насилу.)
Повторяем имя прилагательное.
Задания и вопросы
1. Найдите в тексте имена
прилагательные. Напишите в два столбика. В первом
– качественные имена прилагательные, во втором
– относительные.
Разноцветных, соленые, новые, хороший
и расторопный, пряное, добродушный, лучшую
хребтовую, четырехместное.
Каких имен прилагательных здесь нет? (Притяжательных.)
Приведите свои примеры. (Бабушкин.)
2. Какое имя прилагательное стоит в
превосходной степени? Образуйте от качественных
имен прилагательных формы сравнительной и
превосходной степеней.
3. Определите падеж имен
прилагательных, выделите окончания.
4. Найдите краткие прилагательные.
Приведите примеры кратких прилагательных,
которые оканчиваются на шипящую.
5. Произведите морфологический разбор
имен прилагательных добродушный и расторопный.
Повторяем глагол.
Задания и вопросы
1. Найдите в тексте по 2 глагола наст.,
прош. и буд. времени, определите их вид. В каком
наклонении стоят все эти глаголы?
2. Глаголы растворилась, явились,
замечал, сделался, положил, воспитывал поставьте
в неопределенную форму.
3. Поставьте эти же глаголы в форму 2-го
лица единственного числа. Выделите у них личные
окончания и объясните их написание.
4. Найдите в тексте глаголы с
суффиксами -ова- и -ыва- (-ива-).
Объясните их написание. Все ли они употреблены
правильно?
5. Найдите глагол в форме
повелительного наклонения. Поставьте глаголы замечать,
накрыть, съесть в форму повелительного
наклонения.
6. Составьте словообразовательные
цепочки для слов последовать, допивать,
поместиться.
(По-следовать – след-ова-ть –
след; допи-ва-ть – до-пи-ть – пи-ть;
поместить-ся – по-мест-и-ть – место).
Произведите морфологический разбор
глаголов попробуйте, явились.
Повторяем имя числительное.
Задания и вопросы
1. Подчеркните имена числительные в
тексте. Напишите их в два столбика. В первом
столбике количественные числительные, во втором
– порядковые.
2. Есть ли в тексте собирательные числительные?
Приведите свои примеры собирательных
числительных.
3. Измените по падежам
словосочетания три куска, третий кусок, трое
друзей.
4. Найдите неправильное
словосочетание: двое гостей, два гостя, трое
кусков, три куска. (Трое кусков.)
5. С помощью книги «Русские пословицы и
поговорки» приведите примеры пословиц с именами
числительными.
Семь пятниц на неделе. У семи
нянек дитя без глазу. Для друга семь верст не
околица. Один с сошкой, семеро с ложкой. Семь
пядей во лбу. Семь раз отмерь, один раз
отрежь. Десять казней египетских. Один в
поле не воин. Семеро одного не ждут. Семь
дел в одни руки не берут. С одной ягоды сыт
не будешь. Семь раз по-твоему, хоть один
раз по-моему.
6. Является ли числительным слово троица?
Слово троица – имя
существительное. Оно отвечает на вопрос что?
Образовано от числительного три с помощью
суффикса -иц-.
7. Приведите примеры имен
существительных, образованных от числительных. (Двойка,
тройка, семерка, единица, седмица.)
8. Произведите морфологический разбор
числительного третий.
Повторяем местоимение.
Задания и вопросы
1. Подчеркните в тексте местоимения и
укажите их разряд.
2. Произведите морфологический разбор
местоимения этот.
Повторяем синтаксис.
Задания и вопросы
1. Произведите синтаксический разбор
предложений.
1) Ротозей Емельян и вор Антошка были
народ хороший и расторопный.
2) Бежи, Алексаша, проворней на кухню и скажи
повару, чтобы поскорей прислал нам
расстегайчиков.
2. Произведите фонетический разбор
слов съел, грузди.
Какой вывод можно сделать, прочитав
отрывок из «Мертвых душ» Н.Гоголя? (Все хорошо в
меру.)
Вернемся к стихотворению А.П. Сумарокова.
Какой строчкой из этого стихотворения можно
озаглавить наш урок?
|