МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.
Сложноподчиненные предложения с
разными типами придаточных
Индивидуальная работа по
карточкам
9-й класс
Придаточные цели
К-1. Замените предложения с
придаточными условия придаточными цели.
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки
препинания.
Мясо пр_обретает пр_ятный вкус если за
(н_)сколько часов до жарки или тушения его смазать
горчицей. Старый картофель будет вкуснее если
при варк_ добавить (н_)много сахара. Жир при
жарени_ меньше разбрызгивается если на
сковородку посыпать (н_)много соли.
К-2. Исправьте текст, сделайте его
более связным, устранив повторы и однообразные
синтаксические конструкции, используя для этого
сложноподчиненные и другие предложения.
Найдите место, где пропущено важное
логическое звено. Восстановите его, записав в
нужном месте. Вставьте пропущенные буквы,
расставьте знаки препинания.
Греция. Парфенон
|
В Афины пр_ехал
(н_)знакомый человек. Он был смуглый, худой и
(н_)уклюжий. Он был купеческий сын с Кипра. Его
звали Зенон. В юности он спросил у оракула Как
жить? Оракул ответил Учись у покойников. Он понял.
Он начал читать книги. На Кипре книг было мало. В
Афинах он прежде всего отыскал лавку. В ней
прод_вались книги. (З,С)десь среди свитков Илиады
на потребу школьникам ему попалась книга
воспом_наний о Сократе. Зенон (не)мог от нее
оторват_ся.
Он ждал с Кипра корабль с грузом пурпура. Ему
пр_несли весть. Корабль потерпел крушение. Все
его имущество погибло. Зенон воскликнул Спасибо
судьба! Ты сама толкаешь меня к философии. Он уже
(не)покидал Афин.
На афинской площад_ был портик стена с расписным
изобр_жением марафонской битвы. Перед ней
коло_нада и навес от солнца. (З,С)десь стал вести
свои беседы Зенон. Поэтому учеников его стали
называть «стоики»*. Это были люди
бедные, суровые и сильные. Старший из них был
Клеанф. Это был бывший кулачный боец. Он
зарабатывал деньги. Он по ночам т_скал воду для
огородников. Днем он слушал Зенона. Он записывал
его уроки на бараньих л_патках. Купить писчую
дощечку ему было (н_)(на)что.
К-3. Передайте основной смысл
каждого высказывания одним предложением –
сложноподчиненным с придаточным цели. Вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
А) В Англии в начале прошлого века
матросов ул_ченных в п_янстве одевали в грязную
одежду вешали им на шею надпись «П_яница» и
заставляли выполнять самую ч_рную работу.
Считалось что эта мера поможет избавиться от
порока.
Б) В США тот кто бросил курить но с
трудом удерживается от своей привычки может
набрать соответствующий номер телефона. Он
услышит тяж_лый кашель заядлого курильщика
записан_ый на магнитофо_ную ленту. Возможно это у
кого(нибудь) отобьет желание курить.
В) Для нанесения противнику потерь в
живой силе древние греки во время морских боев
забрасывали катапультами на (не)приятельские
суда горшки с ядовитыми змеями и скорпионами.
Г) В итальянском парламенте однажды
вынесли предл_жение относительно ораторов
пр_вышающих регламент. Им предл_галось
заканчивать свое выступление стоя на одной ноге.
Придаточные места
К-1. Поменяйте местами части, чтобы
получилось связное выступление. Укажите типы
придаточных. Подчеркните конструкции,
выражающие временные отношения. Вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Праз_ник ждут с (не)терпением. И как
только появятся первые продукты из лош_диного и
коровьего молока кумыс и айран так и начинается
(в)начале весны «праз_нование первого молока» так
переводится «тун пайрам» с хакасского.
«Тун пайрам» праз_ник скотоводов хакасов.
Слышали ли вы о таком народе? Он живет на самом
юге Восточной Сибир_ среди Алтайских гор.
Сказочно красив этот край лесов гор и озер а
когда наступит весна глаз (не)оторвеш_!
Шумит радуется брызжет весельем «тун пайрам» до
тех пор пока солнце (не)спрячется. Разойдется
народ уедут скотоводы на летние пас_бища унося с
собой тепло и щедрость этого праз_ника. Но долго
он будет помнит_ся обсуждат_ся наверное до тех
времен пока новый (не)настанет.
Веселье проходит среди гор на больш_й полян_. Тут
и певц_ и танц_ры и силачи и борц_ и наез_ники. Душа
радуется глядя на яркие краски праз_ника. Самое
увлекательное зрелище кон_ые сор_внования. К ним
готов_тся весь год. Получить приз на кон_ых
сор_внованиях мечта каждого хакасского юноши.
(По календарю «Праздники года»)
К-2. Прочитайте предложения,
выпишите только сложноподчиненные предложения с
придаточными места. Расставьте знаки препинания.
А)
Где бодрый серп гулял и падал колос
Теперь уж пусто все.
(Ф.Тютчев)
Б)
Там где небо встретилось с землей
Горизонт родился молодой.
(М.Светлов)
В)
И вот они опять знакомые места
Где жизнь отцов моих бесплодна и пуста
Текла среди пиров бессмысленного чванства
Разврата грязного и мелкого тиранства.
(А.Некрасов)
Г)
Ты знал ли дикий край под знойными
лучами
Где рощи и луга поблекшие цветут?
(М.Лермонтов)
Д)
И вот открылось нам раздолие Днепра
Где с ним сливается Десна его сестра.
(В.Брюсов)
Сложноподчиненные предложения в
связном тексте
К-1. Исправьте текст, сделав его
более связным. Устраните повторы и однообразные
синтаксические конструкции. Если используете
сложноподчиненные предложения, определите типы
придаточных. Вставьте пропущенные буквы,
расставьте знаки препинания.
Римлян_ слишком охотно выставляли
Спартака в качеств_ заурядного разбойнич_его
главаря. Римлянам (в)скоре пр_шлось изменить свое
мнение. Человек был унижен ими до состояния
гладиатора. Человек был рожден полководцем.
Человек док_зал это.
(Не)военная дисц_плина об_ед_няла людей. Люди
_бегались к Спартаку. Людей об_ед_няла общая
(не)нависть к Риму. Вместо оружия они пр_носили с
собой смелость и готовность драться с врагами.
Если(бы) в кратчайшее время их (не)удалось
вооружить и орг_низовать (по)военному то эта
толпа поденщиков и рабов была(бы) раздавлена
железными римскими легионами словно стадо овец.
Пр_пятствия встали перед Спартаком. Пр_пятствия
казались (не)пр_одолимыми. Он сумел расчистить
себе путь. Он умело использовал навыки своих
пр_верженцев. Они с детства пр_выкали
самостоятельно мастерить различные
(сельско)хозяйственные орудия. Все железо и цепи
рабов он пр_казал перековать на шлемы копья и
м_чи. Железо было захвачено в лагер_ врага на
Везувии. Рабы вырвались из темниц.
Ключ. Римлянам, слишком охотно
выставлявшим Спартака в качестве заурядного
разбойничьего главаря, вскоре пришлось изменить
свое мнение. Человек, униженный ими до состояния
гладиатора, доказал, что был рожден полководцем.
Не военная дисциплина объединяла массы людей,
сбегавшихся к Спартаку, а общая ненависть к Риму,
и вместо оружия они приносили с собой смелость и
готовность драться с врагом. Но если бы в
кратчайшее время их не удалось вооружить и
организовать по-военному, то эта толпа
поденщиков и рабов была бы раздавлена железными
римскими легионами, словно стадо овец.
Препятствия, вставшие перед Спартаком, казались
непреодолимыми, однако он сумел расчистить себе
путь. Он умело использовал навыки своих
приверженцев, с детства привыкших
самостоятельно мастерить различные
сельскохозяйственные орудия. Все железо,
захваченное в лагере врага на Везувии, и цепи
рабов, вырвавшихся из темниц, он приказал
перековать на шлемы, копья, мечи.
К-2. Спишите, расставляя знаки
препинания и вставляя пропущенные буквы.
СОКРОВИЩЕ
У Шаляпина был огромный кож_ный
портфель окле_ный множеством пестрых ярлыков
турис_ких фирм отелей стран и городов в которых
г_стролировал артист. Все годы прожитые за
границей Федор Иванович возил портфель с собой
(н_)кому его (н_)доверяя и почти (н_)когда
(н_)выпуская из рук.
В портфел_ (в)месте с самыми (н_)обходимыми вещами
лежал (н_)большой ящич_к. (Н_)только люди что
работали с певц_м даже родные (н_)имели
(н_)малейшего представления о его содержимом. Они
лиш_ (не)доумевали наблюдая как Шаляпин пр_езжая в
новый город и входя в пр_готовленный ему номер
прежде всего бережно вынимал из портфеля ящич_к и
ставил его в укромное место.
Зная крутой нрав Федора Ивановича (н_)кто
(н_)осмеливался ра_прашивать его о ящичк_. Когда
однажды не в меру услужливый администратор
попытался перенести ящик в угол комнаты Шаляпин
ра_вир_пел и (не)говоря (н_)слова тут(же) водворил
его на прежнее место.
Это было таинстве_но и (не)пост_жимо.
После смерти артиста его вдова Мария
Валентиновна вскрыла ящик. И тайное стало явным.
В нем оказалась горсть земли взятой Шаляпиным
перед от_ездом за границу с могилы матер_ горсть
русской родной земли.
(А.Лесс)
1. Какова основная тема этой истории?
2. В чем заключается идея текста?
3. Найдите в отрывке слова и выражения,
синонимичные данным ниже.
Наклейка на дорожном чемодане; яркий,
разноцветный; очень сильно рассердился; скрытых
от посторонних.
4. Найдите в рассказе слова-антонимы.
Б.Кустодиев. Портрет Шаляпина
|
5. Замените в рассказе, где
возможно, деепричастные обороты придаточными
предложениями. Какие придаточные у вас
получились?
6. Какое предложение не соответствует
содержанию текста?
А) Шаляпин не выпускал портфеля из рук,
потому что он был оклеен различными ярлыками
иностранных фирм.
Б) Шаляпин берег от постороннего глаза
содержимое портфеля.
В) Посягательство на ящичек вызывало
негодование Шаляпина.
* Стоик – последователь
стоицизма, философского учения. Это греческое
слово происходит от названия портика Стоя в
Афинах, где учил философ Зенон.
|