Я ИДУ НА УРОК
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.
Сложные предложения
Урок-исследование
5-й класс
I. Рассмотрим предложения,
записанные на доске в 2 столбика.
1. Сорвался листок с
березы золотой и летает над колючей елкой.
2. Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой.
3. В роще сонной и пустой дрожат от холода осины. |
1. Дождь прошел, трава
блестит, в небе радуга горит.
2. Сугроб оседает, и через валежник на солнце
глядит удивленный подснежник.
3. Вечерело, и мы пошли домой. |
II. Работаем с
предложениями левого столбика.
– Подчеркните грамматические основы в
предложениях.
– Что общего во всех этих предложениях? Какие
они? (Простые, распространенные, двусоставные, с
однородными членами.)
– Почему в предложениях 1 и 3 перед союзом и
не ставится запятая?
III. Работаем с предложениями
правого столбика.
– Подчеркните грамматические основы в
этих предложениях. Сколько их в каждом
предложении?
– О чем говорится в каждой части предложения?
– Как связаны части предложения 1? Есть ли между
частями союзы? (Союзов нет. Такое предложение
называется бессоюзным.)
– Составьте его схему, обозначив части скобками
(учитель делает это на доске). [ ], [ ], [ ].
– Как связаны части предложений 2 и 3? (При
помощи союза и. Это союзные предложения.)
– Составим схемы этих предложений.
– Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в
определении сложного предложения? (Найти
грамматические основы.)
IV. Дайте определение сложному
предложению, используя наши наблюдения.
Вывод. Сложное предложение имеет
две и более грамматические основы, части
соединены интонацией и союзами или только
интонацией, а разделяются запятыми. Бывают
союзные и бессоюзные сложные предложения.
V. Коллективная работа. На доске
записаны предложения без знаков препинания.
Нужно расставить знаки препинания и объяснить их
постановку или отсутствие. Ученики составляют
схемы всех предложений.
1. Туман струится в перелески и
белоствольные березки роняют желтую листву.
2. Днем и ночью шумят морские волны и бьются о
скалы.
3. Ночь вошла в свои права в путь пускается сова.
4. Окончился день загорелась звезда.
5. Все тогда засияет и переменится в осеннем лесу.
VI. После коллективной работы
ученикам раздаются индивидуальные карточки с
заданиями, которые позволяют проверить
осознанность усвоения нового материала.
А. Расставьте знаки препинания.
Обведите кружком номера сложных предложений. Как
вы их нашли? Составьте их схемы. Подчеркните
союзы.
1. Но вот открылась боковая дверь и в
сени вошел дежурный офицер.
2. На поле жаворонок вьется во ржи синеют васильки
и солнце весело смеется в прозрачном зеркале
реки.
3. Дед выстрелил в зайца но промахнулся.
4. Гаврик хорошо знал что он делал.
Б. Расставьте знаки препинания.
Обведите кружком номера сложных предложений.
Почему они сложные? Составьте их схемы.
Подчеркните союзы.
1. Все в доме очень скоро узнали что
собака немого воротилась.
2. К утру дождь прошел но небо было в тучах.
3. Раздался звук выстрела и с дерева упала раненая
птица.
4. Семечко у клена с ветки сорвалось и на крепких
крыльях быстро пронеслось.
|