Я ИДУ НА УРОК
Работаем по учебнику М.М. Разумовской и П.А.
Леканта
Г.Л. ГОЛУБЕВА,
школа № 4,
г. Нововоронеж
Род имен существительных
5-й класс
Изучение категории рода имен
существительных в средней школе представляется
весьма важным прежде всего потому, что позволяет
познакомить учащихся с одной из сложных и
интересных лингвистических проблем.
Распределение имен существительных по родам на
первый взгляд кажется произвольным, однако оно
строго определяется законами языка, которому
категория рода, в свою очередь, придает яркость и
выразительность.
Франц Миклошич, один из основоположников
сравнительно-исторического изучения славянских
языков, писал об этом: «...кто, не лишенный
поэтического чутья, погружался в родной язык,
тот, конечно, знает, что различение родов и в
наших глазах сообщает языку своеобразную
прелесть». Задача учителя и заключается в том,
чтобы показать детям эту «своеобразную
прелесть».
ХОД УРОКА
Слово учителя. Еще в начальной
школе вы узнали, что в единственном числе имена
существительные относятся к одному из трех
родов: мужскому, женскому и среднему. Как вы
определяете род имен существительных?
Учащиеся читают стихотворение:
Род мужской, конечно, мой:
мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я,
то, про что скажу моя:
моя ручка, моя тучка
и тетрадь моя.
Средний род – оно, мое:
мое окно, село мое.
– Казалось бы, все очень просто, однако
грамматический род имен существительных – очень
сложное явление, и об этом говорится в
лингвистическом тексте «Загадки
грамматического рода» из упр. 626 вашего учебника.
Прочитайте текст сначала про себя, а потом вслух.
Можете ли вы ответить на вопросы, поставленные в
нем?
Учащиеся подбирают варианты ответов и
приходят к выводу, что полно и правильно ответить
на эти вопросы можно, только имея определенные
знания о категории рода в русском языке.
– Нам трудно сразу понять, что
положено в основу распределения имен
существительных по родам. Как, к примеру,
объяснить, что синонимы дом, изба и жилище
относятся к разным родам? Как объяснить, что
такое средний род? И все же человек, хорошо
владеющий русским языком, безошибочно
определяет род большинства имен
существительных. В этом нам помогает окончание.
Род многих, хотя и не всех, существительных можно
установить по их окончанию. Нулевое окончание
характерно для мужского рода; окончание -а, -я
– для женского рода, -о, -е – для среднего.
А можно ли сказать, что имена существительные
изменяются по родам? (Имена существительные по
родам не изменяются. Если слово мужского рода, то
его нельзя употребить в форме женского или
среднего рода.)
– Я попробую опровергнуть ваше утверждение.
Запишите в тетрадях пары слов и определите их
род:
М.р.
мельник
кувшин
кузнец
керосин |
Ж.р.
мельница
кувшинка
кузница
керосинка |
Разве нельзя сказать, что эти
существительные изменяются по родам? (Так
сказать нельзя, потому что в каждой паре – разные
слова, имеющие разные лексические значения.)
– Итак, род – это постоянный признак каждого
имени существительного. А сейчас вы станете
свидетелями удивительного спора, связанного с
темой нашего урока.
Разыгрывается инсценировка:
Автор. Как-то совершенно случайно
мне пришлось присутствовать при весьма забавном
и вместе с тем поучительном споре.
За обеденным столом небольшого кавказского
ресторана сидели три уже немолодые женщины –
русская, немка и армянка. Они спокойно ели борщ.
Внезапно на пол со звоном упала большая суповая
ложка.
– Ага! – проговорила русская женщина, вспомнив
смешную старинную примету. – Какая-то дама
собралась к нам в гости. Ложка упала!
– Почему дама? – удивилась немка. – Ложка –
«дер лёффель»! Ложка – мужского рода. Должен
какой-нибудь мужчина прийти...
Русская возмутилась:
– Ну вот еще! Это если бы ножик упал, тогда это
значило бы мужчину. Ножик – мужского рода...
– Ха-ха-ха! – засмеялась немка. – Ножик мужского
рода? Да ведь если ножик упадет, это ничего не
значит. Он – «дас мессэр» – рода среднего.
Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то
на ту, то на другую из спорящих. Наконец она
наклонилась ко мне.
– Простите, – шепнула она, – но я ничего не
понимаю... Я вижу тут какое-то забавное суеверие.
Но на чем оно основано? Почему ножик может чем-то
напоминать мужчину или ложка – женщину? Мне это
непонятно. (Л.Успенский)
– Сейчас вы послушаете небольшое
сообщение наших знатоков, которые попробуют
объяснить, почему армянка не поняла, о чем спорят
русская и немка.
Знатоки. Знаете ли вы, что
...есть языки, в которых у
существительных нет никакого рода – ни мужского,
ни женского, ни среднего? Их называют
«безродовыми» языками. Это английский, финский,
венгерский, эстонский, турецкий, китайский,
вьетнамский, японский, узбекский и другие.
В армянском языке у существительных тоже нет
никаких родов – ни мужского, ни женского, ни
среднего, поэтому армянке действительно
невозможно объяснить, почему русские верят, что
если упала ложка – придет женщина, а если ножик –
мужчина.
...есть языки, в которых
существительные имеют только два рода. Это
французский, испанский, итальянский, румынский,
молдавский.
...есть языки, в которых родов намного
больше, чем в нашем языке. Например, во многих
языках народов Кавказа, Африки может быть до 40
родов. Их там называют «классами». Есть класс,
обозначающий людей (сын, дочь, мать, брат),
класс животных (овца, обезьяна, лев), класс
вещей (стол, шкаф, нож), класс круглых
предметов (колесо, яблоко, мяч), класс
деревьев (клен, тополь) и другие классы.
– Об этом читаем и в упр. 630. Спишите
данный текст без ошибок.
Среди существительных встречаются
слова, у которых трудно определить род. В таких
случаях необходимо обращаться к словарю. Упр. 628
помогает нам научиться правильно употреблять в
речи некоторые из таких слов.
Подведение итогов
Распределение имен существительных
по родам обосновано внутренними законами языка,
его историей.
Домашнее задание: упр. 629.
Литература
1. В.А. Иванова, З.А. Потиха,
Д.Э Розенталь. Занимательно о русском языке.
Пособие для учителя. Л.: Просвещение.
Ленинградское отделение, 1990. С. 57–59.
2. Г.Александрова. Занимательный
русский язык. Серия «Нескучный учебник». СПб.:
Тригон, 1998. С. 440.
3. Русский язык. 5-й класс. Под ред.
М.М. Разумовской и П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2004.
С. 209.
4. Л.Успенский. Слово о словах. Имя
дома твоего. Л.: Лениздат, 1974. С. 399–400.
5. Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин.
Конкурс грамотеев. Дидактические игры и
занимательные упражнения по русскому языку для
учащихся начальной школы. Книга для учителя. М.:
«Просвещение». АО «Учебная литература», 1995. С. 97.
|