Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №20/2006

Я ИДУ НА УРОК

А.И. ГРИЩЕНКО,
г. Красногорск,
Московская обл.


Имена существительные общего рода

6-й класс

Цели урока:

  • познакомить с именами существительными общего рода;

  • развивать навык определения рода у несклоняемых имен существительных;

  • закрепить навык письменного морфемного и словообразовательного разборов,

  • а также фонетического, морфологического и синтаксических разборов;

  • воспитывать любовь к родному городу Твери.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование:

  • карточки-картинки;

  • иллюстрации;

  • опорные иллюстрации по орфографическим правилам.

Тема высказывания: «Тверь – родной город».

Статья опубликована при поддержке компании "ТерраОкна", работающей в сфере продажи и установки оконных систем, а также всего, что с ними связано. Клиентам предлагается: 7 видов окон из ПВХ и аллюминия, энергосберегающие, шумопоглощающие стеклопакеты, окна с ламинацией, нестандартные окна, отделка и остекление балконов и лоджий, жалюзи. Но это далеко не все! Обратившись в "ТерраОкна" Вы можете рассчитывать на привлекательные цены на пвх окна, кратчайшие сроки исполнения заказов, изготовление конструкций самых разнообразных размеров, форм и цветов и специально под заказ клиентов. И все это только из самых качественных и проверенных профилей, фурнитуры и комплектующих. Уверены, Вы останетесь довольны и качеством продукции, и мастерством опытных монтажников, которые быстро и профессионально исполнят Ваш заказ "под ключ". С подробной информацией о продукции и услугах, оказываемых компанией, можно ознакомиться на сайте terraokna.ru.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя

Мы продолжаем изучать имя существительное. Что нового об этой части речи вы узнали на уроках в 6-м классе? (Существительные бывают несклоняемыми.)

II. Проверка домашнего задания.

1. Как определить род у несклоняемых существительных?

2. Проверка выполнения упражнения «Отечество мое. Россия».

3. Индивидуальные задания (1 ученик работает у доски, 2–3 ученика – за партами).

Задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Разберите по составу слова сильный, княжества. Сделайте морфологический разбор слова град.

Тверь б_гатый и сильный стольный град В_ликого княжества Тверского которое спорило с В_ликим Новгородом с_перничало с М_сквой.

Задание 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделенные слова разберите по составу. Сделайте фонетический разбор слова лесов.

З_мля тв_рская... Когда художники р_суют ее п_йзажи, они выб_рают две главны_ краски – з_леную и г_лубую. _десь много лесов и рек.

Задание 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Сделайте фонетический разбор выделенных слов.

Л_са и б_лота реки и озера без них нельзя представить себе наш р_дной край нашу пр_роду, щедрую и скупую, добрую и строгую – такую разную. И такую любимую.

Учитель показывает книгу о Твери, ученики рассматривают.

– Какой исторический уголок вы видите на иллюстрации?

Тверь.  Путевой дворец

Тверь. Путевой дворец

Это площадь Революции. Путевой дворец, построенный в 1763–1785 гг. великим русским зодчим М.Казаковым и частично перестроенный в 1809 г. архитектором К.Росси. Сейчас здесь размещаются историко-архитектурный и литературный музеи и картинная галерея.

Задание 4. Составьте предложение, используя данные слова и словосочетания. Подчеркните несклоняемое имя существительное.

Зодчие (архитекторы) М.Казаков и К.Росси; картинная галерея, историко-архитектурный музей.

Словарная работа.

Чем различаются слова зодчий и архитектор?

Зодчий – исконно русское слово, в словарях идет с пометами «книжн.», «устар.».

В древнерусских памятниках письменности засвидетельствованы слова зьдъ (каменная стена) и зьдъчии (гончар, строитель, каменщик).

Архитектор – слово заимствовано из латинского языка, в переводе означает «строитель».

Можно сказать, что эти слова – синонимы, но первое слово употребляется в книжной речи.

Задание 5. Фонетический разбор слова зодчий.

Зодчий – зод-чий (2 слога, первый – ударный): [зоччий], д не произносится.

III. Объяснение нового материала.

– Сегодня мы познакомимся с еще одной интересной группой имен существительных. Эти слова вы часто употребляете в своей речи, называются они существительными общего рода.

Сценка-сказка «Друзья познаются в беде»

Автор. Среди частей речи прошел слух, что заболело Существительное. Его приятели, Прилагательное и Местоимение, всегда готовые помочь, поработать вместо любого имени или вместе с ним, забеспокоились.

Прилагательное и Местоимение. Что с тобой?

Существительное. Все ужасно! Даже мой род, старинный род, путают ребята.

Прилагательное. По правде сказать, он хотя у тебя и старинный, а вот определить действительно трудно, к какому роду какое существительное относится.

Существительное. Ну что вы! Ученик – он – значит, мужской род, ученица – она – значит, женский род.

Местоимение. Так ведь это одушевленные существительные со значением лица. А как быть с такими, как, например: вода, бассейн, море? Хотя все они связаны по смыслу со словом вода, но принадлежат к разным родам!

Существительное. Смотрите на окончания! Все теперь они решают: если окончание -а (-я) – женский (реже мужской) род, если окончание -о (-е) – средний род, нет окончания – мужской род.

Местоимение. И ничего не решают. У стола, около окна – окончание -а – значит, эти существительные женского рода.

Существительное. Окончания считаются со мной, только когда я стою в именительном падеже.

Автор. Сказало так Существительное и еще больше помрачнело, потому что вспомнило, что не всегда все-таки род его можно узнать по окончанию.

Прилагательное. Послушай! Не грусти! Мы можем тебе помочь. Постараемся не оставлять в одиночестве, будем с тобой рядом и поможем определить твой род: соломенная шляпка, тяжелый рюкзак.

Местоимение. Я тоже могу помогать ребятам узнать твой род: тяжелый рюкзак, моя соломенная шляпка.

Прилагательное. Особенно мы пригодимся ребятам при определении рода таких слов, как тихоня, лакомка, грязнуля, задира, сластена, неряха, ведь их род можно узнать только тогда, когда мы стоим рядом: большой (этот) грязнуля и большая (эта) грязнуля.

Автор. Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать. Не напрасно в народе говорят: «Друзья познаются в беде!».

Работа с учебником. Чтение правила.

Учитель. Задира, забияка, обжора, плакса и т.д. – эти слова характеризуют человека не с самой положительной стороны. Но есть и другие существительные общего рода. Это существительные, которые называют лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и женского пола: врач (мэр города, губернатор края) Иванов, врач (мэр города, губернатор края) Иванова. Глагол-сказуемое в прошедшем времени при таком существительном ставится в мужском роде, если речь идет о мужчине: врач Иванов выписал рецепт, и в женском роде, если речь идет о женщине: врач Иванова выписала рецепт. Определение-прилагательное с таким существительным употребляется в мужском роде: дежурный врач Иванов выписал рецепт, дежурный врач Иванова выписала рецепт.

– Ребята, попробуйте определить род у слова архитектор. Придумайте примеры.

IV. Тренировочные упражнения.

1. Выполнение упражнений по учебнику.

2. Разберите следующие слова по составу (индивидуальное задание у доски): пригласила, очередного, больного, одобрительным, читать.

3. Образуйте словообразовательную цепочку от слова

одобрительный ––> одобрить ––> добрый.

4. Творческая работа. Сочинение-миниатюра (или составление предложения) по картинкам:

Задание для мальчиков – плакса, обжора (женского рода);

Задания для девочек – чистюля, соня (мужского рода).

V. Подведение итогов урока.

Игра «Хлопки»

Учитель называет разные имена существительные, ребята хлопают в ладоши, если это существительное общего рода.

Игра «Кто быстрее?»

1. Назовите одним словом – существительным общего рода.

  • Драчун, зачинщик ссор и драк. (Забияка.)

  • Тот, кто любит сладости. (Сладкоежка, сластена.)

  • Кто владеет левой рукой лучше, чем правой? (Левша.)

  • Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь? (Попрошайка.)

  • Кто любит болтать вздор, пустяки? (Пустомеля.)

  • Безобидный, тихий человек. (Тихоня.)

  • Грубый, невоспитанный человек. (Невежа.)

  • Неаккуратный человек. (Неряха.)

  • Ненасытный, прожорливый человек. (Обжора.)

  • Праздный, глазеющий от скуки по сторонам. (Зевака.)

Прочитайте пословицу

Решите задачу

Не изменяя ни одной буквы, неодушевленные существительные превратите в одушевленные: белки, трусы, козлы, стрелки.

(Нужно только поменять ударение в словах: белки – белки; трусы – трусы; козлы – козлы; стрелки – стрелки.)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru