Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №20/2006

ИГРАЕМ ВСЕРЬЕЗ

М.А. КРОНГАУЗ,
г. Москва

Продолжение. См. №  22, 23/2005; 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13/2006.


Тысяча и одна задача по семантике

Выпуск 14

В прошлый раз читателю для решения предлагались задачи, в которых требовалось по нескольким значениям определить слово.

В условия задачи входило не полное толкование каждого из значений, а только отдельные семантические компоненты. Речь шла, естественно, о многозначных словах, а предлагаемые семантические компоненты относились к двум разным значениям. Слово, таким образом, определяется на основе особенностей набора из двух его значений. Ответ в виде двух омонимов следует считать неправильным, поскольку всегда подразумевается одно многозначное слово.

Для этих задач едва ли можно говорить о какой-либо процедуре решения. Ответ либо приходит в голову, либо нет.

Задача 1

Какое слово может означать и предмет мебели, и учреждение?

Правильный ответстол, одно из значений которого соответствует предмету мебели (обеденный стол, письменный стол), а другое – учреждению (стол находок). Другой возможный ответ бюро все же следует оценить как неправильный, поскольку в толковых словарях русского языка эти два значения традиционно относятся к омонимам. Эти два значения слова бюро были заимствованы из французского языка независимо друг от друга.

Задача 2

Какое слово может означать и гриб, и сладкое?

Ответ: трюфель.

Задача 3

Какое слово может означать и дорожную разметку, и животное?

Ответ: зебра. Зеброй называется разметка, обозначающая пешеходный переход.

Задача 4

Какое слово может означать и часть одежды, и водный поток?

Ответ: рукав. Ср.: рукав пальто и рукав реки.

Задача 5

Какой глагол может означать и издание звука, и сообщение негативной информации?

Ответ: стучать. Второе значение (стучать на кого-либо) отмечают не все словари, но оно, безусловно, есть у этого глагола. Обычно оно описывается как «доносить на кого-либо» и помечается как «разговорное».

Задача 6

Какое слово может означать и текст, и архитектурную конструкцию?

Ответ: свод. Ср. свод законов, летописный свод и свод моста, кирпичные своды. Не вполне точным является ответ памятник (ср.: памятник Пушкину и памятник письменности), поскольку в этом случае речь идет не о конструкции.

Задача 7

Какое слово может означать и одежду, и помещение?

Ответ: туалет. Ср.: надеть вечерний туалет и пойти в туалет. Допустим также ответ гардероб, хотя в этом случае речь идет о совокупности одежды.

Задача 8

Какое слово может означать и множество людей, и часть тела животного?

Ответ: хвост. Ср.: встать в хвост очереди и рыбий хвост.

Задача 9

Какой глагол может означать и неприятное воздействие на человека, и способ приготовления пищи?

Ответ: томить. Ср.: Его томило беспокойство и томить овощи в горшочке. Менее удачным следует признать ответ допекать, поскольку, собственно, о приготовлении пищи речь уже не идет – пища готова. По-видимому, соответствует условию и ответ парить, но в этом случае значение воздействия на человека характерно скорее для молодежного сленга (более частотным является глагол париться).

Задача 10

Какое слово может означать и часть здания, и орган животного?

Ответ: крыло. Ср.: Столовая находится в левом крыле и крыло птицы.

Задача 11

Какое слово может означать и социальную группу, и геометрическую фигуру?

Ответ: круг. Ср.: человек нашего круга и нарисовать круг.

Задача 12

Какое слово может означать и часть растения, и часть тела?

Ответ: лапа. Ср.: медвежья лапа и лапа ели.

Задача 13

Какое слово может означать и образец изделия, и профессию?

Ответ: модель. Ср.: модель самолета и Лена хочет стать моделью.

Задача 14

Какое слово может означать и часть одежды, и природное явление?

Ответ: молния. Ср.: застегнуть молнию и В небе сверкнула молния.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru