Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №21/2006

ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО

Интервью со студентами провела и подготовила
Мария ИЩЕНКО,
студентка РГГУ,
факультет журналистики,
г. Москва


Первокурсники о ЕГЭ

В нашей газете регулярно публикуются материалы, связанные с ЕГЭ по русскому языку. Это и тренировочные тесты, разработки учителей-методистов, и статьи, в которых ученые и учителя высказывают свое мнение о качестве КИМов и перспективах этой формы итоговой аттестации. А сегодня мы знакомим вас, наши уважаемые читатели, с точкой зрения на ЕГЭ по русскому языку тех, кто не готовил к экзамену, не проводил его, а готовился и сдавал: интервью с первокурсниками московских вузов.

1. Ольга, студентка Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Пробный ЕГЭ по русскому языку – 73% (в школе по русскому было «4»).

– Скажи, пожалуйста, Единый государственный экзамен по русскому языку (точнее, пробный ЕГЭ) показался тебе сложным?

– Я, конечно, набрала далеко не 100 баллов, но, на мой взгляд, ЕГЭ по русскому все-таки совершенно несложный.

– Как ты считаешь: на кого рассчитан этот экзамен – на среднестатистических учеников, на слабых, на сильных?

– Все задания были обычного, среднего уровня. К ЕГЭ в принципе не нужно какой-то особой подготовки – ведь все укладывается в рамки школьной программы.

– А ты сама готовилась?

– Да, я купила книжечки «ЕГЭ-2006» и занималась по ним. Тщательно готовилась к тестовой части и к части С (эссе).

– Что скажешь по поводу тестовых заданий?

– Там было достаточно много вопросов, в которых я сомневалась, казалось, что подходят несколько вариантов ответа, когда выбрать надо всего один! Вообще я, как и любой ученик, люблю тесты: зачастую они намного проще, чем другие виды проверки знаний, и охватывают большинство разделов русского языка. Но все же тесты не могут дать полное представление о знаниях ученика/абитуриента, и лучше бы выпускные и вступительные экзамены проходили в форме диктанта, изложения, сочинения, билетов…

– В ЕГЭ ведь было и задание такого рода, о котором ты говоришь: часть С, эссе.

– Да, но оно было скорее «литературным». На пробном ЕГЭ, насколько я помню, был текст по Чехову. Текст довольно спорный и неприятный. Конечно, на вопросы все-таки можно было ответить, было что написать. Мне показалось, что на экзамен отводится недостаточно времени. Особенно его не хватает на часть С, поэтому-то с ней всегда возникает больше всего проблем: все торопятся, начинают теряться, боятся, что не успеют.

– В результате ты все-таки решила сдавать не Единый государственный экзамен, а экзамен РГГУ. Почему?

– Потому что в РГГУ обычно пересчитывают баллы, полученные за ЕГЭ, что не так уж выгодно (правда, в этом году в связи с тем, что результаты были пересчитаны комиссией ЕГЭ, РГГУ засчитывали баллы, указанные в сертификате). Кроме того, у меня было (на полтора месяца) больше времени на подготовку к экзамену. И, наконец, в экзамене РГГУ только тестовые задания, там нет ничего, подобного части С в ЕГЭ, которая обычно вызывает столько затруднений.

– Какой экзамен тебе показался сложнее?

– Конечно, экзамен в РГГУ! Он гораздо труднее! Понятно, что абитуриентам хочется чего-нибудь полегче, но мне кажется, что поступающие должны быть готовы к более серьезным испытаниям. И если в школе не дают подобного материала – значит, надо как-то «подтягиваться» за счет курсов, за счет репетиторов и не надеяться, что все будет так просто, как в ЕГЭ. ЕГЭ, может, подойдет как выпускной экзамен, но не как вступительный, это точно. Потому что, когда все приносят примерно одинаковые результаты за единый экзамен, «отсеять» абитуриентов практически невозможно.

2. Мария, студентка РГГУ. ЕГЭ по русскому языку – 90% (77 баллов).

– Почему ты решила сдавать ЕГЭ по русскому, а не экзамен в РГГУ?

– Потому что тест в РГГУ намного сложнее теста ЕГЭ. И дело даже не в том, что единый госэкзамен укладывается в школьную программу, а тест РГГУ выходит далеко за ее пределы (и, следовательно, к нему стоит готовиться намного серьезнее). Как мне показалось, в тесте РГГУ куда больше спорных моментов, нежели в ЕГЭ.

– То есть всем, кто собирается в 2007 году поступать в РГГУ, ты бы посоветовала сдавать ЕГЭ?

– Год назад я бы с уверенностью сказала «да». Теперь не знаю.

– Но ты же сказала, что тест РГГУ намного сложнее, чем ЕГЭ?

– Да, так и есть. Но в этом году возник ряд проблем: например, долго задерживались сертификаты ЕГЭ, и многие мои знакомые, поступившие в вузы по олимпиадам, едва-едва успели отдать в приемные комиссии эти свидетельства о сдаче ЕГЭ – если бы не успели, им бы аннулировали все результаты олимпиад. А главной проблемой стало то, что комиссия ЕГЭ странным образом пересчитала баллы. И почему-то твой результат, твои проценты (которых, как известно, максимум 100) непонятно как превращались в совершенно другие баллы. Причем даже апелляционная комиссия не смогла объяснить эту систему пересчета! И вполне вероятно, что абитуриенту сдать сложный тест РГГУ будет выгоднее, чем ЕГЭ, результат которого ему потом пересчитают; число баллов в сертификате может оказаться ниже тех, которые он мог получить, сдавая эргэгэушный тест.

– Но ведь ты сдавала пробный ЕГЭ? Значит, должна была знать о подобной системе?

– Во время пробного экзамена никакого пересчета не было! Узнай я раньше об этой системе, я бы отказалась от основного ЕГЭ и сдала бы тест в РГГУ. Возможно, планируемую систему пересчета не оглашали в связи с тем, что хотели привлечь к сдаче ЕГЭ как можно больше народа, – ведь ЕГЭ уже несколько лет подряд безуспешно пытаются сделать обязательным. На мой взгляд, в этом году комиссия ЕГЭ проявила себя не с лучшей стороны: она еще раз показала, что пытается просто скопировать западную систему.

– То есть ты теперь относишься к ЕГЭ скорее отрицательно?

– Скорее да. Понимаете, если экзамен Единый государственный, то и система учета результатов должна быть единой. А в вузах, где принимают ЕГЭ, даже разная шкала перевода баллов, указанных в сертификатах. В одних – обычная, пятибалльная, в других – десятеричная, в каких-то – стобалльная. И поэтому одним, может, и все равно, что 90, что 77 баллов, – все равно за экзамен в вузе это засчитают как «5»! – а у других (как опять-таки в РГГУ) буквально каждый балл на счету (да и в ВШЭ – Высшей школе экономики – тоже: на факультете, куда я поступила, те же 90 – это 8 баллов, а 77 – уже 7)! И потом, ведь есть люди, сдававшие ЕГЭ не только по русскому, но и по другим предметам, которые им также должны засчитать как вступительные экзамены. А если им по одному предмету пересчитали баллы? Понятно, что их место в «рейтинге абитуриентов» окажется ниже, что совершенно непонятно и незаслуженно.

3. Анастасия, студентка Московского психолого-социологического института (МПСИ). ЕГЭ по русскому языку – 69% (58 баллов).

– Скажи, пожалуйста, почему ты решила сдавать ЕГЭ по русскому?

– К сожалению, нас в школе принудительным порядком заставили сдавать ЕГЭ, хотя, насколько я знаю, это мероприятие должно проходить добровольно (по крайней мере пока) и ученик сам решает, что он хочет сдавать.

– И какую же роль сыграло для тебя такое принуждение?

– Самую скверную. С этого года ввели какую-то совершенно ужасную систему пересчета баллов, и я таким образом потеряла 11 баллов, которые могли бы многое изменить.

– Что именно?

– Во-первых, 69 баллов (которые я вообще-то получила) – это «5», а 58 – уже «4». То есть даже оценка в аттестате получилась не та, которая по идее там должна была быть. Во-вторых, я поступала в ряд вузов, где принимали ЕГЭ (причем если ты сдавал ЕГЭ, тебя уже не имели права допускать до «местного» экзамена), и практически везде – пожалуй, кроме РГГУ – мои потерянные 11 баллов сыграли свою роль: в РГСУ мне еще раз пересчитали и без того заниженный результат, после чего он, естественно, получился еще ниже. А в МПСИ вообще к следующему экзамену не допустили: надо было набрать 60 баллов, которых, как я уже сказала, мне после пересчета набрать не удалось... То есть, по сути, я учусь сейчас на платном, а не на бюджетном отделении из-за ЕГЭ по русскому.

– А сам экзамен вызвал у тебя затруднения?

– Конечно, он не очень сложный (особенно по сравнению с экзаменами в вузах), но все же 69 баллов дались мне нелегко. Я долго готовилась к ЕГЭ, покупала книжечки, на обложках которых говорилось, что задания этих сборников полностью соответствуют реальному содержанию экзаменационных материалов ЕГЭ-2006, а не воспроизводят варианты прошлых лет. Может, поэтому мне было в особенности обидно терять те злополучные 11 баллов.

– Чем же, по-твоему, объясняются недоразумения, возникшие на ЕГЭ этого года?

– Мне кажется, что наш Единый государственный экзамен – это попытка убрать коррупцию из вузов и уравнять, условно говоря, мальчика из далекого города Новосибирска и мальчика с Рублевского шоссе. Но эта система просто копируется с безукоризненно отлаженной английской системы, где все сдают один и тот же экзамен по разным предметам и отсылают результаты экзаменов в разные вузы. У нас же система ЕГЭ довольно новая и, должно быть, потому возникают подобные проблемы. К сожалению, заметно влияющие на судьбы абитуриентов.

4. Дарья, студентка РГГУ. ЕГЭ по русскому языку – 76% (72 балла).

– Как тебе показалось, ЕГЭ по русскому был сложным?

– Сложным он может быть только для тех, кто не уверен, что сдаст, даже если будет готовиться (лично я к ЕГЭ все-таки решила подготовиться и считаю, что получила вполне приличный результат). А уж для тех, кто в русском хорошо разбирается, сдать ЕГЭ ничего не стоит.

– А кому вообще, по-твоему, есть смысл сдавать ЕГЭ?

– Прежде всего тем, кто знает предмет или очень плохо, или, наоборот, очень хорошо. Сейчас объясню: получить за ЕГЭ меньше «3» очень трудно. Но и для того, чтобы получить «5», тоже надо постараться. Конечно, есть смысл сдавать ЕГЭ тем, кому нечего терять (то есть тем, кому ЕГЭ может не пригодиться при поступлении, но при этом будет засчитан как выпускной экзамен).

– А как тебе показалось: много ли было вопросов в тестовой части, где подходят несколько вариантов ответа?

– Нет, таких вопросов крайне мало. Кроме того, там, как правило, сразу видно, что 1–2 варианта не подходят совершенно.

– У многих вызвала сложности часть С. А у тебя?

– Часть С элементарна. Там можно писать что угодно и получить высокий балл. Я думаю, что по части С вообще невозможно понять, как ты предметом владеешь, если речь идет о русском. Часть С в обществознании и истории, например, сложнее в несколько раз, и на основании этой части уже можно получить более или менее верное представление о знаниях ученика в той или иной области, не то что в русском.

– Ты не жалеешь, что сдавала ЕГЭ по русскому, а не тест РГГУ?

– Нет, конечно. Я скорее жалею о том, что не сдавала Единый государственный экзамен по обществознанию, так как в РГГУ он тоже гораздо сложнее и много ответов приходилось находить либо наугад, либо методом исключения.

– Как ты относишься к системе ЕГЭ как таковой?

– Я считаю, что основная задача ЕГЭ – помочь людям из отдаленных регионов поступить – была выполнена. При помощи ЕГЭ у них увеличивается шанс поступления и улучшаются условия: им не надо ехать ради экзаменов в Москву.

5. Артем, студент Московского физико-технического института (МФТИ). ЕГЭ по русскому – 80% (65 баллов).

– Конечно, для абитуриентов Физико-технического института русский язык играет далеко не главную роль, но все-таки повлиял ли как-то ЕГЭ на твое поступление?

– ЕГЭ просто позволил мне не сдавать экзамен по русскому в МФТИ, но на практике в нашем институте «зачет» по русскому ставят всем.

– Экзамен в МФТИ сложнее ЕГЭ?

– Нет, ЕГЭ сложнее. Я занимался, готовился к ЕГЭ, а получил всего 80 баллов, которые потом были почему-то пересчитаны в 65. А, между прочим, до пересчета мой результат соответствовал в пятибалльной системе – «пятерке», а после пересчета – «четверке», что, по-моему, совершенно незаслуженно!

– Что показалось тебе сложным в ЕГЭ?

– В тестовой части было несколько вопросов, варианты ответов к которым были составлены так, что казалось, будто подходит не один, а несколько вариантов. Кроме того, мне совершенно не понравилась часть С: текст был подобран какой-то скучный, неинтересный, я бы даже сказал, высосанный из пальца.

– А если брать не только содержание экзамена?

– Я уже говорил про совершенно непонятную систему пересчета баллов. Потом ужасно долго идут сертификаты. Думаю, все это происходит из-за того, что эта система в России новая, сырая, неотработанная. И еще: перед началом экзамена зачитывают правила его проведения, в которых говорится, помимо всего прочего, что во время экзамена строго-настрого запрещено пользоваться мобильным телефоном, иначе ученик будет удален. Тем не менее многие весь экзамен сидели, не выпуская телефон из рук, и их никто не выгонял. В общем, российская система ЕГЭ далека от совершенства.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru