УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
И.В. ТУМАКОВА,
село Оса,
Осинский р-н,
Иркутская обл.
Знаю ли я русский язык?
Игра для шестиклассников
Цели:
1) выявить наиболее одаренных, творческих
учеников;
2) повторить в форме занимательной игры основные
разделы языкознания;
3) проверить знания и умения учащихся в следующих
разделах: фонетика, лексика, морфология,
фразеология, словообразование;
4) развить логическое мышление;
5) привлечь учащихся к активной познавательной
деятельности на уроках и внеклассных занятиях по
русскому языку.
1. Запишите 5 слов, содержащих букв больше, чем
звуков.
2. Найдите
слова-синонимы в следующих предложениях:
а) В один прекрасный вечер Гаврик объявил, что
ждать больше не желает.
б) Раздался великолепный свист.
в) Но вот настал конец этой восхитительной жизни.
3. Из примеров, приведенных ниже, выберите
устаревшие слова.
а) Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда...
б) Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
в) Олег усмехнулся – однако чело
И взор омрачилися думой.
г) Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
д) Из мертвой главы гробовая змея,
Шипя между тем выползала...
е) Дружина пирует у брега...
4. Подберите имена прилагательные –
определения к каждому из данных ниже слов.
Тюль
картофель
фасоль
колибри
кофе
шампунь
Тбилиси
Сочи
рояль
мозоль
шимпанзе
мадам
кенгуру
шоссе
Онтарио
Сан-Франциско
5. Игра с залом «Принеси балл команде».
Объясните значение фразеологизма.
Авгиевы конюшни, ахиллесова пята, золотой
мешок, куры не клюют, от горшка два вершка, как
кошка с собакой, сесть в галошу, яблоку негде
упасть.
6. Поставьте
имена существительные в форме р.п. мн. ч.
Яблоко
теленок
валенок
чулок
помидор
килограмм
солдат
апельсин
7. Вспомните общеупотребительные слова, в
которых сохранился устаревший корень. (Например:
очки, перстень, перчатки и т.д.)
8. Определите состав слов.
Стульчик, перчик, переплетчик,
сногсшибательный, очиститель, невежда, ведьма.
9. Определите часть речи. Как называются такие
слова?
Простой
пила
стекло
гнет
поцелуй
три
10. В каком слове нет приставки?
Подогнуть, подозрение, подоконник, подолбить,
подушка, пододеяльник.
11. Аукцион «Помоги команде».
Назовите как можно больше глаголов, которые
пишутся с не слитно.
12. Решите
языковую пропорцию.
Больница / больные = парк / ?
Дети / школа = взрослые / ?
Змея / нора = ? / конура
Дерево / кора = человек / ?
13. Продолжите смысловой ряд.
Округа, поездка, прибой, ...
Роза, курган, десна, ...
14. Разминка «Помоги команде»
Задачи-шутки
15. «Четвертый
лишний».
Печка, свечка, утка, овечка;
крик, кричать, квакать, кукарекать;
золото, ураган, молоко, берег;
лебедь, воробей, ворона, попугай;
рыба, рак, угорь, скорпион;
крум, бруг, друг, шмяк.
16. «Занимательные каноны».
17. «Найдите родственников».
Подберите как можно больше
общеупотребительных слов, содержащих
древнерусский корень коло-.
(Например: колесо, кольцо, коляска, околица,
около, колея)
|