МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.
Главные члены предложения
Продолжение
5-й класс
1. На доске записаны предложения.
Предлагается расставить их в таком порядке,
чтобы получился текст.
А. Да это белка!
Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек. (Повествовательное,
невосклицательное, простое, односоставное,
распространенное.)
В. Как она очутилась в городе?
(Повествовательное, невосклицательное, простое,
двусоставное, распространенное.)
Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на
доски. (Повествовательное, невосклицательное,
простое, двусоставное, нераспространенное.)
Ответ: ГБАВ.
2. Укажите предложения с неверной
характеристикой.
Ответ: Б,Г.
3. Ученик послабее в записанных на
доске предложениях текста из задания 1
подчеркивает грамматическую основу, проводит
аналогичную работу в четверостишии:
Три крысы в к_стюмах и шапках из плюша,
Три утки в соломенных шляпках для суши
Пошли на пр_гулку и встретили свинок,
Двух свинок в шелках с головы до ботинок.
Один из сильных учеников исправляет
ошибки, если неверно выделена грамматическая
основа, и делает вывод о способах выражения
подлежащего и сказуемого.
1) Ветер по морю гуляет.
2) С ним одним она была добродушна, весела...
3) Дядя Федор вышел во двор.
4) Небо синее, деревья весело шумят
листьями.
Остальная часть класса пишет
свободный диктант по тексту.
По чистому полю бежит серая мышка. За
мышкой – дорожка, где в снегу лапки ступали.
Увидела мышка сосновую шишку, ухватила, скребет и
поглядывает, нет ли хоря. А злой хорь по следу
ползет. Вот-вот мышку загонит и схватит. А мышка
прыг в снег. Побрел голодный хорь по белому снегу.
(Л.Н. Толстой)
(47 слов)
4. После проверки выполненного на
доске все записывают предложения и подчеркивают
в них грамматическую основу.
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна...
(Е.Баратынский)
Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а
Щука тянет в воду. (И.Крылов)
|