МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.
Закрепление темы
«Однородные члены предложения»
5-й класс
1. На доске записаны для слабых
учеников схемы предложений с однородными
членами для расстановки знаков препинания, для
сильных – предложения, в которых нужно
расставить знаки препинания и подчеркнуть
однородные члены.
1) и ––– и ––– ==== – . – . –;
2) ==== ––– и ––– и ==== – . – . –;
3) ==== ––– да ====;
4) – . – . – – . – . – – . – . – == –––;
5) – . – . – ==== ––– ––– и ––– ~~~~~ .
1) И ромашки и тюльпаны отцвели уже
давно. 2) Достали ноты и инструменты и уселись на
лужок. 3) Мал золотник да дорог. 4) В поле в роще
всюду царствовало безмолвие. 5) В праздник
собрались родственники братья и сестры
родителей.
2. Ребята делятся на две группы:
одна (послабее) выполняет роль «редакторов». Они
получают текст К-1(б). Вторая группа проходит
«испытания» на должность «редактора». Их задача
– отредактировать текст К–1(а). Ребята из
первой группы принимают «испытания» у ребят из
второй группы: выслушивают объяснения и
правильность выполнения заданий.
К-1(а). Отредактируйте текст,
используя при этом предложения с однородными
членами. Составьте схемы предложений с
однородными членами.
У нас под окном жила воробьиная семья.
Однажды маленький воробьишка выпал из гнезда.
Воробьишка жалобно пищал. К воробьишке стала
подкрадываться кошка. Но тут писк воробьишки
услышала воробьиха. Воробьиха кинулась на
выручку воробьишке. Воробьиха стала бить кошку
крыльями. Кошка испугалась и убежала.
– Сделайте вывод, для чего
необходимы однородные члены предложения.
К-1(б). Спишите, вставляя
пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
Подчеркните однородные члены предложения,
составьте схемы предложений с однородными
членами.
У нас под окном жила вороб_иная сем_я.
Однажды маленький вороб_ишка вып_л из гн_зда и
жалобно п_щал. К нему стала подкрадыват_ся кошка.
Но тут писк птенца услыхала вороб_иха и кинулась
к нему на выручку и стала бить кошку крыл_ями. Та
испугалась и уб_жала.
3. Из двух предложений, записанных
на доске, составьте одно с однородными членами.
1) Голосистый школьный звонок
прозвенел весело. Голосистый школьный звонок
прозвенел звонко. 2) Мгновенно распахнулись двери
классов. Мгновенно распахнулись двери кабинетов.
3) Шумная толпа мальчишек и девчонок заполнила
коридор. Разноголосая толпа мальчишек и девчонок
заполнила коридор. 4) Наступили короткие минуты
отдыха. Наступили короткие минуты разминки.
– Можно ли записанные предложения
считать связным текстом? Докажите.
– Преобразуйте набор предложений в связный
текст и скажите, как связаны в нем предложения.
– Какова тема этого текста? Как можно его
озаглавить?
– Какая запись лучше: до преобразования или
после? Почему?
4. Прослушайте текст и составьте
его план.
ДЕВОЧКА И КАМЕНЬ
Маленькая девочка жила далеко от
школы. В дождь, в снег, в жару, в мороз она
приходила в школу вовремя. Однажды утром с горы
спустилась темная туча. Началась страшная буря.
Деревья сгибались до земли. Никто не выходил на
улицу. Вдруг сторож школы услышал в шуме бури
голос. Он вышел на крыльцо. Там стояла девочка и
держала в руках огромный камень. Она несла камень
всю дорогу, чтобы...
– Напишите изложение, продолжив
последнее предложение.
– Подчеркните в своем изложении однородные
члены предложения, составьте схемы предложений с
однородными членами.
5. Итоги урока. Для чего в речи необходимы
однородные члены?
|