Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №21/2006

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.


Закрепление темы
«Однородные члены предложения»

5-й класс

1. На доске записаны для слабых учеников схемы предложений с однородными членами для расстановки знаков препинания, для сильных – предложения, в которых нужно расставить знаки препинания и подчеркнуть однородные члены.

1) и ––– и ––– ==== – . – . –;
2) ==== ––– и ––– и ==== – . – . –;
3) ==== ––– да ====;
4) – . – . – – . – . – – . – . – == –––;
5) – . – . – ==== ––– ––– и ––– ~~~~~ .

1) И ромашки и тюльпаны отцвели уже давно. 2) Достали ноты и инструменты и уселись на лужок. 3) Мал золотник да дорог. 4) В поле в роще всюду царствовало безмолвие. 5) В праздник собрались родственники братья и сестры родителей.

2. Ребята делятся на две группы: одна (послабее) выполняет роль «редакторов». Они получают текст К-1(б). Вторая группа проходит «испытания» на должность «редактора». Их задача – отредактировать текст К–1(а). Ребята из первой группы принимают «испытания» у ребят из второй группы: выслушивают объяснения и правильность выполнения заданий.

К-1(а). Отредактируйте текст, используя при этом предложения с однородными членами. Составьте схемы предложений с однородными членами.

У нас под окном жила воробьиная семья. Однажды маленький воробьишка выпал из гнезда. Воробьишка жалобно пищал. К воробьишке стала подкрадываться кошка. Но тут писк воробьишки услышала воробьиха. Воробьиха кинулась на выручку воробьишке. Воробьиха стала бить кошку крыльями. Кошка испугалась и убежала.

– Сделайте вывод, для чего необходимы однородные члены предложения.

К-1(б). Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения, составьте схемы предложений с однородными членами.

У нас под окном жила вороб_иная сем_я. Однажды маленький вороб_ишка вып_л из гн_зда и жалобно п_щал. К нему стала подкрадыват_ся кошка. Но тут писк птенца услыхала вороб_иха и кинулась к нему на выручку и стала бить кошку крыл_ями. Та испугалась и уб_жала.

3. Из двух предложений, записанных на доске, составьте одно с однородными членами.

1) Голосистый школьный звонок прозвенел весело. Голосистый школьный звонок прозвенел звонко. 2) Мгновенно распахнулись двери классов. Мгновенно распахнулись двери кабинетов. 3) Шумная толпа мальчишек и девчонок заполнила коридор. Разноголосая толпа мальчишек и девчонок заполнила коридор. 4) Наступили короткие минуты отдыха. Наступили короткие минуты разминки.

– Можно ли записанные предложения считать связным текстом? Докажите.
– Преобразуйте набор предложений в связный текст и скажите, как связаны в нем предложения.
– Какова тема этого текста? Как можно его озаглавить?
– Какая запись лучше: до преобразования или после? Почему?

4. Прослушайте текст и составьте его план.

ДЕВОЧКА И КАМЕНЬ

Маленькая девочка жила далеко от школы. В дождь, в снег, в жару, в мороз она приходила в школу вовремя. Однажды утром с горы спустилась темная туча. Началась страшная буря. Деревья сгибались до земли. Никто не выходил на улицу. Вдруг сторож школы услышал в шуме бури голос. Он вышел на крыльцо. Там стояла девочка и держала в руках огромный камень. Она несла камень всю дорогу, чтобы...

– Напишите изложение, продолжив последнее предложение.
– Подчеркните в своем изложении однородные члены предложения, составьте схемы предложений с однородными членами.

5. Итоги урока. Для чего в речи необходимы однородные члены?

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru