Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №21/2006

У НАС В ГОСТЯХ «МЕДВЕЖОНОК»

Дорогие читатели!
Многие из вас знают о Всероссийском конкурсе-игре для школьников «Русский медвежонок — языкознание для всех». С 2000 года этот конкурс по русскому языку и языкознанию проводится ежегодно в середине ноября и с каждым годом собирает все больше и больше участников. В прошлом году в нем приняли участие более миллиона школьников. В этом году 16 ноября «Медвежонок» пройдет уже в 7-й раз. Задачи первых четырех конкурсов публиковались в нашей газете в прошлые годы, и мы знаем, что многие учителя с удовольствием используют их на уроках и дополнительных занятиях. Однако использование задач в конкурсе существенно отличается от их использования на уроке. При подготовке варианта для конкурса составители специально заботятся о том, чтобы задачи были разнообразны и по тематике, и по типу формулировки и чтобы рядом не оказывалось двух похожих задач. На уроке же учитель, как правило, отрабатывает какую-то определенную тему, и ему желательно подобрать несколько тематически близких заданий. Поэтому для каждого выпуска новой рубрики, которая открывается в этом номере газеты, ее ведущий постарается подбирать задачи по какой-либо одной теме. Ведет рубрику научный руководитель конкурса, председатель методической комиссии

Е.В. МУРАВЕНКО

Лингвистические задачи на уроке

В этом номере мы предлагаем вам задачи по фонетике. Они неизменно вызывают, пожалуй, наибольшие трудности у участников конкурса, хотя фонетикой школьники начинают заниматься уже в младших классах. С точки зрения организаторов конкурса основное, что школьники должны уметь в результате занятий фонетикой, — это различать звуки и буквы. Именно на это и нацелено абсолютное большинство задач конкурса. Однако обычно правильный ответ выбирают лишь от 10 до 20% участников. На наш взгляд, такие печальные результаты связаны с тем, что во многих школах используются лишь стандартные задания по фонетике — так называемый фонетический разбор. Эти задания мало у кого из детей вызывают энтузиазм и интерес к предмету, часто выполняются чисто автоматически и ведут к инертности мышления. Предлагаем здесь несколько типов заданий, требующих более вдумчивого отношения к материалу и творческого подхода. При необходимости увеличить количество заданий и сам учитель по данным образцам сможет составить дополнительные варианты.

Задачи по фонетике

1. В каком из этих слов количество букв не совпадает с количеством звуков?

(А) сел;
(Б) съел;
(В) сяду;
(Г) съешь;
(Д) поешь.

2. Попробуем читать звуки, из которых состоят слова лён, сад, луг, люк, альт, в обратном порядке. Сколько новых слов получится?

(А) 5;
(Б) 4;
(В) 3;
(Г) 2;
(Д) 1.

3. Сколько общих звуков в словах свой и овсяный?

(А) 0;
(Б) 1;
(В) 2;
(Г) 3;
(Д) 4.

4. Даны пары слов. В какой из них слова состоят из одинаковых звуков?

(А) друг гурт;
(Б) сруб брус;
(В) стиль лист;
(Г) гроздь горсть;
(Д) шов вошь.

5. Сколько русских слов можно составить из звуков [л’], [с’], [т’], [э] так, чтобы каждый звук был использован, и притом только один раз?

(А) ни одного;
(Б) одно;
(В) два;
(Г) три;
(Д) четыре.

6.  Даны пары слов: 1) код — кот, 2) нос — нёс, 3) был — бил, 4) пуд — путь. В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?

(А) в 1, 2;
(Б) во 2, 3;
(В) во 2, 4;
(Г) во 2, 3, 4;
(Д) во всех.

7.  Найдите слово, в котором количество мягких согласных звуков не такое, как в остальных:

(А) кровельщик;
(Б) каменщик;
(В) печник;
(Г) горшечник;
(Д) перевозчик.

8.  Незнайка не умеет писать слова правильно. Он пишет их так, как слышит.

Какие из слов: 1) счастье, 2) пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать — он напишет с буквой щ?

(А) 1, 2, 3;
(Б) 1, 2, 4;
(В) 2, 3;
(Г) 1, 4;
(Д) все.

9. Сколько звуков [с] в предложении:

Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи?

(А) один;
(Б) два;
(В) три;
(Г) четыре;
(Д) пять.

10. Посмотрите на список слов: жир, цирк, щипчики, шип, починка, дорожит. В скольких из них под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?

(А) 0;
(Б) 2;
(В) 3;
(Г) 4;
(Д) 5.

11. В словах рыба и рыбка корень рыб- представлен в двух фонетических вариантах: [рыб] и [рып]. А в скольких фонетических вариантах представлен корень -вод- в словах подвода, перевод, переводной, проводит, заводить?

(А) В одном;
(Б) в двух;
(В) в трех;
(Г) в четырех;
(Д) в пяти.

Решения задач

1. В слове сел 3 буквы и 3 звука — [с’эл], в слове съел 4 буквы и 4 звука — [сjэл] (или [с’jэл]), в слове сяду 4 буквы и 4 звука — [с’аду], в слове поешь 5 букв и 5 звуков — [паjэш]. А вот в слове съешь количество букв не совпадает с количеством звуков: 5 букв и 4 звука — [сjэш] (или [с’jэш]).

Ответ: (Г).

2.  Посмотрим, из каких звуков состоят данные слова. Для этого запишем их транскрипцию: лён [л’он], сад [сат], луг [лук], люк [л’ук], альт [ал’т]. Теперь прочитаем звуки в обратном порядке: [нол’] —> ноль, [тас] —> таз, [кул’] —> куль, [тл’а] —> тля. Четыре слова получилось, а вот слова, произносящегося как [кул], в русском языке нет.

Ответ: (Б).

3. Обратимся к звуковому составу слова свой — [своj]. Проверим, содержатся ли эти звуки в слове овсяный. В слове овсяный звука [с] нет (буква с обозначает мягкий звук [с’]), звука [в] нет (буква в перед глухим обозначает звук [ф]), звука [о] тоже нет (звук [о] возможен только под ударением), а вот звук [j] присутствует в этом слове, он обозначен буквой й. Таким образом, в словах свой и овсяный один общий звук — [j].

Ответ: (Б).

4. В словах пары (А) различие в двух звуках: [друк] — [гурт]. Слова пары (Б), хотя и состоят из одинаковых букв, различаются одним звуком, так как в первом слове на конце происходит оглушение согласного: [сруп] — [брус]. В паре (В) слова различаются мягкостью/твердостью согласных: [с’т’ил’] — [л’ист]. В паре (Д) различие аналогично случаю (Б): [шоф] — [вош]. В паре же (Г) слова состоят из одинаковых звуков: [грос’т’] — [горс’т’].

Ответ: (Г).

5. Большинство возможных последовательностей четырех приведенных звуков — вроде [с’т’л’э] или [т’л’эс’] — явно не соответствуют никаким русским словам. Последовательность [л’эс’т’] сравнительно легко опознается как существительное лесть и — возможно, с несколько большим трудом — как глагол лезть. Сложнее увидеть слово в последовательности [с’эл’т’]. Если вспомнить, что звонкие согласные в русском языке оглушаются на конце слова, получается… сельдь!

Ответ: (Г).

6. Произношение слов в первой паре одинаково, в третьей — различается двумя звуками ([бы] — [б’и]), а в оставшихся парах различается лишь одним звуком: во второй паре — первым ([н] — [н’]), в четвертой — последним ([т] — [т’]).

Ответ: (В).

7. Во всех этих словах, кроме горшечника, по три мягких согласных звука: кровельщик — [в’], [л’], [щ]; каменщик — [м’], [н’], [щ]; печник — [п’], [ч’], [н’]; перевозчик — [п’], [р’], [щ]. В горшечнике же — два мягких согласных звука: [ч’] и [н’].

Ответ: (Г).

8. Орфография порой бывает обманчива. Звук [щ] есть не только в слове по[щ]ада, но также в словах [щ]астье и ра[щ]итывать. Зато в слове помо[ш]ник есть буква щ, а вот звука [щ], как ни странно, нет.

Ответ: (Б).

9. [с]коро мы [з] друзьями будем ра[ш]ифровывать [с]тарые рукопи[с’]и.

Из пяти букв с в этом предложении только две обозначают звук [с]: первая и четвертая. Вторая по счету буква с обозначает звук [з], который образовался в результате озвончения [с] перед звонким [д]. Третья буква с вместе с буквой ш обозначает долгий звук [ш], который образовался в результате уподобления звука [с] последующему [ш]. Пятая буква с обозначает мягкий звук [с’], так как после нее идет буква и.

Ответ: (Б).

10. После твердых согласных, не имеющих мягкой пары, а именно ж, ц, ш, буква и обозначает звук [ы]. В приведенном списке таких слов четыре: жир, цирк, шип, дорожит.

Ответ: (Г).

11. Корень -вод- в данных словах представлен в пяти фонетических вариантах: подвода [вод], перевод [вот], переводной [вад], проводит [вод’], заводить [вaд’].

Ответ: (Д).

Авторы задач: П.Аркадьев: 10; А.Богданов: 9; Н.Валеева: 7;
Е.Муравенко: 1–4, 6, 11; И.Рудина: 5; Е.Холодова: 8.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru