У НАС В ГОСТЯХ «МЕДВЕЖОНОК»
Дорогие читатели!
Многие из вас знают о Всероссийском
конкурсе-игре для школьников «Русский
медвежонок — языкознание для всех». С 2000 года
этот конкурс по русскому языку и языкознанию
проводится ежегодно в середине ноября и с каждым
годом собирает все больше и больше участников. В
прошлом году в нем приняли участие более
миллиона школьников. В этом году 16 ноября
«Медвежонок» пройдет уже в 7-й раз. Задачи первых
четырех конкурсов публиковались в нашей газете в
прошлые годы, и мы знаем, что многие учителя с
удовольствием используют их на уроках и
дополнительных занятиях. Однако использование
задач в конкурсе существенно отличается от их
использования на уроке. При подготовке варианта
для конкурса составители специально заботятся о
том, чтобы задачи были разнообразны и по
тематике, и по типу формулировки и чтобы рядом не
оказывалось двух похожих задач. На уроке же
учитель, как правило, отрабатывает какую-то
определенную тему, и ему желательно подобрать
несколько тематически близких заданий. Поэтому
для каждого выпуска новой рубрики, которая
открывается в этом номере газеты, ее ведущий
постарается подбирать задачи по какой-либо одной
теме. Ведет рубрику научный руководитель
конкурса, председатель методической комиссии
Е.В. МУРАВЕНКО
Лингвистические задачи на уроке
В этом номере мы предлагаем вам задачи по
фонетике. Они неизменно вызывают, пожалуй,
наибольшие трудности у участников конкурса, хотя
фонетикой школьники начинают заниматься уже в
младших классах. С точки зрения организаторов
конкурса основное, что школьники должны уметь в
результате занятий фонетикой, — это различать
звуки и буквы. Именно на это и нацелено
абсолютное большинство задач конкурса. Однако
обычно правильный ответ выбирают лишь от 10 до 20%
участников. На наш взгляд, такие печальные
результаты связаны с тем, что во многих школах
используются лишь стандартные задания по
фонетике — так называемый фонетический разбор.
Эти задания мало у кого из детей вызывают
энтузиазм и интерес к предмету, часто
выполняются чисто автоматически и ведут к
инертности мышления. Предлагаем здесь несколько
типов заданий, требующих более вдумчивого
отношения к материалу и творческого подхода. При
необходимости увеличить количество заданий и
сам учитель по данным образцам сможет составить
дополнительные варианты.
Задачи по фонетике
1. В каком из этих слов количество
букв не совпадает с количеством звуков?
(А) сел;
(Б) съел;
(В) сяду;
(Г) съешь;
(Д) поешь.
2. Попробуем читать звуки, из
которых состоят слова лён, сад, луг, люк, альт,
в обратном порядке. Сколько новых слов получится?
(А) 5;
(Б) 4;
(В) 3;
(Г) 2;
(Д) 1.
3. Сколько общих звуков в словах свой
и овсяный?
(А) 0;
(Б) 1;
(В) 2;
(Г) 3;
(Д) 4.
4. Даны пары слов. В какой из них
слова состоят из одинаковых звуков?
(А) друг — гурт;
(Б) сруб — брус;
(В) стиль — лист;
(Г) гроздь — горсть;
(Д) шов — вошь.
5. Сколько русских слов можно
составить из звуков [л’], [с’], [т’], [э] так, чтобы
каждый звук был использован, и притом только один
раз?
(А) ни одного;
(Б) одно;
(В) два;
(Г) три;
(Д) четыре.
6. Даны пары слов: 1) код — кот,
2) нос — нёс, 3) был — бил, 4) пуд — путь.
В каких парах произношение слов различается лишь
одним звуком?
(А) в 1, 2;
(Б) во 2, 3;
(В) во 2, 4;
(Г) во 2, 3, 4;
(Д) во всех.
7. Найдите слово, в котором
количество мягких согласных звуков не такое, как
в остальных:
(А) кровельщик;
(Б) каменщик;
(В) печник;
(Г) горшечник;
(Д) перевозчик.
8. Незнайка не умеет писать
слова правильно. Он пишет их так, как слышит.
Какие из слов: 1) счастье, 2) пощада,
3) помощник, 4) рассчитывать — он напишет с
буквой щ?
(А) 1, 2, 3;
(Б) 1, 2, 4;
(В) 2, 3;
(Г) 1, 4;
(Д) все.
9. Сколько звуков [с] в предложении:
Скоро мы с друзьями будем
расшифровывать старые рукописи?
(А) один;
(Б) два;
(В) три;
(Г) четыре;
(Д) пять.
10. Посмотрите на список слов: жир,
цирк, щипчики, шип, починка, дорожит. В скольких
из них под ударением произносится тот же гласный
звук, что и в слове сыр?
(А) 0;
(Б) 2;
(В) 3;
(Г) 4;
(Д) 5.
11. В словах рыба и рыбка
корень рыб- представлен в двух фонетических
вариантах: [рыб] и [рып]. А в скольких фонетических
вариантах представлен корень -вод- в словах подвода,
перевод, переводной, проводит, заводить?
(А) В одном;
(Б) в двух;
(В) в трех;
(Г) в четырех;
(Д) в пяти.
Решения задач
1. В слове сел 3 буквы и 3 звука —
[с’эл], в слове съел 4 буквы и 4 звука — [сjэл]
(или [с’jэл]), в слове сяду 4 буквы и 4 звука —
[с’аду], в слове поешь 5 букв и 5 звуков —
[паjэш]. А вот в слове съешь количество букв не
совпадает с количеством звуков: 5 букв и 4 звука —
[сjэш] (или [с’jэш]).
Ответ: (Г).
2. Посмотрим, из каких звуков
состоят данные слова. Для этого запишем их
транскрипцию: лён [л’он], сад [сат], луг
[лук], люк [л’ук], альт [ал’т]. Теперь
прочитаем звуки в обратном порядке: [нол’] —> ноль,
[тас] —> таз, [кул’] —> куль, [тл’а] —> тля.
Четыре слова получилось, а вот слова,
произносящегося как [кул], в русском языке нет.
Ответ: (Б).
3. Обратимся к звуковому составу
слова свой — [своj]. Проверим, содержатся ли
эти звуки в слове овсяный. В слове овсяный
звука [с] нет (буква с обозначает мягкий звук
[с’]), звука [в] нет (буква в перед глухим
обозначает звук [ф]), звука [о] тоже нет (звук [о]
возможен только под ударением), а вот звук [j]
присутствует в этом слове, он обозначен буквой й.
Таким образом, в словах свой и овсяный
один общий звук — [j].
Ответ: (Б).
4. В словах пары (А) различие в двух
звуках: [друк] — [гурт]. Слова пары (Б), хотя и
состоят из одинаковых букв, различаются одним
звуком, так как в первом слове на конце
происходит оглушение согласного: [сруп] — [брус].
В паре (В) слова различаются мягкостью/твердостью
согласных: [с’т’ил’] — [л’ист]. В паре (Д)
различие аналогично случаю (Б): [шоф] — [вош]. В
паре же (Г) слова состоят из одинаковых звуков:
[грос’т’] — [горс’т’].
Ответ: (Г).
5. Большинство возможных
последовательностей четырех приведенных звуков
— вроде [с’т’л’э] или [т’л’эс’] — явно не
соответствуют никаким русским словам.
Последовательность [л’эс’т’] сравнительно
легко опознается как существительное лесть и
— возможно, с несколько большим трудом — как
глагол лезть. Сложнее увидеть слово в
последовательности [с’эл’т’]. Если вспомнить,
что звонкие согласные в русском языке оглушаются
на конце слова, получается… сельдь!
Ответ: (Г).
6. Произношение слов в первой паре
одинаково, в третьей — различается двумя звуками
([бы] — [б’и]), а в оставшихся парах различается
лишь одним звуком: во второй паре — первым ([н] —
[н’]), в четвертой — последним ([т] — [т’]).
Ответ: (В).
7. Во всех этих словах, кроме горшечника,
по три мягких согласных звука: кровельщик —
[в’], [л’], [щ]; каменщик — [м’], [н’], [щ]; печник
— [п’], [ч’], [н’]; перевозчик — [п’], [р’], [щ].
В горшечнике же — два мягких согласных звука:
[ч’] и [н’].
Ответ: (Г).
8. Орфография порой бывает
обманчива. Звук [щ] есть не только в слове по[щ]ада,
но также в словах [щ]астье и ра[щ]итывать.
Зато в слове помо[ш]ник есть буква щ,
а вот звука [щ], как ни странно, нет.
Ответ: (Б).
9. [с]коро мы [з] друзьями будем
ра[ш]ифровывать [с]тарые рукопи[с’]и.
Из пяти букв с в этом
предложении только две обозначают звук [с]:
первая и четвертая. Вторая по счету буква с
обозначает звук [з], который образовался в
результате озвончения [с] перед звонким [д].
Третья буква с вместе с буквой ш
обозначает долгий звук [ш], который образовался в
результате уподобления звука [с] последующему [ш].
Пятая буква с обозначает мягкий звук [с’],
так как после нее идет буква и.
Ответ: (Б).
10. После твердых согласных, не
имеющих мягкой пары, а именно ж, ц, ш,
буква и обозначает звук [ы]. В приведенном
списке таких слов четыре: жир, цирк, шип,
дорожит.
Ответ: (Г).
11. Корень -вод- в данных словах
представлен в пяти фонетических вариантах: подвода
[вод], перевод [вот], переводной [вад],
проводит [вод’], заводить [вaд’].
Ответ: (Д).
Авторы задач: П.Аркадьев: 10; А.Богданов:
9; Н.Валеева: 7;
Е.Муравенко: 1–4, 6, 11; И.Рудина: 5; Е.Холодова: 8.
Продолжение следует
|