Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №22/2006

ЮБИЛЕИ И ДАТЫ

Н.Н.ЛЕОНТЬЕВА


Представление смысла текста и критерии понимания текста

Как представлять смысл текста

Предлагается некоторый вариант семантической записи для текста, в которой представлен в явном виде не только смысл слов (например, в виде комбинаций элементарных смыслов), но и значение связей между ними. Последние предлагается выражать в записи отдельными элементами, которые будем называть «смысловыми отношениями». Эти чисто смысловые отношения типа часть (А – часть В), начало (А – начало В), результат (А – результат В), актант (А – актант В), адресат (А – адресат В) и другие должны отражать реальные соотношения между объектами, упоминаемыми в тексте.

* * *

Мы предлагаем фиксировать в смысловой записи в явном виде все смысловые отношения, соответствующие тексту, независимо от того, выражены они в тексте явно или неявно, и независимо от типа синтаксической связи. Элементами смысловой записи предлагается считать «слова» (названия конкретных действий, состояний, свойств, предметов и т.д.) и «смысловые отношения» (названия тех функций, которые одни конкретные предметы, действия, свойства и т.д. выполняют по отношению к другим предметам, действия, свойствам и т.д.). Примеры «слов»: бить, держать, идти, лес, комната, мальчик, красный, быстро и др. Примеры «смысловых отношений»: результат ( , ) конец ( , ) участник ( , ), часть ( , ) и др.

Если исходить из известного всем лингвистам записи в виде многоместного предиката, лексемы распределятся по этим «словам» и «отношениям» следующим образом:

1. Все синтаксические отношения будут заменены смысловыми отношениями, например, запись вида «требовать (я, ты, прийти)» может быть представлена таким образом:

Я – субъект требовать;
ты – адресат требовать;
ты – субъект прийти;
прийти – содержание требовать,

или эквивалентной записью в бинарных отношениях:

субъект (я, требовать),
адресат (ты, требовать),
субъект (ты, прийти),
содержание (прийти, требовать).

2. Все непредикаты станут «словами», т.е. элементами, стоящими в скобках (в данном примере «слова» я, ты). 3. Предикаты первой группы (глаголы и глагольные формы) перейдут в «слова» (требовать, требование, прийти), предикаты второй группы (предлоги, союзы) – в «смысловые отношения».

Все смысловые отношения двухместны. Смысловое отношение с заполненными местами является, по сути дела, смысловым ядерным предложением (далее будем называть их сокращенно СЯ-предложениями).

Набор подобных СЯ-предложений для текста образует смысловую запись этого текста.

Критерии понимания

Сформулируем критерий понимания смысла текста. Текст понят, если говорящий может:

а) перераспределять общий смысл текста не только между словами, но и между предложениями (т.е. передавать тот же смысл другим набором предложений, включая изменение порядка их следования). Ведь распределение общего смысла текста между предложениями так же произвольно, как распределение общего смысла предложения между словами;

б) с одной стороны, восстанавливать все смысловые сокращения в тексте (т.е. пересказывать текст так, чтобы ни одно предложение не содержало элементов, отсылающих к смыслу другого предложения), а с другой стороны – сокращать повторяющиеся части смысла.

Примеры

Рассмотрим смысловую запись (несколько упрощенную) для простого предложения

Прыгали кенгуру с детенышами в сумках:

(1) субъект (кенгуру, прыгать)
(2) часть (сумка, кенгуру)
(3) принадлежность (детеныши, кенгуру)
(4) локализация (сумки, детеныши)

Каждому из этих СЯ-предложений соответствует несколько языковых выражений:

(1) кенгуру прыгали, прыжки кенгуру и др.
(2) кенгуру имеют сумку, кенгуру с сумками, сумки кенгуру, сумки у кенгуру и др.
(3) у кенгуру есть детеныши, детеныши кенгуру, кенгуру имеют детенышей и др.
(4) детеныши находятся (сидят) в сумках, внутри сумки детеныши, сумка с детенышами и др.

Разные комбинации этих выражений создают возможности объединить их в предложения иначе, чем исходное объединение:

Прыгали кенгуру с сумками. В сумках у кенгуру находятся детеныши.
Кенгуру совершали прыжки. У кенгуру сумки. Кенгуру имеют детенышей. Детеныши сидят в сумках и др.

* * *

Теперь возьмем короткий текст.

Открылось заседание. Сначала выступил Иванов. Он говорил мало. Он рассказывал о строительстве.

Сопоставим каждому предложению его смысловую запись (местоимениям, а также опущенными словам будет соответствовать пустое место).

Открылось заседание.
1. начало ( , заседание).
Сначала выступил Иванов.
2. субъект (Иванов, выступление),
3. начало (выступление, ).
Он говорил мало.
4. субъект ( , говорить)
5. включено (говорить, малый Т), где Т – отрезок времени
Он рассказывал о строительстве.
6. субъект ( , рассказывать),
7. адресат ( , рассказывать),
8. содержание (строительство, рассказывать),
9. субъект ( , строить),
10. объект ( , строить).

Восстановление смысловых сокращений должно происходить в результате сравнения СЯ-предложений. В данном наборе СЯ-предложений может быть восстановлена только часть пустых мест.

В 1-м и 3-м СЯ-предложениях пустые места заполняются при объединении их в одно (формально они совместимы. Содержательные ограничения: у отношения начало оба члена должны быть однородными: «процесс – процесс» или «предмет - предмет». Это условие тоже соблюдено). Результирующее СЯ-предложение:

1,3. начало (выступление, заседание).

Для восстановления субъекта в 4 и 6 сравниваем их с 2. Из сравнения словарных смысловых признаков слов, стоящих на вторых местах, извлекаем, что выступать в некотором смысле эквивалентно говорить (выступление может проявляться в говорении), а говорить эквивалентно рассказывать (рассказывать – частный случай говорить). Значит, в СЯ-предложениях 4 и 6 может быть записан субъект предложения 2:

4) субъект (Иванов, говорить),
6) субъект (Иванов, рассказывать).

Неполные СЯ-предложения 7, 9, 10 не могут быть восстановлены в данном наборе.

Теперь рассмотрим полученный набор СЯ-предложений с точки зрения смыслового дублирования. 2, 4, 6 дублируют смысл друг друга (так как выступать = говорить = рассказывать). Оставляем из них 6 как самое конкретное. Подставляем слово рассказывать в другие предложения, где есть эквивалентные ему слова:

1,3. начало (рассказывать, заседание),
5. включено (рассказывать, малый Т).

Остается семь СЯ-предложений, представляющих смысл данного текста в неизбыточном виде:

1) начало (рассказывать, заседание),
2) субъект (Иванов, рассказывать),
3) содержание (строить, рассказывать),
4) включено (рассказывать, малый Т),
5) адресат ( , рассказывать),
6) субъект ( , строить),
7) объект ( , строить).

Этому набору может, например, соответствовать неизбыточное языковое выражение: В начале заседания Иванов кратко рассказал о строительстве. Одновременно запись показывает, что данный текст неполон: неясно, кому Иванов рассказывал, кто строит и что строит.

Возьмем продолжение текста: Собравшиеся услышали, что государство планирует построить 100 садов, в виде СЯ-предложений:

8. субъект (собравшиеся, слушать),
9. объект (100 садов, строить),
10. субъект (государство, планировать),
11. содержание (I0, слушать),
12. содержание (строить, планировать).

В этом наборе из 10 и 12 можно сделать вывод: субъект (государство, строить). Из смысла слова планировать и 12 следует:

13. включено (строить, Тк),
14. после (Тк, текущий Т).

Из соотношения по смыслу слов рассказывать–слушать (субъект слушать=адресат рассказывать) и 8 выводим: адресат (собравшиеся, рассказывать).

Таким образом оказываются заполненными все СЯ-предложения первого набора:

5. адресат (собравшиеся, рассказывать),
6. субъект (государство, строить),
7. объект (100 садов, строить).

Этой полученной полной записи первого и второго текстов (включая 13 и 14) соответствует, например, предложение В начале заседания Иванов кратко рассказал собравшимся, что государство построит 100 садов.

* * *

Смысловая полнота текста определяется по отношению к его смысловой записи. Текст, в смысловой записи которого все валентности «слов» и отношений взаимно насыщены, является полным, или автономным, по смыслу. Наличие в записи пустых мест или «слов» с невыясненной валентностью (например, местоимений) – свидетельство его неполноты.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru