ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ
Л.В. ГЛОТОВА,
Воронежская обл.
Разноаспектный анализ текста
Прочитайте текст и выполните задания
1–12
(1) В селе под Воронежем жил мальчишка.
(2) Мир для него там, где солнце садилось, кончался
лесом, а там, где всходило, – степью. (3) И самым
интересным местом в этом мире были речушка,
ольховый лесок, мокрый луг с желтыми
трясогузками... (4) День в детстве велик, но и его не
хватало, чтобы обегать это великое царство. (5) И
вот тогда чья-то умная, внимательная рука
предложила девятилетнему «естествоиспытателю»
книжку под названием «Животные-герои».
(6) Только теперь, имея уже седину,
понимаешь, как важно вовремя бросить нужное
зернышко в землю. (7) За все эти годы жизни я,
пожалуй, не прочел книги более нужной, чем эта. (8)
В книге все было просто, понятно и очень близко. (9)
Картинки в книжке тоже были особенные.
(10) Позже по картинкам на широких полях
я немедленно узнавал дорогие мне книги, разыскал
и прочел все, что можно было найти. (11) Я узнал, что
писатель и художник всех этих книг – одно и то же
лицо, Сетон-Томпсон. (12) Еще позже, уже опытным
глазом перечитывая Сетон-Томпсона, я
почувствовал огромные знания и любовь этого
человека к природе, необычайную достоверность в
каждом слове и в каждом рисунке. (13) Теперь я стал
интересоваться самим автором и понял: за книгами
стоит яркая, интересная жизнь.
(14) Книгу Сетон-Томпсона «Моя жизнь» я
прочел за ночь, последние листы переворачивал
уже при утреннем свете. (15) Эта вторая встреча с
Сетон-Томпсоном была серьезней, чем свидание в
детстве. (16) Важным было открытие: человек прожил
счастливую жизнь потому, что неустанно трудился
и делал любимое дело. (17) Книга открыла глаза
также на то, что почувствовать «свое назначение»
и потом ему следовать, очень непросто. (18) Жизнь –
непрерывный экзамен, она не щадит отступивших и
оступившихся. (19) Но упорство, вера и мужество без
награды не остаются. (20) Я тогда был в состоянии,
которое многие испытывали: школа окончена, но
сделано несколько явно неверных шагов. (21) Что
дальше? (22) Эта книга меня поддержала. (23) Она
способна поддержать каждого, кто ее прочитает. (24)
Это тот самый случай, когда чья-то жизнь служит
уроком...
(В.Песков)
Задания к тексту
1. В каком предложении автор дает
оценку первой прочитанной им книге
Сетон-Томпсона?
1) 15;
2) 7;
3) 12;
4) 16.
2. Какие типы речи представлены в
предложениях 6–24?
1) Рассуждение;
2) рассуждение и описание;
3) повествование и рассуждение;
4) повествование и описание.
3. Укажите предложение, в котором
используется фразеологизм.
1) 2;
2) 5;
3) 19;
4) 17.
4. Из предложений 4–5 выпишите слово,
образованное приставочным способом.
5. Из предложений 22–23 выпишите все
местоимения.
6. Из предложения 17 выпишите
подчинительное словосочетание со связью согласование.
7. Среди предложений 5–12 найдите
сложное, в состав которого входят два
односоставных предложения. Напишите номер этого
предложения.
8. Среди предложений 8–15 найдите
предложение, осложненное обособленным
обстоятельством. Напишите его номер.
9. Среди предложений 12–24 найдите
сложное предложение, в котором используется и
бессоюзная связь, и союзная связь обоих видов –
сочинительная и подчинительная. Напишите его
номер.
10. Среди предложений 1–10 найдите такое,
которое соединяется с предыдущим при помощи
указательного местоимения и лексического
повтора. Напишите номер этого предложения.
11. Какие из перечисленных ниже средств
выразительности использованы в предложениях 5, 6,
12?
1) Синтаксический параллелизм;
2) развернутые сравнения;
3) синекдоха;
4) метафора;
5) гипербола;
6) метонимия;
7) парцелляция.
12. Напишите сочинение по прочитанному
тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте проблему,
поставленную автором текста (избегайте
чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему
вы согласны или не согласны с автором
прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте,
опираясь на жизненный или читательский опыт
(учитываются первые три аргумента).
Объем сочинения – не менее 150 слов.
Ответы:
1. 2).
2. 3).
3. 4).
4. Обегать.
5. Эта, меня, она, каждого, кто, ее.
6. Свое назначение.
7. (6).
8. (12).
9. (20).
10. (3).
11. 3), 4), 6).
|