Я ИДУ НА УРОК
Т.А. КУШЕВИЧ,
г. Орел
Понятие о причастии
Роль причастий в речи
10-й класс
(2 часа)
Цель: систематизация сведений о
причастии.
ХОД УРОКА
I.
В современной науке до сих пор нет
однозначного ответа на вопрос о лингвистическом
статусе причастия. Существуют две точки зрения: 1)
причастие – это форма глагола (Н.М. Шанский и др.);
и 2) причастие – это самостоятельная часть речи
(В.В. Виноградов, В.В. Бабайцева и др.). Попытайтесь
аргументировать ту и другую позицию.
1) Причастия – это особая форма
глагола, т.к.:
– причастия обозначают признак
предмета по действию;
– причастия сохраняют грамматические признаки
глагола и имеют те же категории вида,
возвратности, времени;
– причастия образуются только от глаголов, в
отличие от прилагательных, которые образуются от
разных частей речи – от глаголов,
существительных и др.; от прилагательных
образуются наречия; прилагательными могут быть
сложные слова.
2) Причастия – это особая часть речи,
т.к.:
– причастия имеют определенное
специфическое значение, а именно – обозначают
признак предмета по действию;
– причастия, как и другие части речи (например,
существительные, прилагательные, глагол), имеют
свои морфемные показатели – суффиксы причастий.
Определите смысл названия термина,
опираясь на грамматическое значение причастия.
Историческая справка
Как отдельная часть речи причастие
было описано в первой русской «Грамматике» М.В.
Ломоносова.
Из Толкового словаря В.Даля:
Причастье – участье, прикосновенность,
сообщенье, сродство, соотношенье, сопричастие,
связь, зависимость…
Грамматическая часть речи, причастная глаголу.
Причастие считается
словообразовательной калькой латинского participium,
однако встречается в грамматике Иоанна
Дамаскина. Поэтому, возможно, является
старославянизмом, означающим сопричастность. В
греческом языке причастие называлось так потому,
что оно по своим грамматическим свойствам
«сопричастно» как имени, так и глаголу.
Шанский Н. и др. Краткий этимологический
словарь русского языка.
II. Работа с текстом
– Чтение, запись текста.
Очарованность красотой и
многообразием мира – характерная особенность
поэтики Н.С. Лескова. «Жизнь нередко строит такие
комбинации, каких самый казуистический ум в
кабинете не выдумает», – говорил он. Царство
случайного – это стихия непознанного и
непознаваемого в жизни и судьбе человека, и
Лесков-художник действует в согласии, в союзе с
нею.
Его герои, необыкновенные, чудаковатые, но
искренние и цельные, упорно и самоотверженно
несут «бремя жизни» и готовы всегда постоять за
правду. Лесковские «праведники» олицетворяют
стихийное стремление к добру и тем нравственным
идеалам, которые таятся в глубоких и чистых
родниках народного сознания (фрагмент статьи
учебника по литературе для 10-го класса под ред.
Ю.В. Лебедева).
– Определите тему текста.
– Назовите ключевые слова,
характеризующие поэтику Лескова.
Царство случайного, праведники.
– Вспомните созданные
писателями-классиками образы праведников.
Лукерья из рассказа И.С. Тургенева
«Живые мощи»; Матрена, рассказ А.И.
Солженицына «Матренин двор».
– Подберите синонимы к словам поэтика,
казуистический.
Поэтика – художественный мир,
индивидуальный стиль писателя.
Казуистический (ум) – изощренный, изворотливый.
– С какой буквы нужно писать слово лесковский
внутри предложения и почему?
Имена прилагательные, обозначающие
принадлежность и образованные от собственных
имен лиц, пишутся со строчной буквы, если они
имеют в своем составе суффикс -ск-. (Розенталь
Д.Э. и др. Справочник по правописанию,
произношению и литературному редактированию. М.:
ЧеРо, 1999. С. 17)
– Найдите слова, которые образованы
путем перехода из одной части речи в другую.
Вспомните, к какой группе способов
словообразования относится эта разновидность. (Неморфологический,
другое название – лексико-грамматический
способ.)
– Придумайте необходимый контекст, в
котором эти слова являлись бы причастиями.
Выполните их словообразовательный, морфемный и
морфологический разборы.
Не познавать > не-по-зн-а-ва-ем-ого;
не познать > не-по-зн-а-нн-ого (явления) – прич.,
н.ф. непознанный/непознаваемый; невозвратные;
действит./страдат. залога;
несовершенного/совершенного вида;
настоящего/прошедшего времени; м.р., ед. ч., р.п.;
определение.
NB! В словах наблюдается явление
апплицирования (наложения) морфем: конечной
гласной а корня и глагольного суффикса -а.
– Объясните правописание не с
причастиями.
– Вспомните, что означают понятия согласованные
и несогласованные определения. Приведите
примеры. Объясните, к какому виду определений
будут относиться полные причастия.
Согласованные определения
(прилагательные, многие местоимения, полные
причастия): стихийное стремление, в глубоких и
чистых родниках сознания.
Несогласованные определения (могут
быть выражены существительным или местоимением
(чаще всего в р.п.): многообразием мира,
особенность поэтики, судьбе человека, его жизнь,
их надежда; а также наречиями: походка
вразвалку, разговор начистоту.
– Определите вид придаточного в
последнем предложении. Подберите к нему
синтаксический синоним. Объясните
функционально-стилистическое различие двух
конструкций.
...идеалам, которые таятся (нейтр.,
разговорный стили) – идеалам, таящимся
(книжный стиль).
– Сделайте вывод о том, какова роль
причастий в речи. В каком стиле речи они чаще
встречаются и наиболее уместны?
Причастия образно характеризуют
предмет, показывая его признаки в динамике,
развитии. Причастия объединяют энергию глагола и
описательную экспрессию прилагательного. «Сии
глагольные имена служат к сокращению
человеческого слова, заключая в себе имени и
глагола силу». (М.В. Ломоносов)
Чаще встречаются в книжной речи.
– Прочитайте текст В.Ардова1.
Определите жанр. Найдите в тексте
грамматические, речевые ошибки и недочеты. С
какой целью они допущены автором? Объясните
смысл названия.
СУКОННЫЙ ЯЗЫК
Люди, ходящие по траве, вырастающей за
отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся
граблями, а также толкающиеся, приставающие к
гуляющим, бросающие в пользующихся
произрастающими растениями, подставляющие ноги
посещающим, плюющие на проходящих и сидящих,
пугающие имеющихся детей, ездящие на
велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и
кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие,
являются штрафующимися.
Сатирический жанр пародии.
Высмеивается сухой, канцелярский язык
официально-деловых бумаг. Сатирический эффект
создается с помощью намеренного нагромождения
причастий (их 20, причастных оборотов 12), которые
затрудняют восприятие в силу однообразия
синтаксических конструкций, их неблагозвучия
(скопление шипящих – каламбурная, комическая
звукопись), а также грамматических ошибок (приставающие
вместо пристающие; отсутствие прямого
дополнения при главном слове: загрязняющий
(что?) засоряющий (что?).
! Суконный язык –
невыразительная, бедная, неграмотная речь.
1 В.Ардов – писатель-сатирик
Серебряного века.
|