Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №22/2006

Я ИДУ НА УРОК

Т.А. КУШЕВИЧ,
г.  Орел


Понятие о причастии

Роль причастий в речи

10-й класс

(2 часа)

Цель: систематизация сведений о причастии.

ХОД УРОКА

I.

В современной науке до сих пор нет однозначного ответа на вопрос о лингвистическом статусе причастия. Существуют две точки зрения: 1) причастие – это форма глагола (Н.М. Шанский и др.); и 2) причастие – это самостоятельная часть речи (В.В. Виноградов, В.В. Бабайцева и др.). Попытайтесь аргументировать ту и другую позицию.

1) Причастия – это особая форма глагола, т.к.:

– причастия обозначают признак предмета по действию;
– причастия сохраняют грамматические признаки глагола и имеют те же категории вида, возвратности, времени;
– причастия образуются только от глаголов, в отличие от прилагательных, которые образуются от разных частей речи – от глаголов, существительных и др.; от прилагательных образуются наречия; прилагательными могут быть сложные слова.

2) Причастия – это особая часть речи, т.к.:

– причастия имеют определенное специфическое значение, а именно – обозначают признак предмета по действию;
– причастия, как и другие части речи (например, существительные, прилагательные, глагол), имеют свои морфемные показатели – суффиксы причастий.

Определите смысл названия термина, опираясь на грамматическое значение причастия.

Историческая справка

Как отдельная часть речи причастие было описано в первой русской «Грамматике» М.В. Ломоносова.
Из Толкового словаря В.Даля:
Причастье – участье, прикосновенность, сообщенье, сродство, соотношенье, сопричастие, связь, зависимость…
Грамматическая часть речи, причастная глаголу.
Причастие считается словообразовательной калькой латинского participium, однако встречается в грамматике Иоанна Дамаскина. Поэтому, возможно, является старославянизмом, означающим сопричастность. В греческом языке причастие называлось так потому, что оно по своим грамматическим свойствам «сопричастно» как имени, так и глаголу.
Шанский Н. и др. Краткий этимологический словарь русского языка.

II. Работа с текстом

– Чтение, запись текста.

Очарованность красотой и многообразием мира – характерная особенность поэтики Н.С. Лескова. «Жизнь нередко строит такие комбинации, каких самый казуистический ум в кабинете не выдумает», – говорил он. Царство случайного – это стихия непознанного и непознаваемого в жизни и судьбе человека, и Лесков-художник действует в согласии, в союзе с нею.
Его герои, необыкновенные, чудаковатые, но искренние и цельные, упорно и самоотверженно несут «бремя жизни» и готовы всегда постоять за правду. Лесковские «праведники» олицетворяют стихийное стремление к добру и тем нравственным идеалам, которые таятся в глубоких и чистых родниках народного сознания (фрагмент статьи учебника по литературе для 10-го класса под ред. Ю.В.  Лебедева).

– Определите тему текста.

– Назовите ключевые слова, характеризующие поэтику Лескова.

Царство случайного, праведники.

– Вспомните созданные писателями-классиками образы праведников.

Лукерья из рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи»; Матрена, рассказ А.И.  Солженицына «Матренин двор».

– Подберите синонимы к словам поэтика, казуистический.

Поэтика – художественный мир, индивидуальный стиль писателя.
Казуистический (ум) – изощренный, изворотливый.

– С какой буквы нужно писать слово лесковский внутри предложения и почему?

Имена прилагательные, обозначающие принадлежность и образованные от собственных имен лиц, пишутся со строчной буквы, если они имеют в своем составе суффикс -ск-. (Розенталь Д.Э. и др. Справочник по правописанию, произношению и литературному редактированию. М.: ЧеРо, 1999. С. 17)

– Найдите слова, которые образованы путем перехода из одной части речи в другую. Вспомните, к какой группе способов словообразования относится эта разновидность. (Неморфологический, другое название – лексико-грамматический способ.)

– Придумайте необходимый контекст, в котором эти слова являлись бы причастиями. Выполните их словообразовательный, морфемный и морфологический разборы.

Не познавать > не-по-зн-а-ва-ем-ого; не познать > не-по-зн-а-нн-ого (явления) – прич., н.ф. непознанный/непознаваемый; невозвратные; действит./страдат. залога; несовершенного/совершенного вида; настоящего/прошедшего времени; м.р., ед. ч., р.п.; определение.

NB! В словах наблюдается явление апплицирования (наложения) морфем: конечной гласной а корня и глагольного суффикса -а.

– Объясните правописание не с причастиями.

– Вспомните, что означают понятия согласованные и несогласованные определения. Приведите примеры. Объясните, к какому виду определений будут относиться полные причастия.

Согласованные определения (прилагательные, многие местоимения, полные причастия): стихийное стремление, в глубоких и чистых родниках сознания.

Несогласованные определения (могут быть выражены существительным или местоимением (чаще всего в р.п.): многообразием мира, особенность поэтики, судьбе человека, его жизнь, их надежда; а также наречиями: походка вразвалку, разговор начистоту.

– Определите вид придаточного в последнем предложении. Подберите к нему синтаксический синоним. Объясните функционально-стилистическое различие двух конструкций.

...идеалам, которые таятся (нейтр., разговорный стили) – идеалам, таящимся (книжный стиль).

– Сделайте вывод о том, какова роль причастий в речи. В каком стиле речи они чаще встречаются и наиболее уместны?

Причастия образно характеризуют предмет, показывая его признаки в динамике, развитии. Причастия объединяют энергию глагола и описательную экспрессию прилагательного. «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». (М.В. Ломоносов)

Чаще встречаются в книжной речи.

– Прочитайте текст В.Ардова1. Определите жанр. Найдите в тексте грамматические, речевые ошибки и недочеты. С какой целью они допущены автором? Объясните смысл названия.

СУКОННЫЙ ЯЗЫК

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающие в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

Сатирический жанр пародии. Высмеивается сухой, канцелярский язык официально-деловых бумаг. Сатирический эффект создается с помощью намеренного нагромождения причастий (их 20, причастных оборотов 12), которые затрудняют восприятие в силу однообразия синтаксических конструкций, их неблагозвучия (скопление шипящих – каламбурная, комическая звукопись), а также грамматических ошибок (приставающие вместо пристающие; отсутствие прямого дополнения при главном слове: загрязняющий (что?) засоряющий (что?).

! Суконный язык – невыразительная, бедная, неграмотная речь.


1 В.Ардов – писатель-сатирик Серебряного века.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru