Я ИДУ НА УРОК
Н.В. РУХЛЕНКО,
г. Белгород
Причастие
Повторение изученного
7-й класс
Цель: повторение изученного о
причастии, развитие логического мышления,
воспитание интереса к искусству.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы повторим изученное
о причастии. Это мы сделаем с опорой на картину
Николая Александровича Ярошенко «Кочегар».
Н.А. Ярошенко родился в Полтаве в семье
военного, по желанию отца получил военное
образование и всю жизнь оставался на военной
службе. Интерес к искусству проявился у него с
раннего детства, и благодаря своей настойчивости
он сумел посещать рисовальную школу, где
преподавал Крамской, и Академию художеств. На
одной из очередных передвижных выставок
Ярошенко показал картину, которая произвела
необычайно сильное впечатление на
современников. Это была картина «Кочегар».
2. Опрос.
Что такое причастие?
Назовите признаки прилагательного у причастия.
Назовите признаки глагола у причастия.
Что такое причастный оборот?
Расскажите о словообразовании действительных и
страдательных причастий.
3. Синтаксический разбор
предложений.
На фоне каменного подземелья,
озаренного багровым отсветом пылающей топки,
изображен только один человек. А как много
говорит картина!
Задания
– Как изменится пунктуация в первом
предложении, если поменять местами определяемое
слово и причастный оборот? Обозначьте графически
причастный оборот.
– Сколько причастий в данном
предложении? Ответ обоснуйте. От каких глаголов
образованы причастия? Определите падеж
причастий. (Причастий в предложении три: озаренного,
пылающей, изображен.)
4. Выборочный диктант.
Вариант 1. В левый столбик запишите
действительные причастия, в правый –
страдательные. Докажите правильность ответа.
Определите вид и время причастий.
1. Пристально и угрюмо глядят усталые
глаза кочегара. 2. Натруженные, жилистые руки
опущены вдоль грузной фигуры. 3. Голова со
спутанными волосами словно вросла в плечи. 4.
Сумрачный взгляд, изборожденный морщинами лоб,
ссутулившаяся фигура со впалой грудью говорят о
тяжелом, изнурительном труде, выпавшем на долю
кочегара.
Действительные причастия
Ссутулившаяся
выпавшем
Страдательные причастия
Натруженные
опущены
спутанными
изборожденный
Вариант 2. Поставьте номера
предложений, выпишите причастия, относящиеся к
данному номеру. Докажите правильность ответа.
Определите вид и время причастий.
1. –
2. Натруженные, опущены.
3. Спутанными.
4. Изборожденный, ссутулившаяся, выпавшем.
(Все причастия – и действительные, и
страдательные – прошедшего времени,
совершенного вида.)
Задания
– Объясните правописание окончаний и
суффиксов причастий.
– Какой связью соединены названные предложения? (Связь
параллельная, в предложениях говорится о разных
предметах. Каждое из предложений понятно само по
себе. Предложения связаны по смыслу.)
5.
Запишите два предложения. Произведите
сравнительный анализ предложений (что общего,
чем различаются). Определите грамматические
основы предложений.
За спиной кочегара мы видим угол
низкой, полутемной котельной, стены которой
покрыты копотью и грязью. Луч солнца не
заглядывает сюда, кочегар не видит дневного
света по двенадцать–четырнадцать часов в сутки.
(Первое предложение – сложное,
союзное, сложноподчиненное; второе – сложное,
бессоюзное.)
Задания
– Произведите морфологический разбор
причастия покрыты.
– От глаголов видеть и заглядывать
образуйте все возможные формы причастий.
Видеть – перех., несов. вида.
Заглядывать – неперех., несов. вида.
Видеть – видящий, видевший, видимый,
виденный.
Заглядывать – заглядывающий, заглядывавший.
6.
Объясните знаки препинания. (Текст
написан на доске.)
Когда-то кочегар был здоровым и
сильным, но тяжелый труд изнурил его. Мускулы рук
застыли в привычном напряжении от тяжести
бесчисленного количества лопат с углем,
переброшенных в топку. Но чувствуется, что еще
сильны эти натруженные руки. Кажется, что вот-вот
поднимутся они в знак протеста против таких
условий жизни, обрекающих рабочего человека на
непосильную работу.
Задания
– Произведите морфологический разбор
слова обрекающих.
– Произведите морфемный разбор всех причастий.
Учитель. Ребята, обращаю ваше
внимание на то, что художник Н.А. Ярошенко
впервые в истории русской живописи создал образ
индустриального рабочего.
7. Творческая работа.
Учитель. Укоризненный и
требовательный взгляд кочегара устремлен на
зрителя. В нем как бы застыл вопрос. Как вы
думаете, ребята: какой? Поразмышляйте! Напишите
сочинение-миниатюру. (Некоторые ответы учащихся: «Почему
так тяжела жизнь?»; «Когда же кончатся невзгоды?»
и т.д.)
8. Орфографический анализ
предложений.
«Кто больше?» (кто больше найдет и
объяснит орфограмм).
В суровом образе кочегара
взволнованно и драматично художником раскрыты
безрадостность жизни, жестокость эксплуатации.
Что-то тревожащее, взывающее к совести людей
заключено в этой картине. Художник как бы говорит
своим современникам: нельзя оставаться
спокойными, пока простой труженик, подобный
этому коренастому и могучему кочегару, стонет
под тяжестью непосильного труда.
Задание
Найдите в тексте причастия. Укажите у
них признаки глагола и прилагательного. (Тревожащее,
вызывающее, заключено.)
9. Подведение итогов урока.
10. Выставление оценок.
11. Домашнее задание:
создайте портрет кочегара (письменно).
|