Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №22/2006

Я ИДУ НА УРОК
Работаем по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской

О.С.  НИВЕРЧУК,
г.  Москва


Деепричастие

Обобщение и систематизация изученного

7-й класс

Цели урока:

1. Образовательная: обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте;

выработка практического умения находить деепричастный оборот и ставить знаки препинания при нем;
проверка умения различать деепричастные и причастные обороты.

2. Развивающая: способствовать развитию быстроты реакции, внимания, памяти, мышления, речи.

3. Воспитательная: формирование коммуникативных умений.

ХОД УРОКА

I. Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся должны составить предложение, выполнив предварительно ряд действий (слова предложения записываются по мере выполнения задания).

Из предложения Дымов был любителем приключений возьмите подлежащее.

Добавьте обстоятельство времени, выраженное наречием, из предложения Фестиваль юных талантов проводится ежегодно.

Возьмите глагол в начальной форме из предложения Он любил ездить по свету, употребив его в форме 3-го лица ед. ч. пр. вр;

Из предложений: Целый день я скитаюсь по пустым полям – выпишите предлог;

Различные и очень интересные насекомые копошились вокруг – возьмите два прилагательных, употребив их в форме мн. ч. д.п.

Добавьте дополнение, выраженное существительным в форме мн. ч. д.п. из предложения Каким-то частям его души не хватало чего-то высокого, светлого.

Из предложения Африка – одно из любопытнейших мест планеты возьмите подлежащее, употребив его в форме р.п. ед. ч.

Выпишите обстоятельство образа действия, выраженное существительным с предлогом с из предложения Алексей с завидным терпением ухаживал за щенками.

Из предложения Он с трудом продвигался вперед, изучая все новые и новые места, – возьмите деепричастие.

Из предложения Ее жизни ничего не угрожало выпишите личное местоимение.

Вопросы для беседы

  • Какое предложение у вас получилось? (Дымов ежегодно ездил по различным интересным частям Африки, с терпением изучая ее.) Заранее на доске!

  • Чем осложнено это простое предложение?

  • Какие знаки препинания вы поставите? Объясните их постановку.

  • Устно произведите морфологический разбор деепричастия.

  • Теперь из первых букв каждого слова составьте новое слово. (Деепричастие.)

II. Проверяем усвоение темы.

Для этого проведем цифровой диктант. Если вы согласны с моим утверждением, поставьте цифру «1», если нет – «0». Ответы записываем в виде трехзначных чисел.

Цифровой диктант

Я утверждаю, что:

1. Деепричастие – неизменяемая форма глагола;

2. Только тогда, когда деепричастный оборот стоит после определяемого слова, он выделяется запятыми.

3. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.

4. Не с деепричастиями всегда пишется раздельно.

5. Деепричастия несовершенного вида образуются от основ начальной формы глагола путем прибавления суффиксов -в-, -вши-, -ши-.

6. Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие и отвечают на вопрос что сделав?

7. Деепричастие и деепричастный оборот в предложении являются обстоятельством.

8. Суффиксы -а- (-я-) характерны для деепричастий несовершенного вида.

9. Деепричастие – особая форма глагола, которая имеет признаки глагола и прилагательного.

Итог: 101 001 110.

III. Работа с текстом.

Ребята, перед вами на партах лежат листы с текстом. Прочитайте его, пожалуйста, знаки препинания не расставлены.

А из города уже выступало неприятельское войско гремя в литавры и трубы и подбоченившись выезжали паны окруженные несметными слугами. Толстый полковник отдавал приказы. И стали наступать они тесно на ... таборы грозя нацеливаясь пищалями сверкая очами и блеща медными доспехами. <...>Далеко понеслось громкое хлопанье по всем окрестным полям и нивам слившись в беспрерывный гул; дымом затянуло все поле а запорожцы палили (не)переводя духу. <...> Уже не видно было за великим дымом обнявшим то и другое воинство.

Вопросы для обсуждения

  • Из какого произведения этот отрывок? Кто автор этого произведения?

  • Каков стиль этого отрывка?

  • Назовите глаголы, обозначающие основные действия. (Войско выступало, паны выезжали, отдавал приказы, стали наступать, понеслось, затянуло дымом.)

  • С помощью каких языковых средств автор уточняет действия, выраженные глаголами? (В тексте много деепричастий, основная функция деепричастий в речи – дописывать, дорисовывать основное действие.)

Задание. Выпишите из текста деепричастия совершенного и несовершенного вида. (Работают два ученика.)

Совершенный вид

подбоченившись – подбочениться
слившись – слиться

Несовершенный вид

гремя – гремят
грозя – грозят
нацеливаясь – нацеливается
сверкая – сверкает
блеща – блестит (щ//ст) не переводя – не переводит

Вопросы к заданию

  • От основ каких глаголов и с помощью каких суффиксов образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида?

  • Выделите суффиксы, запишите исходные глаголы, выделите у них основу.

  • От чего зависит правописание гласной перед суффиксами у деепричастий совершенного вида?

  • Почему правописание гласной перед -вши- в деепричастии слившись не вызывает затруднений?

Вопросы к тексту

  • Посмотрите, чем осложнено первое предложение текста.

  • Что такое деепричастный оборот?

  • Выпишите это предложение в тетрадь, найдите одиночное деепричастие, деепричастный оборот, обозначьте границы деепричастного оборота и подчеркните его как член предложения.

  • Давайте расставим остальные знаки препинания, которые необходимы в данном тексте. Объясните их постановку.

  • В предпоследнем предложении есть деепричастный оборот.

  • Почему между деепричастными оборотами сверкая очами и блеща медными доспехами запятая не ставится?

  • В чем различие в постановке знаков препинания при одиночных причастиях и одиночных деепричастиях? При причастном и деепричастном оборотах?

IV. Проверка быстроты реакции, внимания.

Теперь посмотрите на запись на доске. Как можно быстрее из каждой строчки исключите лишь те буквы, которые повторяются; запишите правильно получившееся слово.

КНАЕУЮБАИКВЮ – не убив
ЖЭЭКЕЖФГОДИУФЯИ – негодуя
НЙЕДУЗВИГЙАЯЗСЬУ – не двигаясь
ДМНЕМУСАТОЛЯАВ – не устояв
СНЮЕВЗСИЮРАППЯ – невзирая

Вопросы к заданию

  • Какие слова у вас получились?

  • Слова какой части речи записаны на доске?

  • Какие из деепричастий пишутся с не слитно, а какие раздельно? Почему?

  • Правописание не с какой другой частью речи подчиняется тому же правилу, что и деепричастие? Чем интересны такие задания?

V. Проверочная работа (тест).

Вариант 1

1. В каком случае не следует писать слитно?

а) (Не)построив;
б) (не)рассчитывая;
в) (не)навидел;
г) (не)освещая.

2. В каких случаях следует писать и?

а) Увид_в;
б) зате_вши;
в) посе_в;
г) замет_в.

3. Расставьте недостающие знаки препинания.

Я не понимал, что все это значит, и стоя на одном месте, бессмысленно смотрел на медленно удаляющегося человека.

Вариант 2

В каком случае не следует писать раздельно?

а) (Не)доумевая;
б) (не)взирая на лица;
в) (не)задумываясь;
г) (не)навидя.

2. В каких случаях надо писать е?

а) услыш_в;
б) постро_вшись;
в) посе_в;
г) обид_вшись.

3. Расставьте недостающие знаки препинания.

Лось выбежал на опушку, заросшую кустарником, и не останавливаясь направился к блестевшей в лучах заходящего солнца реке.

VI. Домашнее задание.

Вопросы на стр. 75 (устно), упр. 168 (в помощь § 13, 31).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru