МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Здравствуйте, уважаемая редакция
газеты «Русский язык»!
Пишет вам учитель из г. Дубны Московской
области Охлопкова Марина Юрьевна. Известно, что
правописание н и нн – одна из самых
сложных тем в курсе русской орфографии, а
правописание н и нн в кратких формах
– тем более. Мало рассматривается в школе вопрос
о правописании н и нн в
существительных. Хочу предложить ряд упражнений,
которые помогут разобраться в этих хитрых
правилах.
М.Ю. ОХЛОПКОВА,
г. Дубна
Дидактический материал по теме
«Правописание н и нн
в различных частях речи»
Упражнение 1. Н и нн в
кратких и полных причастиях.
Распределите словосочетания в два
столбика:
1) есть зависимые слова – причастие –
форма полная – пишем нн;
2) есть зависимые слова – причастие – форма
краткая – пишем н.
Стиран_ое в сетке белье, люди
взволнован_ы слухами, сестра намерен_а уехать,
вопросы искусственно запутан_ы, зван_ый в гости,
движения скован_ы робостью, партия выигран_а
шахматистом, писан_ая масляными красками
картина, она напуган_а вестью.
Упражнение 2. Н и нн в
кратких прилагательных и причастиях.
Распределите словосочетания в два
столбика:
1) слово в прямом значении
(сохраняется значение действия) – причастие –
краткое – пишется н;
2) слово в переносном значении, нет зависимых слов
– прилагательное – ставим в полную форму –
пишем столько же н, сколько в полной форме (в
этом задании нн).
Манеры изыскан_ы, слова услышан_ы, мы
окружен_ы, дети распущен_ы (на каникулы), вино не
выдержан_о, движения скован_ы, взгляды
ограничен_ы, поле заминирован_о, руки исцарапан_ы,
книги подержан_ы, дерзость намерен_а, идеалы
возвышен_ы.
Упражнение 3. Из данных слов
выпишите слова-исключения, подчеркните н или
нн.
Смышлен_ый ребенок, путан_ый ответ,
непрошен_ый гость, назван_ый брат, желан_ый
результат, делан_ый вид, рифмован_ый стих,
бешен_ый зверь, зван_ый ужин, придан_ое невесты,
Прощен_ое воскресенье, ветрен_ый человек,
неезжен_ая дорога, чекан_ый шаг, священ_ое дерево,
мудрен_ый ответ.
Упражнение 4. Н и нн
в существительных.
Определите, от какой части речи и с
помощью каких суффиксов образованы данные
существительные:
1) образованы от прилагательных с
помощью суффиксов – -ик-, -иц-а;
2) образованы от существительных с помощью
суффиксов -ник-, -ниц-а;
3) образованы от прилагательных с помощью
суффикса -ость-.
Образец:
Коноплян_ик – конопляный
(прил.) + -ик- = конопляник.
Малин_ик – малина (сущ.) + -ник- =
малинник.
Ветрен_ость – ветреный + -ость- = ветреность.
Копчен_ости, нефтян_ик, гостин_ица,
листвен_ица, беспридан_ица, рябин_ик, путан_ик,
варен_ик, гривен_ик, дружин_ик, поклон_ик,
дровян_ик, современ_ик, мошен_ик, бессребрен_ик,
пшен_ик, Маслен_ица.
Упражнение 5. Распределите слова
в три столбика:
1) отыменные прилагательные (н и нн);
2) отглагольные прилагательные (н);
3) причастия (нн).
Подчеркните н или нн,
объясните графически написание.
Багрян_ый закат, кожан_ый кошелек,
путан_ый ответ, ломан_ая линия, солен_ые бабушкой
огурцы, проникновен_ая игра, смородин_ый лист,
серебрен_ый мастером кубок, точен_ая фигура,
накатан_ая лыжня, придан_ое значение, сварен_ый
картофель, стрижен_ые волосы, писан_я красавица,
неписан_ый закон, исписан_ые листы, серебрян_ая
медаль, имен_ой пистолет, гружен_ый цементом,
порван_ый кафтан.
Упражнение 6. Спишите слова,
укажите части речи выделенных слов, объясните
письменно написание н и нн.
Они уверен_ы в победе – отвечал уверен_о.
Море взволнован_о ветром – ребята взволнован_ы
– пел взволнован_о.
Отвечал рассеян_о – ученые рассеян_ы –
семена рассеян_ы.
Мысли запутан_ы – нитки запутан_ы
(котенком) – объяснял запутан_о.
|