Я ИДУ НА УРОК
О.Б. ЩЕПИНА,
школа № 610,
г. Москва
Функции имен прилагательных в текстах
разных жанров и стилей
Интегрированный урок русского
языка и литературы
10-й класс
Студенты-филологи, проходящие педагогическую
практику в школе № 610 г. Москвы, всегда с
удовольствием и, безусловно, пользой посещают
уроки О.Б. Щепиной. (См. на с.19 этого номера
заметку пятикурсницы Е.Макеевой.) Однако на этот
раз в кабинете русского языка собрались не
только студенты, но и многочисленные
учителя-словесники г. Москвы.
Как бы учителя ни относились к экзамену по
русскому языку в форме тестирования (ЕГЭ),
готовить учеников к этому испытанию приходится.
Забота учителя об эффективной подготовке
учеников к экзаменационному сочинению проходит
красной нитью через все занятие.
Вопросов у словесников достаточно, вот некоторые
из них: где найти время на подготовку (при одном
часе в неделю), на каких уроках (русского языка
или литературы) ее осуществлять?
Не нашедшая ответов на все вопросы О.Б. Щепина
нашла форму работы – интегрированные уроки. С
одним из таких уроков мы знакомим наших
читателей.
I этап – лингвистический
Определяем цель двухчасового занятия
– подготовиться и написать сочинение на тему
«Пушкинский завет русской литературе».
Готовиться будем на уроке, писать сочинение –
дома. Основным материалом урока станет текст
Даниила Гранина «О милосердии».
Не будем торопиться читать текст
Д.Гранина, спросим учеников об авторе текста: кто
он? что пишет? Оказывается, автор статьи –
писатель и публицист, значит, можно предположить,
что Д.Гранин для выражения своих мыслей и чувств
прибегает к выразительным языковым средствам.
Задача учеников – проанализировать эти
средства, но не все, а только определения,
выраженные прилагательными.
Упраздняется ли милосердие в нашей
жизни? … Есть ли постоянная нужда в этом чувстве?
Часто ли мы получаем призыв к нему? В «Памятнике»,
где так выношено каждое слово, Пушкин итожит
заслуги своей поэзии классической формулой:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Как бы ни трактовать последнюю строку,
в любом случае она есть прямой призыв к
милосердию. Стоило бы проследить, как в поэзии и в
прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему.
От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки»,
«Выстрела», «Станционного смотрителя» милость к
падшим становится для русской литературы
нравственным требованием, одной из высших
обязанностей писателя. В течение XIX века русские
писатели призывают видеть в таком забитом,
ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса,
как станционный смотритель, человека с душой
благородной, достойной любви и уважения.
Пушкинский завет милости к падшим пронизывает
творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и
Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и
Лескова.
Это не только прямой призыв к милосердию, но это и
обращение писателей к героям униженным и
оскорбленным, сирым, убогим, бесконечно одиноким,
несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова,
как Катюша Маслова.
Живое чувство сострадания, вины, покаяния в
творчестве больших и малых писателей России
росло и ширилось, завоевав этим народное
признание, авторитет.
Милость к падшим призывать – воспитание этого
чувства, возвращение к нему – необходимость
настоятельная, труднооценимая. Я убежден, что
литература наша, тем более сегодня, не может
отказаться от пушкинского завета.
(По Д.Гранину)
Задание 1
– Найдите в тексте словосочетания, в
состав которых входят прилагательные; запишите
их.
Ничтожнейший чиновник;
пушкинский завет;
с душой благородной, достойной
любви и уважения;
к героям … сирым, убогим, бесконечно
одиноким, несчастным;
живое чувство;
необходимость настоятельная,
труднооценимая.
– Какое место по отношению к
определяемому слову занимают прилагательные в 3-,
4-м и 6-м словосочетаниях? Как называется этот
художественный прием?
(В этих словосочетаниях определение
стоит после существительного, такой
художественный прием называется инверсией.)
Задание 2
– Выпишите предложение, в которое
входят два из названных словосочетаний;
произведите его синтаксический разбор.
В течение XIX века русские писатели
призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем
чиновнике четырнадцатого класса, как
станционный смотритель, человека с душой
благородной, достойной любви и уважения.
Задание 3
– Выпишите из текста еще одно
предложение с инверсией. Определите, какой
художественный прием, помимо инверсии,
использует автор в этом предложении?
Это не только прямой призыв к
милосердию, но это и обращение писателей к героям
униженным и оскорбленным, сирым, убогим,
бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как
Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова.
(Предложение осложнено рядом
однородных определений.)
– Чем отличаются слова, входящие в
этот ряд?
(Автор использует ряд синонимов,
отличающихся оттенками значений. Синонимы
выстроены в порядке возрастания признака: от униженных
и оскорбленных до падших. Этот
художественный прием называется градацией.)
– Итак, Д.Гранин в своем тексте
использует инверсию и градацию. Но с какой целью?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо вновь
перечитать текст и поразмыслить над лексическим
значением его ключевых слов.
Задание 4
– По толковому словарю определите
значение слов благородство, ничтожество,
милость, милосердие; подберите к ним синонимы,
образуйте от существительных прилагательные.
– Какими же словами в сочинении можно
заменить прилагательные благородный,
ничтожный, милосердный?
Согласно словарю ничтожный – это
незначительный, убогий, мелкий, ничего не стоящий
человек. А какое значение приобретает это
прилагательное в тексте Д.Гранина? Зачем Д.Гранин
использует это прилагательное в превосходной
степени?
(Автор привлекает внимание читателей к
чиновнику, называя его ничтожнейшим. Однако
несмотря на свою крайнюю бедность, забитость и
ничтожность, сам по себе этот чиновник не
является ничтожным – у него душа благородная,
достойная любви и уважения. Использование
данной инверсии позволяет автору статьи
акцентировать внимание читателей на этих словах.
Именно такому человеку – ничтожному, сирому,
убогому, бесконечно одинокому, но с душой
благородной, достойной любви и уважения –
А.Пушкин призывал оказывать милость. В этом и
состоит пушкинский завет.)
II этап урока – речеведческий
Вернемся к формулировке задания
уровня «С» экзаменационного материала по
русскому языку:
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Какие проблемы поднимает автор?
Разделяете ли вы позицию автора? Свой ответ
аргументируйте.
Отметьте не менее двух наиболее характерных для
прочитанного текста средств выразительности и
объясните, с какой целью автор использует их в
тексте. Приведите примеры.
Прежде всего определим жанр ученического
сочинения.
(Сочинение – это
научно-публицистический текст с элементами
художественности.)
Задание 1
– Прослушайте выступление
одноклассницы, которое поможет вам вспомнить
особенности публицистического текста, жанры
публицистики, и определите главную особенность
текстов этого стиля.
(Главной особенностью текстов
публицистического стиля является привлечение
внимания читателей к затронутой теме, проблеме.
Так и нам, ученикам, опираясь на примеры из
русской литературы, необходимо привлечь
внимание не только к статье Д.Гранина, но и к
ведущей теме русской литературы.)
Задание 2
Познакомимся с мини-сочинением на тему
«Пушкинский завет русской литературе», которое
уже к этому уроку написала одна из учениц класса.
Оцените композицию сочинения, целостность
текста и укажите на недостатки.
(В целом сочинение написано хорошо.
Однако не хватает, пожалуй, главного: аргументов
в подтверждение мысли, высказанной Д.Граниным, и
выражения собственной позиции.)
– Где же искать аргументы? Искать
будем в произведениях И.Тургенева, так как сейчас
мы изучаем его творчество на уроках литературы.
III этап – литературоведческий
Задание 1
– Прослушайте газетное сообщение –
публицистический текст. Определите его жанр и
цель написания.
После взятия города … турки перешли
в контрнаступление. Несмотря на героическую
оборону русских и болгар, город … пришлось сдать.
Турки вырезали 20 тысяч местного болгарского
населения. Западный отряд русских войск
попытался взять Плевну.
(Целью газетного сообщения является
сухое изложение информации.)
– Это газетное сообщение сопоставим
со стихотворением «Крокет в Виндзоре»
И.Тургенева, который по-своему откликается на
упомянутые в газете события.
Задание 2
– Прослушайте текст стихотворения
И.Тургенева «Крокет в Виндзоре». Определите
стиль и основную идею текста.
Сидит королева в Виндзорском бору…
Придворные дамы играют
В вошедшую в моду недавно игру;
Ту крокет игру называют.
Катают шары и в отмеченный круг
Их гонят так ловко и смело...
Глядит королева, смеется... и вдруг
Умолкла... лицо побледнело.
Ей чудится: вместо точеных шаров,
Гонимых лопаткой проворной,
Катаются целые сотни голов,
Обрызганных кровию черной...
То головы женщин, девиц и детей...
На лицах – следы истязаний,
И зверских обид, и зверских когтей –
Весь ужас предсмертных страданий.
И вот королевина младшая дочь –
Прелестная дева – катает
Одну из голов – и все далее, прочь –
И к царским ногам подгоняет.
Головка ребенка в пушистых кудрях,
И ротик лепечет укоры...
И всхлипнула тут королева – и страх
Безумный застлал ее взоры.
«Мой доктор! На помощь! Скорей!» – и
ему
Она поверяет виденье...
Но он ей в ответ: «Не дивлюсь ничему;
Газет Вас расстроило чтенье.
Толкует нам “Times”, как болгарский
народ
Стал жертвой турецкого гнева...
Вот капли... Примите... Все это пройдет!».
И в замок идет королева.
Вернулась домой и в раздумье стоит...
Склонились тяжелые вежды…
О ужас! Кровавой струею залит
Весь край королевской одежды!
«Велю это смыть!
Я хочу позабыть! На помощь, британские реки!» –
«Нет, Ваше величество!
Вам уж не смыть той крови невинной вовеки!»
1876
– Стиль текста художественный, но с
элементами публицистики, поскольку автор
осуждает королеву (напомним, что Англия в
русско-турецкой войне выступала на стороне
Турции) и призывает сострадать невинным жертвам.
Задание 3
– Прослушайте еще стихотворение в
прозе И.Тургенева – «Памяти Ю.П. Вревской». Можно
ли дополнить свое сочинение примером подвига
главной героини этого произведения?
На грязи, на вонючей сырой соломе, под
навесом ветхого сарая, на скорую руку
превращенного в походный военный гошпиталь, в
разоренной болгарской деревушке – с лишком две
недели умирала она от тифа.
Она была в беспамятстве – и ни один врач даже не
взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она
ухаживала, пока еще могла держаться на ногах,
поочередно поднимались с своих зараженных
логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам
несколько капель воды в черепке разбитого
горшка.
Она была молода, красива; высший свет ее знал; об
ней осведомлялись даже сановники. Дамы
завидовали ей, мужчины за ней волочились…
два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь
ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.
Нежное, кроткое сердце… и такая сила, такая жажда
жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… она не
ведала другого счастья… не ведала – и не
изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но
она с этим давно помирилась – и вся, пылая огнем
неугасимой веры, отдалась на служение ближним.
Какие заветные клады схоронила она там, в глубине
души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда –
а теперь, конечно, не узнает.
Да и к чему? Жертва принесена… дело сделано.
Но горестно думать, что никто не сказал спасибо
даже ее трупу – хоть она сама и стыдилась и
чуждалась всякого спасибо.
Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним
цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее
могилу!
И.С. Тургенев. Сентябрь 1878
Текст этого стихотворения приводит
нас к выводу, что Тургенева восхищает
способность человека к самопожертвованию.
Итак, домашнее задание: написать сочинение,
опираясь на основные положения статьи Д.Гранина
«О милосердии» и на тургеневские тексты, с
которыми вы познакомились на уроке.
|