Я ИДУ НА УРОК
Екатерина МАКЕЕВА,
студентка 5-го курса МГПИ,
г. Москва
Об одном московском учителе-словеснике
Какими качествами должен обладать
хороший учитель, которого любят ученики, учитель,
добивающийся прекрасных результатов в обучении
и воспитании? Ни один учебник по педагогике и
методике скорее всего не даст ответа на этот
вопрос. Школьная практика всегда богаче,
разнообразнее, интереснее любой теории. Именно к
практике и опыту работы учителя школы № 610 города
Москвы Щепиной Ольги Борисовны хочется
обратиться.
Ольга Борисовна – талантливый
учитель-словесник, настоящий мастер своего дела,
каждый ее урок является маленьким произведением
искусства. Особенно интересны уроки Ольги
Борисовны в старших классах. Много задач стоит
перед старшеклассниками: кому-то нужны
орфографические и пунктуационные тренинги,
кто-то должен повторить грамматику, и для всех
важно подготовиться к сочинению. А урок русского
языка – один раз в неделю! Нельзя не удивляться,
как органично Ольга Борисовна соединяет на уроке
изучение языка, повторение орфографии и
пунктуации с развитием речи учеников, приобщая
их к вдумчивому чтению, обучая пониманию текста.
Ребята всегда с радостью и с предвкушением
чего-то увлекательного идут к ней на урок. Мне
посчастливилось побывать на ее уроках в 11-м
классе. Этот выпускной класс Ольга Борисовна
ведет первый год, и взаимоотношения между
педагогом и учениками еще не сформировались.
Однако на уроке царит атмосфера
заинтересованности.
Итак, последний, седьмой урок в конце
рабочей недели. Ребята уже немного устали, но это
не мешает им активно работать. Тема урока:
«Особенности художественного стиля». На этом
уроке русского языка ученики еще раз увидят, как
наш язык живет в произведениях русской
литературы. Вспомним, что сейчас предмет
«русский язык» в школе входит в единую
образовательную область «Филология». Как
построить урок в соответствии с современными
тенденциями? Для многих учителей это трудная
задача. Поэтому особенно полезно познакомиться с
опытом работы Ольги Борисовны Щепиной, филолога,
чувствующего и понимающего слово и умеющего
заразить любовью к слову своих учеников. На
каждом уроке происходит важное событие,
связанное с анализом текста, который выбирает
учитель, с тем, как Ольга Борисовна вместе с
учениками его анализирует. Размышляя над
текстом, ребята не только раскрывают его секреты,
но и открывают в себе что-то новое. Кроме того,
комплексная работа с текстом на уроке русского
языка на материале упражнений учебника и при
использовании сборника текстов создает условие
для успешной подготовки и к изложению, и к
сочинению, и к заданиям с выбором ответов, и к
устному экзамену.
Сначала Ольга Борисовна предлагает
ученикам прочитать текст упражнения № 24 из
«Сборника текстов для проведения устного
экзамена по русскому языку за курс средней
школы» Т.М. Пахновой. Одна из учениц читает
отрывок из рассказа А.Чехова «Степь». Учитель
просит доказать, что этот текст художественного
стиля. Обосновать свои ответы старшеклассникам
оказалось не так просто. Учитель помогает им
точно сформулированными вопросами, и в
результате ученики самостоятельно приходят к
выводу, что главная цель художественного текста
– это создание художественного образа,
воздействующего на мысли и чувства читателя.
В тексте, избранном для анализа,
писатель-художник создает образ степи, но
примечательно, что А.Чехов показывает нам, как
природа воспринимается ребенком. Ученики
приводят цитаты. Следующий этап анализа текста –
поиск выразительных языковых средств, при помощи
которых Чехов дает описание степи. Важно уметь
привести убедительные примеры использования
этих средств в художественном тексте, а не только
знать теоретические определения.
Затем Ольга Борисовна предлагает
одиннадцатиклассникам сопоставить отрывок из
рассказа А.Чехова с отрывком из произведения
М.Прилежаевой (упражнение № 387, учебник «Русский
язык. Практикум для старших классов»
А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой). И снова ученики
работают с текстом, рисующим картину мира
глазами ребенка; отмечают ключевые слова этого
художественного текста – радость и волшебство.
Какими же качествами обладает Щепина?
Может быть, это еще и чувство юмора? И если что-то
не получается (ведь не всегда же все должно быть
гладко), то, вместо того чтобы менторским тоном
читать долгие нотации о дисциплине на уроке, о
важности выпускных экзаменов и необходимости
выполнения домашнего задания, Ольга Борисовна
может просто сказать: «По-моему, сегодня в вашем
классе соревнуются, кто же выйдет с урока с
наиболее пустой головой…».
|